Найти в Дзене
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

Почему детей с СДВГ так сложно мотивировать хорошо учиться и вести себя? Разбираем причины и как это исправить

Это, пожалуй, самая сложная часть СДВГ для меня потому, что если мне надо, то я найду как это сделать. Трудности, какие-то проблемы меня не сбивают с пути, а скорее наоборот - вызывают азарт. Чем сложнее была задача, чем больше я в неё вбухала усилий - тем больше будет радость от её решения. Мой сын совсем другой. Как и многие дети с неврологическими и/или психиатрическими диагнозами, он моментально пасует перед препятствиями и идёт дальше только потому, что сзади стоит мама-узурпатор и орёт "Давай!", "Не ной!", "Ты можешь!" и напоминает о грядущих наградах. Признаюсь честно - меня это раздражает, но ребенок-то не виноват. Низкий уровень мотивации в его случае - плод дефицита исполнительной функции. Исполнительные функции - способность планировать, контролировать и изменять свои действия в зависимости от происходящего вокруг. Управляются они преимущественно из лобных долей мозга. Чем лучше справляются лобные доли, тем лучше работают исполнительные функции. При нарушениях, так или иначе
Оглавление

Это, пожалуй, самая сложная часть СДВГ для меня потому, что если мне надо, то я найду как это сделать. Трудности, какие-то проблемы меня не сбивают с пути, а скорее наоборот - вызывают азарт. Чем сложнее была задача, чем больше я в неё вбухала усилий - тем больше будет радость от её решения.

Мой сын совсем другой. Как и многие дети с неврологическими и/или психиатрическими диагнозами, он моментально пасует перед препятствиями и идёт дальше только потому, что сзади стоит мама-узурпатор и орёт "Давай!", "Не ной!", "Ты можешь!" и напоминает о грядущих наградах.

Из открытых источников
Из открытых источников

Признаюсь честно - меня это раздражает, но ребенок-то не виноват. Низкий уровень мотивации в его случае - плод дефицита исполнительной функции.

Исполнительные функции - способность планировать, контролировать и изменять свои действия в зависимости от происходящего вокруг. Управляются они преимущественно из лобных долей мозга. Чем лучше справляются лобные доли, тем лучше работают исполнительные функции.
У ребёнка проблемы с эмоциями, вниманием, мотивацией? Работаем с лобной долей мозга
Всё об алалии, аутизме и ЗПР19 декабря 2020

При нарушениях, так или иначе затрагивающих лобные доли, мы неизбежно будем сталкиваться с дефицитом исполнительных функций. Таким детям и взрослым тяжело собраться с мыслями, стартануть, долго удерживать хорошее внимание и поведение.

Почему так? Да потому, что с мотивацией полный швах. По крайней мере, при СДВГ уж точно. На это есть свои причины. На данный момент считается, что при СДВГ они заключаются в следующем:

📌Недостаток определенных веществ: дофамина и его производного - норадреналина.

Дофамин - это то вещество, которое является мотивацией в химическом смысле. Именно он даёт то самое ощущение награды и удовлетворения от достижения целей. Есть дофамин - вы получаете мотивацию что-то делать. Нет дофамина - соответственно, с мотивацией проблемы.

Но почему же тогда с некоторыми задачами СДВГшки всё равно справляются хорошо?

Действительно, те задачи, в которых дети с СДВГ успешны и которые им нравятся, не вызывают сложностей в исполнении. Однако это не потому, что "Ну вот же - он может! Просто ленится!". Дело в том, что позитивное эмоциональное подкрепление от нравящихся задач компенсирует недостаток мотивации, а успешность в выполнении вызывает выброс недостающего дофамина и чудеса - сразу всё нормально.

К сожалению, "нравится" или "не нравится" не находится под сознательным контролем. Это неуправляемая химия мозга. Как, простите, мужская потенция: нравится мужчине женщина - у него не будет никаких проблем. Не нравится - хоть как себя разумом уговаривай про "надо", но постельные задачи от этого проще не станут.

📌 Помимо недостатка дофамина и/или норадреналина, при СДВГ также медленнее созревают пути их доставки в отделы мозга, ответственные за удержание программы и поддержку мотивации. То есть, мало того, что есть дефицит "мотивационного питания", так его ещё и "подвозить" с перебоями могут.

📌Наконец, третий момент - слабость рабочей памяти. Напоминаю, что это НЕ память, требующая долговременного запоминания. Это память на задачи типа "здесь и сейчас", а также способность удерживать в голове несколько дел одновременно и благодаря этому создавать максимально эффективную последовательность их выполнения.

При СДВГ эта часть психики тоже такая себе. Именно поэтому ребёнок, если отвлекся, то забывает про свои задачи, постоянно теряет вещи, летает в облаках и вообще вызывает перманентное желание спросить что-то вроде: "Голову ты свою не забыл?".

Окей. А это вообще можно исправить?

По крайней мере, частично - да.

В случае с дефицитом дофамина и/или норадреналина могут помочь лекарства 💊.

На Западе детям в основном выписывают стимуляторы, но у нас такое под запретом. В ходу только один профильный препарат - страттера(атомоксетин). Если опустить много умных, непонятных слов из инструкции, то очень грубо говоря, это вещество, которое увеличивает концентрацию норадреналина в мозге за счет того, что не дает рецепторам его деактивировать. В результате ребенок становится более внимательным, собранным и слышащим. НЕ является стимулятором и не вызывает привыкания.

Однако страттера срабатывает не всегда (эффект есть у 60-70% детей), для неё нужен рецепт + стоит прям недешево - курс на месяц по нынешним ценам 6500-7000 рублей. Тем не менее, других фармакологических альтернатив пока не изобрели.

Кроме таблеток можно:

  • Выполнять довольно интенсивные физические упражнения - бегать, прыгать, плавать и прочее - подъём ЧСС примерно до 150+ ударов в минуту вынуждает мозг запускать что дофамин, что норадреналин, как средство адаптации к нагрузкам.

Многие, думаю, слышали, что профессиональные спортсмены люди с высокой силой воли. Так она у них потому и высокая, что естественным образом прокачан мозг постоянным воздействием таких веществ.

Однако с упражнениями аккуратно - про безопасность не забываем, а ещё ориентируемся на состояние здоровья ребенка;

  • Обследуемся и пьем витаминки, если нужно (по назначению врача, а не наобум) - дефицит железа, витамина С, В6 и магния может вызвать дефицит норадреналина и дофамина, так как без этих элементов организм не может их выработать.
  • Следовать принципу "Пряник и отсутствие пряника".

Почему не так всеми любимый кнут? А вот здесь две причины:

🔴 Дефицит дофамина сильно снижает способность учиться на негативном опыте.

Тут, думаю, расписывать много не надо - и так понятно, что ну а толку от негатива, если это не работает?

🔴 Вспоминаем другую слабость СДВГшек - плохую рабочую память.

Такой ребёнок не может совместить в голове одновременно кучу слов, эмоций родителя, их значение и почему тот вдруг начал махать ремнем. Слишком много информации. При этом эмоциональная составляющая (оры, крики, "кнуты") своей яркостью точно займет большую часть и без того плохого внимания, тогда как причинно-следственная связь останется за кадром.

В итоге, если наорать и тем более побить такого ребенка, потом можно обнаружить, что он вообще не понял за что прилетело. Понял только, что родитель злой, орёт и дубасит его потому, что "хочет/может". Толку от такого "воспитания" ноль.

Зато работает разнообразие "пряников" и их безэмоциональное лишение. Например, надо делать уроки. После уроков ребенку можно поиграть на компьютере. Принцип "Пряник и отсутствие пряника" тут будет выражен простой формулой "Не сделал уроки - нельзя поиграть." Как бы не орал, не истерил, не упрашивал. "Не сделал - нельзя". Точка.

Руководящий контроль. Кто главный: родитель или ребёнок?
Всё об алалии, аутизме и ЗПР30 сентября 2022

В отличие от оров, ремней и прочих истерично-драматичных методов, здесь минимум "воды" и максимум ключевой информации, которую легко принять и усвоить.

Такие методы можно в принципе прикладывать на что угодно, чего вы хотите добиться от ребенка. Главное помнить, что чем сложнее для ребенка просьба - тем более ощутимой должна быть награда (и потеря награды), чтобы дофамина от этого выплеска хватило на "забег" до цели. Но его почти наверняка будет не хватать в любом случае из-за природы СДВГ, поэтому...

  • Регулярно хвалим. Просто за любой успех! Хоть в чем-то молодец - это обязательно надо выделить и заметить. Вплоть до "Молодец, что стараешься, тихо сидишь" и т.д.

Маленькие похвалы - это подкидывание "в топку дров" для того, чтобы дофамина оставалось побольше и ребенок дольше вел себя так, как вам надо. Помним, что позитивные эмоции в какой-то мере заменяют мотивацию, её же подстёгивают и используем это.

А замечаний, наоборот, должно быть как можно меньше - ухудшают эмоциональное состояние, дофамина становится меньше и мотивация от этого ещё хуже. Если возникает необходимость сделать замечание, то можно сгладить негативный эффект от него, сдобрив сверху похвалой, а-ля "Не надо говорить на уроке. Это некрасиво" (замечание) + сразу же что-то вроде: "Ты же умный, хороший ребенок. Ты знаешь, что так нельзя!" (похвала). Получается, что пожурили, но тут же сгладили негатив и дали ребенку мотивацию удерживать программу правильного поведения.

  • Придумайте побольше разнообразных мотивационных инструментов, которые будут работать конкретно в случае вашего ребёнка - вкусняшки, игрушки, карманные деньги, телефон, компьютер и прочее.

Не знаете, что придумать - спросите у самого ребёнка, что он хочет получить за хорошее поведение в конце недели, ограничив его приемлемой суммой. Так даже лучше будет потому, что по-настоящему мотивирует только то, что нужно самому человеку.

Из открытых источников. Так делать НЕ надо.
Из открытых источников. Так делать НЕ надо.

Кроме того, можно назначить достаточно крупные награды, превратив их добывание в игру по ежедневному получению наклеечек-плюсиков-смайликов.

Например, у меня помимо еженедельных вкусняшек, работает система крупных призов. Есть примерно такой плакат, понятный даже тем, кто не говорит:

Пример плаката со смайликами за хорошее/плохое поведение
Пример плаката со смайликами за хорошее/плохое поведение

Если сын соберёт 25 хороших смайликов, то получает 1000 рублей, Он может их копить или потратить по своему усмотрению. Пока его это мотивирует, я считаю, что раз в 1,5-2 месяца потратить столько денег дешевле, чем его и свои нервные клетки.

У учителей тут мало инструментов. Но в начальной школе, даже изолированно от родителей, хотя бы частично могут сработать наклеечки из серии "за хорошее поведение". Можно даже отдельную тетрадку на такого ученика завести и туда клеить эту коллекцию. Так, к слову, делает много кто из коррекционщиков.

  • Используйте списки дел. Если ребенку дать слишком много дел, он может их не сделать даже не потому, что не хватило мотивационного заряда, а потому, что у него это вылетело из головы - помним про слабую рабочую память. Это легко компенсируется как устным напоминанием, так и списками. У безречевых детей можно использовать визуальное расписание.

В общем, думаю, все поняли посыл - слабую мотивацию нужно в любом случае стимулировать медикаментозно и/или педагогически. Только так можно сгладить её недостатки у ребёнка и развить.

📢 Также, хочу затронуть пару моментов из серии часто задаваемых вопросов:

"А что если привыкнет за конфетки и прочее работать?"

Можно подумать, что вы сами бесплатно работаете. Мы все делаем какие-то вещи либо потому, что нравится, либо ради какого-то эффекта и/или вознаграждения. Никто не будет заниматься бесполезным для себя трудом и ребёнок не исключение.

"Это ж психиатрия/неврология/проблемы с головой. Эти ваши действия ничего не изменят!"

Ничего не изменит ничегонеделание. Половина детей с СДВГ сами перерастают свои проблемы - даже без внешнего воздействия примерно к подростковому возрасту дозревает мозг. Это дозревание просто можно ускорить.

Даже если перерастания не происходит, проявления СДВГ с возрастом сглаживаются, а адекватные воспитательные меры не дадут негативным чертам характера перейти в социопатию, алкоголизм и прочие "радости", от которых будет страдать как сам ребёнок, так и окружающие.

"Зачем эти танцы с бубном? Ребенок должен понимать слово НАДО!"

СДВГ - это не вопрос невоспитанности или пед. запущенности, где центровое "Я не хочу". СДВГ - нарушение на химическом уровне, где "НЕ МОГУ". Если безногому сказать, что НАДО передвигаться самому, то он от этого не встанет и не пойдет. Ему требуется дать средства передвижения, протезы. Так и с СДВГ. Ребенка нужно учить чувствовать мотивацию, учить её у себя вырабатывать, не сбиваться с программы. Только так можно чего-то добиться без ущерба для всех. Это, к сожалению, не быстрый процесс, но вполне реальный.

Спасибо что читаете меня!

Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)