Искусство фотографии в Российской империи было развито чрезвычайно. Эксперименты с фоточувствительными веществами русские умельцы начали проводить уже в начале XIX века с той или иной степенью успешности. А едва парижская Академия наук успела объявить об открытии Луи Дагера в январе 1839 года, как в Париж уже мчался российский представитель, чтобы перенять опыт.
Как и во всем мире, в России интерес к фотографии стремительно нарастал, быстренько перерос рамки научного сообщества и ворвался в сферу коммерческого предпринимательства.
Уже в мае 1840 года московский гравер и изобретатель Алексей Федорович Греков начал рекламировать свои услуги в качестве дагерротиписта.
Греков стал первым русским фотографом-портретистом, а за ним последовала целая плеяда мастеров фотоискусства: Сергей Левицкий, Карл Бергамаско, Иван Бианки, Анри Деньер. Первые шаги в деле объединения фотографии и журналистики сделали Вильям Каррик, Иван Раульт, Максим Дмитриев, Дмитрий Никитин, Иван Дьяговченко, Иван Болдырев, Виктор Булла.
А легендарный Сергей Михайлович Прокудин-Горский объездил со своим фотоаппаратом всю Россию и в цвете представил миру ее необъятные просторы и многоликую культуру.
Международные выставки, заказы царской семьи и отзывы благодарных клиентов способствовали распространению славы российских фотографов за границей. Например, королева Виктория специально просила своего сына принца Альфреда, гостившего в России, сфотографироваться у Бергамаско.
В конце 1880-х годов появились первые любительские фотоаппараты, которые породили среди королевских семей Европы новую моду на фотографирование и составление альбомов из собственноручно сделанных фотографий.
Например, для Николая II это было любимое занятие для успокоения нервов. «Возился с фотографиями, распределял их для наклейки в толстый альбом», - писал он в дневнике 29 октября 1896 года.
Спустя много лет это занятие по-прежнему доставляло ему удовольствие.
«После завтрака многие приставали ко мне с несносными мелкими вопросами, которые сердят и портят кровь! Погулял удачно между ливнями. Наклеивал фотографии в альбом», — это запись от 12 декабря 1913 года.
Неудивительно, что монаршие особы стремились запечатлеть на фото важные и яркие события.
Бал 1903 года – не первый, чьи фото мы можем посмотреть. За двадцать лет до него во дворце великого князя Владимира Александровича состоялся бал a la russe, который тогда произвел не меньший ажиотаж, чем тот, о котором я пишу уже двенадцатую статью. Для фотографирования участников были приглашены Карл Бергамаско, Сергей Левицкий, Абрам Ясвоин, Эдуард Вестли, Карл Реш.
Давайте посмотрим на некоторые фотографии того давнего бала.
Стоит отметить, что если костюмы бала 1903 года можно критиковать за некоторое несоответствие историческим оригиналам, то костюмы бала 1883 года и вовсе были «по мотивам». Так, например, дамы совершенно открыто подчеркивали талии корсетами что, как вы понимаете, было совершенно немыслимо в допетровской Руси.
Великая княгиня Мария Павловна вообще не парилась. Такое впечатление, что она свое обычное платье украсила a la russe и надела кокошник с убрусом. Зато коса роскошная.
Давайте посмотрим на Марию Павловну через двадцать лет. Тут никаких корсетов, зато стати и надменности стало еще больше.
И если уж речь зашла о сравнениях, то давайте посмотрим на того, мимо которого эти двадцать лет прошли незамеченными. Я сначала даже не поверила, что на фото 1883 года тот самый великий князь Сергей Александрович.
А вот неподражаемая императрица Мария Федоровна.
И еще несколько фото участников бала.
Когда царица Александра Федоровна задумывала бал в русском стиле, посвященный 290-летию Дома Романовых, она серьезно подошла к вопросу его фотографирования. В Зимний дворец были приглашены лучшие фотографы своего времени: Даниил Аскиритов, Дмитрий Здобнов, Лев Левицкий, Вольф Ясвоин, Иван Войно-Оранский, Елена Мрозовская.
Общие фотографии были сделаны непосредственно на балу.
Придворный фотограф и кинооператор Александр Карлович Ягельский запечатлел на кинопленку шествие гостей в костюмах, но мой весьма поверхностный поиск в Интернете на ее следы не навел. Возможно, она не сохранилась. Если кто-то видел эти кадры, пожалуйста, напишите, буду искать дальше.
Главное, что нужно было запечатлеть – это костюмы. Через некоторое время после бала – 3 марта 1903 года – для его участников была организована самая настоящая фотосессия.
Об этом мы узнаем из записи в дневнике великого князя Сергея Александровича: «К завтраку в Зимний – цари снимались в костюмах», датированной 3 марта 1903 года.
Для фотосессии в Концертном зале Зимнего дворца был установлен стенд, имитирующий стены московской палаты XVII века, и бутафорский трон из Эрмитажного театра.
Великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна воспользовались естественными декорациями и сфотографировались в Московском Кремле в интерьерах Теремного дворца Алексея Михайловича.
Один из самых известных фотопортретов Русского бала – тонированный портрет княгини Ольги Орловой в роскошном кокошнике. Его автор – первая женщина – профессиональный художник в России Елена Мрозовская. Сейчас портрет находится в коллекции Эрмитажа.
Некоторые участники, а точнее, участницы бала не преминули воспользоваться случаем и сделали по несколько своих фотографий.
Но больше всех фотографироваться любила княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Мы можем встретить ее фото и в разных вариантах костюма, и в разных позах, и в разных местах. Инстакнягиня.
В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержащий 21 гелиогравюру и 174 фототипии. За немалые деньги альбом распространялся в первую очередь среди участников бала. Средства от его продажи пошли на благотворительные цели, а точнее в помощь русской армии на Дальнем Востоке. Сейчас экземпляр этого альбома хранится в Историческом музее.
Участники бала располагались в альбоме в зависимости от их ранга при дворе. По желанию императрицы дамы, состоящие на службе при высочайшем дворе, были помещены группами, отдельно от семей. Фотографии сопровождались подписями с именем, титулом и названием костюмов на двух языках: русском и французском.
Несмотря на то, что издание вышло убыточным, поскольку из 500 был продан 171 экземпляр, альбом имеет колоссальное значение. Благодаря ему бал стал широко известен за рубежом, а фотографии участников с подробным описанием нарядов позволили облегчить атрибуцию сохранившихся маскарадных костюмов.
Давайте посмотрим на страницы этого альбома.
Фотографии с бала пользовались большой популярностью и продолжали распространяться, например, во время празднования 300-летия династии Романовых, в 1913 году. Тогда же, к 300-летию Дома Романовых, была выпущена колода карт, для создания которой были использованы фотографии с этого бала. О ней будет отдельная статья.
В 2003 году к столетию со дня проведения Русского бала был издан двухтомный юбилейный каталог, куда вошли ранее неопубликованные материалы из Государственного архива Российской федерации и Российского государственного исторического архива, воспоминания участников бала, их фотографии и краткие биографии, в том числе после революции, истории создания костюмов. На данный момент это наиболее полное издание, посвященное Русскому балу 1903 года.
В следующей статье проследим судьбу костюмов Русского бала.
Источники:
Каролина де Гито, Стивен Паттерсон «Русские сокровища британской короны»
Сайт «Стереоскоп»
Сайт «Виртуальный музей Надежды Петровны Ламановой»
Архив открытого доступа Санкт-Петербургского государственного университета. Выпускная квалификационная работа Анисимовой М.В. «Судьба вещей: Маскарадные костюмы к балу 1903 года»
Костюмированный бал в Зимнем дворце. В 2 т. Т. 1. Исследования, документы, материалы / Сост. Р. Гафифуллин. М. : Русский антиквариат, 2003
Блог в Живом журнале Humus
Сообщество в VK | =ИСТОРІЯ ВЪ ФОТОГРАФІЯХЪ= |
Википедия
Предыдущие статьи о Русском бале: «Русский бал» 1903 года. Как все начиналось, или «…У бедной Александры Федоровны склонность к неуместным вещам»
«Русский бал» 1903 года. Шаляпин и загадочная «Русская» «Русский бал» 1903 года. Император Николай II и его маскарадный костюм
«Русский бал» 1903 года. «Молодая императрица напоминала византийскую икону»
«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Великая княгиня Елизавета Федоровна
«Русский бал» 1903 года. Спор княгинь между собою. Зинаида Николаевна Юсупова
«Русский бал» 1903 года. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми…». Бояре
«Русский бал» 1903 года. «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми…». Сокольничие, постельничие, воеводы и прочие
«Русский бал» 1903 года. Красны девицы, молодки и боярыни
«Русский бал» 1903 года. Кокошники и украшения
«Русский бал» 1903 года. Гетман, казаки и татарин
«Русский бал» 1903 года. Альбом бала и другие фотографии