Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

Александр Кайдановский

«Пожалуй, первую свою на­стоящую и большую совре­менную роль Александр Кайдановский сыграл в фильме молодого тад­жикского режиссера Валерия Ахадо­ва «Кто поедет в Трускавец?» (сце­нарий Максуда Ибрагимбекова). Тем интереснее посмотреть, что же это за роль.

Актер вслед за автором сценария! смело переносит центр тяжести ро­ли на узко интимную, камерную те­му. Но делает это так интересно и многообразно, что мы не ощущаем некоторой ограниченности темы.

О чем же, о ком он нам рассказывает?

О весьма процветающем и весьма современном молодом человеке, ко­торый неплохо устроился в своем модном холостяцком гнездышке. Все у него соответствует «мировым стан­дартам»: низкие столики, приглу­шенные звуки стереорадиолы, доро­гой палас на полу. И жизнь в этой квартире тоже должна соответство­вать моде.

Какие там особенные чув­ства? Какие страсти, конфликты? Герой Кайдановского больше всего на свете боится красивых слов, вы­соких фраз. Но вот беда: за этим начинает ощущаться и боязнь силь­ных чувств тоже. Быть может, он и прожил бы так, на полутонах, если бы не случайная встреча в поликли­нике, встреча, обернувшаяся лю­бовью

...За плечами у Александра Кай­дановского немало ролей, и он дав­но запомнился и зрителям и крити­кам неординарностью, зрелостью своих работ.

Для него характерно то, что при­нято называть «отрицательным оба­янием». Однако его «странность», непохожесть трактовалась режиссу­рой слишком поверхностно. Одна роль влекла за собой череду похо­жих.

Не потому ли, сыграв Графа в «Драме на охоте», он стал почти бессменным «белым офицером»?

Та­кие роли были у него в картинах «Пропавшая экспедиция» и «Золо­тая речка», «Свой среди чужих, чу­жой среди своих», «Бриллианты для диктатуры пролетариата»...

Между тем даже в этих, очень похожих по материалу образах Кайдановский су­мел доказать, что его «странность» далеко не одномерна, она сложна и противоречива и его герои столь же отталкивают, сколь и притягивают незаурядностью натуры, необыч­ностью судьбы.

Таковы граф Ворон­цов в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата» и ротмистр Лемке в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Когда я спросила Кайдановского, какая его любимая роль, то услышала: в "Бриллиантах для диктатуры пролетариата".

Удивилась этому потому, что фильм и зрителями и критикой не был признан удачей. И все же, во­преки этому Кайдановский действи­тельно прекрасно там играет.

А почему все-таки именно Во­ронцова вы считаете своей лучшей работой? Чем эта роль нравится вам?

- В Воронцове, — говорит актер,— мне интересен момент трагедии. Са­мые большие его усилия, движимые самыми жесткими принципами, обо­рачиваются самым большим злом. Вот здесь и возникает трагический конфликт. Поражение Воронцова предопределено, предопределено всем ходом истории. Но он пытает­ся сопротивляться, и воплотить это мне профессионально интересно...

Действительно, Кайдановский не стремится сразу же заклеймить Во­ронцова. Нет, он анализирует его ха­рактер, его поступки, даже чем-то привлекая наши симпатии к этому своеобразному человеку. И только потом, когда Воронцов тайно перехо­дит границу и оказывается на быв­шей своей родине, мы начинаем по­нимать всю глубину его нравственного и гражданского падения. Здесь особенно важна сцена встречи с же­ной, которая осталась в России. Ка­кие разные жизни прожили эти ког­да-то близкие люди! И как далеко отторгнул от себя этот бывший рус­ский человек все, что было и оста­лось русским!

Обидно, когда у Кайдановского случаются неудачи, так что даже непонятно, как он мог за такую роль взяться. Скажем, я телефильме «Под крышами Парижа» (по опе­ретте Кальмана «Фиалка Монмарт­ра»). Быть может, хотел попробо­вать себя в совсем новом жанре? Но вот где растрачивается дарование актера!

Выло бы ошибкой думать, что та­кие роли можно забыть, отмести — нет, это не так. Ни одна заведомо плохая работа (не путать с такой, которая не получилась!), ни один компромисс не проходит без следа, особенно для молодого художника. Жизнь в искусстве — это постоян­ный поиск, постоянный риск.

...Когда-то Кайдановский начинал свою деятельность в Художествен­ном и в театре имени Евгения Вахтанго­ва. Быть может, потому, что он был новичком, или еще по каким-либо причинам у него не осталось о теат­ре приятных воспоминаний.

- Вы не хотели бы работать в те­атре?

- Нет. Меня театр вообще не привлекает. Мне скучно работать в одном и том же коллективе, под ру­ководством одного и того же режис­сера. В этом смысле кино предлагает актеру куда больше возможно­стей. Но, конечно, это только мои субъективные ощущения. Может быть, если бы у меня все сложилось в театре удачнее, я бы иначе к не­му относился...

Работа Александра Кайдановско­го в кино не всегда складывалась просто и легко, как хотелось бы. Его путь к зрителю труден, его герои от­нюдь не всегда принимаются зрителем сразу и безусловно. Тем ценнее уже завоеванное им у взыскательно­го любителя кино уважение: он ни на кого непохож, его ни с кем не спутаешь и легко отличишь.

Непохож на других — не лучший ли это комплимент для молодого ак­тера?» (Иванова В. Александр Кайдановский // Советский экран. 1978. № 18. С. 18-19).