В статье О карфагенском полководце Гамилькаре и роли личности в истории | О Жизни и об Истории | Дзен (dzen.ru) я предположил, что, в отличие от своего отца Гамилькара, Ганнибал умел выигрывать сражения, но не войны, то есть обладал, подобно Карлу XII, не столько талантом стратега, сколько тактика. Впрочем, Ганнибал был автором одной стратегической комбинации, реализация которой могла гипотетически привести к закату Рима и изменению расклада силы в Средиземноморье.
195 год до Рождества Христова, в Эфес, где в тот период находился могущественный правитель державы Селевкидов – Антиох III Великий, приезжает другой, не менее великий его современник – Ганнибал, едва избежавший ареста, как того требовал Рим, в родном Карфагене.
Барка предложил Антиоху забыть о геополитических противоречиях с македонским царем Филиппом V -- по крайне мере на время и, напротив, заключить с ним антиримский союз. После этого шага Ганнибал советовал царю высадиться в Греции, совместно с македонянами перенести военные действия на территорию Италии – видимо нанести удар через Ириллию в северо-западном направлении.
Для себя Ганнибал просил флот, дабы осуществить высадку в Африке, вернуть себя власть на Родине и потом с армией высадиться в южной Италии – на хорошо знакомом театре.
Трудно сказать, насколько план был осуществим – все-таки ранее македоняне потерпели тяжелое поражение: доселе непобедимая македонская фаланга была разбита римскими манипулами – правда, на не совсем ровной местности – при Киноксефалах в 197 году до Рождества Христова. Да и в уставшем от войны Карфагене далеко не все горели желанием видеть в его стенах прославленного соотечественника.
Так или иначе, но Антиох отказался от попытки реализации столь грандиозного замысла, наивно рассчитывая, что римляне оставят его в покое. Не оставили. В 190-м Антиох потерпел, как и ранее Филипп V, тяжелое поражение в битве при Магнезии и на следующий год заключил на крайне невыгодных для себя условиях мир с Римом, обязуясь, в числе прочего, выдать Ганнибала.
А спустя еще пару лет, во время одного из восстаний в державе Селевкидов, последний ее великий царь погиб, быть может в последние годы сожалея, что не принял предложения карфагенского изгнанника.
Изгнанничество же Ганнибала не ограничилось двором Антиоха, который он был вынужден оставить и бежать к вифинскому царю Прусию. Карфагенянин убеждал его начать борьбу против Рима. Но силы оказались несопоставимы. Римляне настояли на аресте Ганнибала. И чтобы не попасть в руки врагов он, уже старик, принял яд, умерев в один год со своим победителем – Сципионом Африканским, в 183 году до Рождества Христова.
Игорь Ходаков
Если Вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.