Патриаршие пруды считаю одним из самых атмосферных мест Москвы: здесь обязательно нужно побывать и сфотографировать пруд и аллеи.
В XVI веке здесь росли густые леса и заболоченные топи, а в XVII веке на месте живописного пруда находилось Козье болото.
Большой и Малый Козихинский переулки, расположенные неподалеку, напоминают об историческом названии местности, – Козиха.
Частью Москвы это место стало в последние годы XVI века, после того, как возвели валы Земляного города.
Раньше на этом месте было несколько прудов, а сейчас сохранился лишь один – его площадь 0,99 гектара, а название "Патриаршие пруды" носит не только сам пруд, но и окружающий его сквер, а также жилой микрорайон, расположенный на территории Пресненского района Центрального административного округа.
В 1924 году советская власть в рамках борьбы с религией переименовала Патриарший пруд в Пионерский, а вместе с ним и Патриаршие переулки, расположенные по соседству. И только 1992 году пруду и переулкам вернули старые названия.
В 20-е годы здесь действовала банда гипнотизеров Биндера и Орлеанского (так они себя называли). Милиционер, который должен был их сопроводить в отделение, оказался далеко от Москвы в состоянии кататонического ступора.
В 80-е годы построили павильон, сейчас там ресторан.
В 90-е Патриаршие пруды печально прославились в разборках новых русских — тут было убито 13 человек, дело осталось не раскрыто.
Патриаршие пруды ассоциируются с Булгаковым, его произведением «Мастер и Маргарита». Однако в парке вы можете увидеть памятник Ивану Крылову работы скульпторов А.А. Древина и Д.Ю. Митлянского и архитектора А.Г. Чалтыкьяна, который установили в 1976 году.
Хотели здесь поставить и памятник Булгакову, и в 1999 году даже прошел конкурс проектов.
Один из участников тогда предложил воссоздать сцену гибели Берлиоза — поставить фрагмент трамвайных путей, турникет, замостить мостовую булыжником. А победила работа Александра Рукавишникова. Скульптор предложил установить целый скульптурный ансамбль, состоящий из сидящего на берегу пруда писателя, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, двенадцатиметрового бронзового примуса-фонтана, кота Бегемота, Азазелло, Коровьева, Понтия Пилата, Мастера и Маргариты.
Но против такого памятника выступили местные жители и деятели культуры. Скульптуры так и остались стоять во дворе мастерской Рукавишникова.
Вблизи памятника установлены 6 двухсторонних бронзовых панно, на которых изображены сюжеты и персонажи из 12 известных басен автора:
• "Квартет";
• "Кукушка и петух";
• "Свинья под дубом";
• "Павлин и соловей";
• "Слон и моська";
• "Две собаки";
• "Волк и ягнёнок";
• "Мартышка и очки";
• "Ворона и лисица";
• "Зеркало и обезьяна";
• "Волк и журавль";
• "Осёл и соловей".