«Пожалуй, первую свою настоящую и большую современную роль Александр Кайдановский сыграл в фильме молодого таджикского режиссера Валерия Ахадова «Кто поедет в Трускавец?» (сценарий Максуда Ибрагимбекова). Тем интереснее посмотреть, что же это за роль.
Актер вслед за автором сценария! смело переносит центр тяжести роли на узко интимную, камерную тему. Но делает это так интересно и многообразно, что мы не ощущаем некоторой ограниченности темы.
О чем же, о ком он нам рассказывает?
О весьма процветающем и весьма современном молодом человеке, который неплохо устроился в своем модном холостяцком гнездышке. Все у него соответствует «мировым стандартам»: низкие столики, приглушенные звуки стереорадиолы, дорогой палас на полу. И жизнь в этой квартире тоже должна соответствовать моде.
Какие там особенные чувства? Какие страсти, конфликты? Герой Кайдановского больше всего на свете боится красивых слов, высоких фраз. Но вот беда: за этим начинает ощущаться и боязнь сильных чувств тоже. Быть может, он и прожил бы так, на полутонах, если бы не случайная встреча в поликлинике, встреча, обернувшаяся любовью
...За плечами у Александра Кайдановского немало ролей, и он давно запомнился и зрителям и критикам неординарностью, зрелостью своих работ.
Для него характерно то, что принято называть «отрицательным обаянием». Однако его «странность», непохожесть трактовалась режиссурой слишком поверхностно. Одна роль влекла за собой череду похожих.
Не потому ли, сыграв Графа в «Драме на охоте», он стал почти бессменным «белым офицером»?
Такие роли были у него в картинах «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Бриллианты для диктатуры пролетариата»...
Между тем даже в этих, очень похожих по материалу образах Кайдановский сумел доказать, что его «странность» далеко не одномерна, она сложна и противоречива и его герои столь же отталкивают, сколь и притягивают незаурядностью натуры, необычностью судьбы.
Таковы граф Воронцов в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата» и ротмистр Лемке в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Когда я спросила Кайдановского, какая его любимая роль, то услышала: в "Бриллиантах для диктатуры пролетариата".
Удивилась этому потому, что фильм и зрителями и критикой не был признан удачей. И все же, вопреки этому Кайдановский действительно прекрасно там играет.
А почему все-таки именно Воронцова вы считаете своей лучшей работой? Чем эта роль нравится вам?
- В Воронцове, — говорит актер,— мне интересен момент трагедии. Самые большие его усилия, движимые самыми жесткими принципами, оборачиваются самым большим злом. Вот здесь и возникает трагический конфликт. Поражение Воронцова предопределено, предопределено всем ходом истории. Но он пытается сопротивляться, и воплотить это мне профессионально интересно...
Действительно, Кайдановский не стремится сразу же заклеймить Воронцова. Нет, он анализирует его характер, его поступки, даже чем-то привлекая наши симпатии к этому своеобразному человеку. И только потом, когда Воронцов тайно переходит границу и оказывается на бывшей своей родине, мы начинаем понимать всю глубину его нравственного и гражданского падения. Здесь особенно важна сцена встречи с женой, которая осталась в России. Какие разные жизни прожили эти когда-то близкие люди! И как далеко отторгнул от себя этот бывший русский человек все, что было и осталось русским!
Обидно, когда у Кайдановского случаются неудачи, так что даже непонятно, как он мог за такую роль взяться. Скажем, я телефильме «Под крышами Парижа» (по оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра»). Быть может, хотел попробовать себя в совсем новом жанре? Но вот где растрачивается дарование актера!
Выло бы ошибкой думать, что такие роли можно забыть, отмести — нет, это не так. Ни одна заведомо плохая работа (не путать с такой, которая не получилась!), ни один компромисс не проходит без следа, особенно для молодого художника. Жизнь в искусстве — это постоянный поиск, постоянный риск.
...Когда-то Кайдановский начинал свою деятельность в Художественном и в театре имени Евгения Вахтангова. Быть может, потому, что он был новичком, или еще по каким-либо причинам у него не осталось о театре приятных воспоминаний.
- Вы не хотели бы работать в театре?
- Нет. Меня театр вообще не привлекает. Мне скучно работать в одном и том же коллективе, под руководством одного и того же режиссера. В этом смысле кино предлагает актеру куда больше возможностей. Но, конечно, это только мои субъективные ощущения. Может быть, если бы у меня все сложилось в театре удачнее, я бы иначе к нему относился...
Работа Александра Кайдановского в кино не всегда складывалась просто и легко, как хотелось бы. Его путь к зрителю труден, его герои отнюдь не всегда принимаются зрителем сразу и безусловно. Тем ценнее уже завоеванное им у взыскательного любителя кино уважение: он ни на кого непохож, его ни с кем не спутаешь и легко отличишь.
Непохож на других — не лучший ли это комплимент для молодого актера?» (Иванова В. Александр Кайдановский // Советский экран. 1978. № 18. С. 18-19).