Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Сватка в пурге», «Сумка инкассатора», «Красные дипкурьеры»

«Совсем недавно раздавались голоса, что в приключенческом жанре после мощного подъема в конце 60-х — начале 70-х годов начался мертвый сезон. Сейчас количество фильмов, кажется, снова начинает увеличиваться. Станет ли это предвестником нового расцвета? Будем надеяться.

Однако я подорвал бы свою репутацию «приключенческого» критика, если бы среди трех фильмов, выбранных для обзора, не нашел бы ни одного неудачного.

Сюжет фильма «Сумка инкассатора» я наполовину рассказал себе сам перед просмотром, исходя из одного только названия. И не ошибся.

Вообще, если подойти к «Сумке инкассатора» изолированно, то есть если предположить, что существует зритель, который не видел ни одного уголовного детектива, не читал Адамова и Вайнеров, не просиживал вечера у телевизора, наблюдая, как «Следствие ведут знатоки», тогда действительно этот фильм, поставленный режиссером Аугустом Балтрушайтисом по сценарию Юрия Николина на «Ленфильме», будет выглядеть и интересным, и профессионально сделанным, и почти доверху набитым приключениями.

Разве не достоинство картины, например, что в ней выведено два типа следователей? Один — его играет Георгий Бурков — выступает за строгое соблюдение социалистической, законности. А другому (Донатас Банионис) представляется, что ради изобличения какого-нибудь негодяя иной раз можно кое-чем поступиться,— например, провести ночной допрос или посадить подозреваемого под замок на основании собственной уверенности, а не бесспорных улик.

К финалу методы второго оказываются полностью посрамленными, как это, конечно, и должно быть и как это уже не раз бывало в фильмах.

Нового хочу, нового! А здесь элемент новизны разве что в перетасовке актерских амплуа Буркова и Баниониса. И, между прочим, эта неожиданность работает в фильме прекрасно!

Мы уже давно договорились требовать от уголовных историй не только чистой развлекательности, но и серьезности, публицистичности, педагогичности.

Тут особое значение приобретает изображение преступного элемента, тех, кто «честно жить не хочет», как поется в известной песне «знатоков». Так вот: в «Сумке инкассатора» преступника нет совсем. То есть наличествует некая фигура по фамилии Борисов, имеющая все классические признаки «вора-джентльмена». Но кто он, этот элегантный теннисист, как дошел до жизни такой? (…)

-2

К примеру, в последние годы на экранах регулярно появляются приключенческие фильмы о гражданской войне. Но тема далеко не исчерпана. В этом вы лишний раз можете убедиться, если посмотрите фильм Одесской студии «Красные дипкурьеры», поставленный режиссером Виленом Новаком по сценарию Эдуарда Володарского и Анатолия Преловского. (…)

Ауриня играет Игорь Старыгин, строя этот образ на контрасте молодости, жизнерадостности, элегантной внешности и стойкости, верности, смелости опытного бойца и политработника. Трудно поверить, что мы видели этого изящного молодого человека, на котором так ладно сидит модный светлый костюм, одетым в длиннополую шинель и буденовку, когда он командовал расстрелом белых офицеров. (…)

Ряд обстоятельств мешает признать этот фильм законченной удачей. И расхожесть некоторых драматургических ходов: к примеру, как только Ауринь произносит фразу о том, какие счастливые дни ждут его при возвращении из внеочередного рейса, мы безошибочно догадываемся, что именно в этом рейсе он будет убит. И частое скольжение по поверхности характеров,— так из привычных клише сколочены образы врагов.

Но поиски авторов в разработке новых тематических горизонтов, безусловно, нужно поддержать. Мне кажется, что собственно исторического материала, связанного с первыми шагами и первыми успехами молодой советской дипломатии, в фильме могло быть и побольше. Это ведь интересно даже помимо всяких приключений!

-3

Третий фильм, попадающий в сегодняшний обзор,— мосфильмовская «Схватка в пурге».

Арктика — постоянная тема нашего искусства, и мы хорошо знаем, что работа на Севере требует от людей особого мужества и твердости. Впрочем, авторы (сценарий написан Ольгой Мирошниченко при участии Владимира Кузнецова, режиссер Александр Гордон) подвергают своих героев еще и дополнительному испытанию. По дороге на аэродром на небольшой рейсовый автобус нападают два вооруженных уголовника…

От какого-нибудь зарубежного боевика «Схватку в пурге» отличают мгновенно возникшие между пассажирами автобуса узы коллективизма. Незачем проявлять бессмысленный героизм, но и невозможно терять собственное достоинство, надо не просто как-то выпутаться из этой истории, спасти себя и товарищей, но и обезвредить преступников, а как это сделать, когда у тех все преимущества?

Однако и бандиты (эти роли исполняют Валентин Гафт и Владимир Паулус) не дурачки, они тоже понимают, какие мысли бродят в головах их пленников. Здесь нет игры в поддавки, идет борьба не только физическая, но и нравственная. (…)

Участники многочисленных дискуссий частенько пытаются отыскать новые рецепты, которые наконец-то объяснят всем, как надо делать приключенческие картины, после чего мы и вступим в золотой приключенческий век. Между тем опыт советского кино в рассматриваемой области не так уж мал и пресловутые законы жанра уже в основном установлены, а правильность их неоднократно подтверждена на практике. Один из этих законов гласит, что в остросюжетной картине характеры должны быть показаны через события.

Неумелые авторы охотно пользуются второй частью формулы, перманентно упуская из виду, что через события-то через события, но должны быть показаны все-таки характеры, люди! Мы должны непременно рассмотреть их, узнать их, понять их! Тогда вопрос о количестве перестрелок отпадет сам собой — их останется ровно столько, сколько нужно, чтоб герои успели проявить себя...» (Всеволод Ревич. И снова – приключения // Советский экран. 1978. № 13. С. 18-19).