Найти тему
Секреты Старого Китая

Оружие Старого Китая: обоюдоострый меч-цзянь и три его ипостаси в культуре Поднебесной

Оглавление

От редакции: сегодня публикуем полную версию очень подробной статьи Дмитрия Моисеева про обоюдоострый мечь-цзянь.

异常,
生而为杀
Исключительно злобный, коварный и крайне опасный,
Рожденный для убийства.
Семикнижье военного канона - Уцзин (武经七书 Wǔ jīng qī shū), фактически первый военный учебник в Древнем Китае.

Красивейший из ста видов оружия

Добавьте описание
Добавьте описание

С мест постоянно поступают просьбы читателей:

Расскажите о таком традиционном оружии ушу, как цзянь!

На мой неискушенный взгляд, тут гораздо интереснее всем этим заниматься, а не в интернете читать! Но раз просят, почему бы и не рассказать? Вдруг кто-то так вдохновится, возьмет в руки клинок, да как пойдет рубить направо да налево! :)

Добавьте описание
Добавьте описание

Вообще, тема китайского оружия достаточно хорошо разобрана в научной литературе. Во многом это заслуга... легистов, попытавшихся побороть извечный бардак путем введения стандартизации оружия в армии и создания государственной монополии на его изготовление. Причем ещё в годы самой первой империи китайцев, империи Цинь Ши Хуанди, впервые объединившей Поднебесную в 221 до н. э.

Однако в наше время, уже благодаря современной истории и археологии, мы можем предполагать, что идеи унификации армейского вооружения возникли гораздо раньше. Китайская культура оставила огромный пласт информации по оружию: как письменные источники, так и результаты многочисленных археологических раскопок:

Но сегодня мы поговорим не об этих интересных предметах, а о прямолинейном, обоюдоострым и остроконечном мече. Про него чаще всего и спрашивают читатели.
Но сегодня мы поговорим не об этих интересных предметах, а о прямолинейном, обоюдоострым и остроконечном мече. Про него чаще всего и спрашивают читатели.

Благодаря всё той же археологии можно предположить, что такие мечи в Поднебесной появились уже в середине I тысячелетия до н.э. в регионе южнее реки Янцзы.

Возник меч-цзянь (剑 jiàn) вполне естественным образом: как результат постепенного удлинения кинжала.

Древнейшее изображение меча-цзянь
Древнейшее изображение меча-цзянь

В Лояне (пр. Хэнань) выкопали бронзовое зеркало эпохи Вёсны и Осени (771-476 до н. э.), где кавалерист с цзянем охотится на тигра.

Сейчас это изображение можно встретить практически в любой книге по зарождению ушу или китайской оружейке.
Сейчас это изображение можно встретить практически в любой книге по зарождению ушу или китайской оружейке.

Культурная традиция порой приписывает создание первого меча-цзянь Желтому Императору, использовавшего его во время битвы с Чи Ю.

Однако в «Гуаньцзы» (管子 guǎnzi - сборник древнекитайских философских трактатов IV-III вв до н. э.) сказано:

Когда-то гора Гэлушань извергла металл.
Чи Ю взял его и изготовил цзянь.
Согласно традиции, великан Чи Ю выглядел как чудовище с телом человека, шестью руками, медной головой, на которой рос длинный, острый рог, четырьмя глазами, коровьими копытами и крыльями за спиной, при помощи которых великан мог перескакивать через самые высокие горы. Едой его были камни, песок и металл. Чи Ю обладал сверхъестественной силой и умением колдовать, а также отличался необычайным искусством в изготовлении оружия, в первую очередь из железа. Появление у людей железных орудий приписывается тем знаниям, которые получили люди от Чи Ю. Сравните с легендой о Прометее. :)
Согласно традиции, великан Чи Ю выглядел как чудовище с телом человека, шестью руками, медной головой, на которой рос длинный, острый рог, четырьмя глазами, коровьими копытами и крыльями за спиной, при помощи которых великан мог перескакивать через самые высокие горы. Едой его были камни, песок и металл. Чи Ю обладал сверхъестественной силой и умением колдовать, а также отличался необычайным искусством в изготовлении оружия, в первую очередь из железа. Появление у людей железных орудий приписывается тем знаниям, которые получили люди от Чи Ю. Сравните с легендой о Прометее. :)

Но археология нам рассказывает, что первоначально такие мечи выполняли путём отливки из бронзы уже при династиях Шан (1600-1046 до н.э.) и Чжоу (1046—256 до н. э.), и их длина была обычно 40-80 см.

У клинков обычно было центральное ребро, и к острию они были более узкими примерно на треть длины клинка.

Историк Сыма Цянь (司马迁 135 – 86 г.д.нэ) в своем знаменитом историческом труде (史记·太史公自序 Shǐjì·tàishǐ gōng zìxù) пишет о великолепном искусстве прямого меча в царстве Чжао (территория пров. Шаньси и Хэбэй): «在赵者,以传剑论显»
Историк Сыма Цянь (司马迁 135 – 86 г.д.нэ) в своем знаменитом историческом труде (史记·太史公自序 Shǐjì·tàishǐ gōng zìxù) пишет о великолепном искусстве прямого меча в царстве Чжао (территория пров. Шаньси и Хэбэй): «在赵者,以传剑论显»

Подобно кинжалам, у мечей-цзянь делали плоские крестовины, обычно с закругленными верхними краями и треугольным нижним выступом с вершиной на центральном ребре клинка.

И такая структура в несколько измененном виде унаследована современными мечами.
И такая структура в несколько измененном виде унаследована современными мечами.

Шайбовидные навершия и крестовины изготовляли отдельно - из бронзы и нефрита.
Шайбовидные навершия и крестовины изготовляли отдельно - из бронзы и нефрита.

Уже в то время их старались делать с учётом данных владельца:

Внешность человека различается по размеру и длине, и мечи созданы для того, чтобы служить им не только для того, чтобы смотреть на их красоту, но и для того, чтобы подходил.
Длина короткого клинка 46 см и в ширину 4 см.
Длина короткого клинка 46 см и в ширину 4 см.
Бронзовый меч из могильника эпохи Чу в Шэньси
Бронзовый меч из могильника эпохи Чу в Шэньси

Разделяли мечи на три основных вида, о чем говорится в «Чжоуских ритуалах» (周礼 Zhōulǐ, один из ранних памятников китайской классической литературы, входящий в конфуцианское «Тринадцатикнижие»):

Меч длиной 3 чи и весом 60 лянов - высший меч для воинов высшего уровня.
Меч длиной 2 чи 5 цуней и весом 45 лянов - средний меч для воинов среднего уровня.
Меч длиной 2 чи и весом 35 лянов - низший меч для воинов низшего уровня.

Таким образом, самый длинный меч с рукоятью составлял около метра!

Знаменитый длинный бронзовый меч с плоской рукоятью из раскопок с погребальными фигурами терракотовых воинов и боевых коней в гробнице Цинь Шихуана в Линьтуне, пров. Шэньси. В «Отчете о раскопках» пишут, что когда его раскопали, он был ярким, как новый. Археологи говорят, что он все еще может прорезать дюжину листов за раз.
Знаменитый длинный бронзовый меч с плоской рукоятью из раскопок с погребальными фигурами терракотовых воинов и боевых коней в гробнице Цинь Шихуана в Линьтуне, пров. Шэньси. В «Отчете о раскопках» пишут, что когда его раскопали, он был ярким, как новый. Археологи говорят, что он все еще может прорезать дюжину листов за раз.

Ножны для мечей изготовляли из дерева, для сохранности покрывая лаком. Они повторяли форму клинков с их зауженной нижней частью, носили их благодаря скобе, через которую продевали поясной ремень.

Крепление цзянь к поясу посредством специальной скобы.
Крепление цзянь к поясу посредством специальной скобы.
Скобу часто делали из нефрита, как скоба из погребения около города Ханьян в провинции Хунань.
Скобу часто делали из нефрита, как скоба из погребения около города Ханьян в провинции Хунань.

Другой способ заключался в том, что ножны носили за поясом, а в скобу пропускали дополнительный ремешок.

Клинок с ножнами, их основные элементы.
Клинок с ножнами, их основные элементы.

Однако были и медные ножны.

Медные ножны, украшенные змеями и коровами, найдены в гробнице Западного Чжоу в Линтае, провинция Ганьсу.
Медные ножны, украшенные змеями и коровами, найдены в гробнице Западного Чжоу в Линтае, провинция Ганьсу.

Крайне интересно устройство рукояти этих древних мечей, где на рукояти расположено два, реже три диска, и которые по идеи должны бы натирать бойцу ладонь.

Типичный клинок формы "иероглифа единица" (“一”字) периода Чунцю,  длиной 57,5 ​ и шириной 4,8 сантиметра, из музея в Сучжоу
Типичный клинок формы "иероглифа единица" (“一”字) периода Чунцю, длиной 57,5 ​ и шириной 4,8 сантиметра, из музея в Сучжоу

Благодаря находке близ г. Чанша меча времен княжества Чу V – VI вв. до н.э., теперь мы знаем: рукоять покрывали толстым слоем шелковой ваты, обматывали тканью и перевязывали специальным шнуром. Диски на рукояти мешали вате сбиваться в комок, и выступая из этой мягкой обертки, не давали скользить руке

.
.

В эпохи Вёсны и Осени (771-476 до н. э.) и Сражающихся царств (403-256 до н. э.) происходит интенсивное развитие искусства владения мечом.

В «Чжуанцзы» можно прочитать про меч-цзянь:

Фехтуя делаю ложный выпад,
Как бы давая противнику преимущество,
Но нанося удар позже,
Опережаю его в попадании.
Надпись на этом мече из 75 знаков считается самой длинной надписью на оружии до империи Цинь, она рассказывает о трех правителях и трех битвах.
Надпись на этом мече из 75 знаков считается самой длинной надписью на оружии до империи Цинь, она рассказывает о трех правителях и трех битвах.

Развитие такого меча, особенно бронзового, достигло своего пика в конце периода Вёсны и Осени (771-476 до н. э.) и до середины периода Сражающихся царств (403-256 до н. э.).

Это развитие было в первую очередь на Юге, где и рельеф сложный и климат дождливый, реки и озера обильны, а наземный транспорт неудобен. Здесь больше лодок и меньше повозок и лошадей. На такой местности пехота и даже корабельная команда часто играют большую роль.

Кроме того, технология выплавки и литья бронзы в те времена достигла пика, предоставляя максимальные материальные и технические возможности для улучшения отливки и формы бронзового меча.

В то время критериями для измерения хорошего меча-цзянь были:

входить для удара, ломаться при ударе, а не складываться при боковом ударе.
Бронзовый меч длиной 80 см и шириной 4,2 см. Передняя часть клинка слегка изогнута. В середине клинка есть поднятые ромбовидные выступы. Рукоять меча плоская, длинная и без обруча. Лезвие меча и ребро меча отлиты с различными пропорциями меди и олова. Ребро содержит больше меди, имеет хорошую прочность, и его нелегко сломать.
Бронзовый меч длиной 80 см и шириной 4,2 см. Передняя часть клинка слегка изогнута. В середине клинка есть поднятые ромбовидные выступы. Рукоять меча плоская, длинная и без обруча. Лезвие меча и ребро меча отлиты с различными пропорциями меди и олова. Ребро содержит больше меди, имеет хорошую прочность, и его нелегко сломать.

Появление железных мечей до сих пор вызывает множество теорий и дискуссий. Период Сражающихся царств (403-256 до н. э.) был периодом больших социальных перемен, проявившихся в том числе и вооруженных силах, в тактике и вооружении.

Меч у воина справа очень похож на бронзовый меч с ножнами из слоновой кости, раскопанный на дороге Чжунчжоу в Лояне.
Меч у воина справа очень похож на бронзовый меч с ножнами из слоновой кости, раскопанный на дороге Чжунчжоу в Лояне.

Характерной чертой той эпохи был переход к пехотным армиям и вытеснение колесниц как основного вида вооруженных сил.

Один из первых примеров был зафиксирован в 541 до н.э., когда цзиньский полководец в войне против пехотной армии племени ди в горной местности, неблагоприятной для колесниц, вынужден был спешить свою армию, переформировать трехчленные колесничные экипажи в пятичленные пехотные отделения, а несогласных - казнить.

В итоге, колесницы постепенно перестали использоваться, их сменила пехота и стремительная конница.

Это выдвинуло новые требования к оружию и снаряжению, особенно к мечам: потребовалось увеличить размер и повысить прочность. Из-за ограниченности возможностей бронзы как материала и сложного процесса литья, развитие таких мечей зашло в тупик, поэтому бронзу должна была сменить сталь.

Однако по понятным причинам железных образцов ранних эпох дошло крайне немного.
Однако по понятным причинам железных образцов ранних эпох дошло крайне немного.

Сталь не сразу вытеснила бронзу, еще долгое время продолжали использовать бронзовое оружие, считая, что бронза лучше железа:

В Древнем Китае оружие не ковали, а отливали, что в тот период не позволяло получать железное оружие с острыми краями.

Пока основным способом получения металлических вещей оставалось литье, оружие делали в основном из бронзы. Массовое распространение железное оружие получило только в конце периода Сражающихся Царств, но и в эти периоды основным материалом для оружия была бронза, и только в период империи Хань (206 до н. э. - 220) оружие из железа окончательно потеснило бронзовое.

Самый ранний стальной меч был обнаружен в захоронении эпохи Чуньцю вблизи железнодорожной станции Чанша в Хунани, длина 38,5 см

Вероятно железо было освоено уже в XII-XI веках до н.э., но первоначально использовалось метеоритное железо, и были найдены даже образцы т.н. «биметаллического» оружия. Как, например, клинок периода Вёсны и Осени (771-476 до н. э.) со стальным клинком и бронзовым эфесом из раскопок в Цзинцзячжуан, пров. Ганьсу.

«Первый нефритовый меч государства Чу»- Железный меч с нефритовой ручкой.
«Первый нефритовый меч государства Чу»- Железный меч с нефритовой ручкой.

Вместе с оружием развивается и искусство владения им:

Изменения оружия следуют изменениями в методах ведения войны, изменения боевого строя и методов управления им

Если первоначально хроники доносят до нас три основные техники:

  • рубить (劈 рī),
  • преграждать (拦 lán),
  • сметать (扫 sǎo),

то появление железа позволило решить проблемы «коротких мечей», удлинение меча-цзянь позволяет значительно расширить арсенал. Например, появились такие, хорошо знакомые нам техники, как:

  • подвешивать (挂 Guà)
  • поднимать (撩 liāo).

Шёл прогресс:

Длинное орудие укорачивалось, короткое удлинялось.

Методы владения ещё более развивались и богатели техниками. В «Вёснах и Осенях княжеств У и Юэ» читаем про меч-цзянь:

Его путь сокровенен и изменчив, его смысл тих и глубок, путь содержит врата и двери, ещё содержит Инь и Ян, открываешь врата и затворяешь двери, Инь бурлит - Ян расцветает, это путь ближнего боя, внутри переполняют Цзин и Шэнь, внешне демонстрируешь спокойствие и манеры, видимое подобно хорошей жене, нападение - как от тигра страшно, один человек подобен сотне, сотня подобна десяти тысячам.

Как видим, искусство владения мечом - очень древнее, оно долго развивалось. Как и искусство изготовления мечей. Вошли в историю оружейники, работавшие в эпоху Вёсны и Осени (771-476 до н. э.) на территории княжеств У и Юэ.

В 1965 году в Цзянлине, провинция Хубэй, был найден меч юэского князя Гоу Цзяня, благодаря чему стал более понятен уровень оружейного дела той эпохи. Меч в длину 55,6 и ширину 4,6 см, клинок изукрашен ромбовидным орнаментом и инкрустирован синей глазурью. Когда клинок был раскопан, он был вставлен в черные лакированные ножны из дерева,  на рукояти меча были следы оплетки шелковой веревкой.
В 1965 году в Цзянлине, провинция Хубэй, был найден меч юэского князя Гоу Цзяня, благодаря чему стал более понятен уровень оружейного дела той эпохи. Меч в длину 55,6 и ширину 4,6 см, клинок изукрашен ромбовидным орнаментом и инкрустирован синей глазурью. Когда клинок был раскопан, он был вставлен в черные лакированные ножны из дерева, на рукояти меча были следы оплетки шелковой веревкой.

Подводя итог периода расцвета меча-цзянь, надо отметить, что на рубеже IV – III вв. до н.э. эти мечи претерпевают существенные изменения.

Появляются значительно более длинные цзяни с узким клинком и длинной рукоятью, что влияет на технику работы им. Таким клинком можно уже работать двумя руками, что усиливает атакующую мощь воина. Это оружие было прежде всего пехотным оружием, из-за отсутствия стремян было сложно верхом сражаться двуручным мечом.

В тоже время роль конницы начинает стремительно возрастать, так как колесничные войска оказались неэффективными против конницы северных и северо-западных кочевников. И это тоже оказало свое влияние на развитие мечей.

Но пока китайское консервативное общество медленно принимает новые технологии, и бронзовые мечи наряду с железным оружием продолжали использовать в Китае еще несколько столетий.

Четвертая драгоценность образованного человека

百兵之君
Владыка ста [видов] оружия

Как уже говорилось выше, в период Чуньцю (春秋 Chūnqiū, продолжался с 722 по 481 год до н. э.), меч-цзянь достигает пика своего развития.

Годы берут своё...
Годы берут своё...

Искусство изготовления мечей достигает таких высот для своей эпохи, что имена мечей или местности их изготовления на долгие века становится нарицательным, синонимом для прямых мечей-цзянь.

Классический пример - это меч Лунцюань (龙泉宝剑 Lóngquán bǎojiàn) из одноименного уезда провинции Чжэцзян. Китайское телевидение даже фильм выпустило о том, как уже в наши дни возродили это давнее искусство. Очень познавательно.

В рамках анимистических верований древних китайцев, происходит «одушевление» мечей, их разделяют на «мужские» и «женские», им дают имена и даже приносят жертвы.

Появляется и божество меча-цзянь, Фэй Ян, которому надлежит делать жертвы и подношения. В этот же период происходит активное задействование мечей в различных церемониальных и религиозных актах. Причем не только металлические.

Но из-за распространения технологически более дешевого однолезвийного меча-дао в династии Западная Хань, простоты обучения овладением и в большей степени в соответствии с требованиями конного боя, меч-цзянь постепенно уходит с поля войны и превращается в своего рода символ личной защиты и статуса.

Во времена династий Суй (581-618) и Тан (618-907) ученые и писатели уже рассматривали эти мечи как украшения, атрибут человека высоких помыслов:

壮志凌云
zhuàngzhìlíngyún
великие устремления поднимаются выше облаков

Меч-цзянь не исчезает, он просто перестает доминировать как оружие широких масс, сохраняясь лишь у тех, кому свойственно было придавать военному искусству первостепенное значение.

Однако было и другое применение.

Из археологии мы знаем, что нефритовые мечи стали появляться в Западной династии Чжоу, активнее использовались в периоды Вёсен и Осеней и Сражающихся царств, и достигли расцвета использования в династии Хань.
Из археологии мы знаем, что нефритовые мечи стали появляться в Западной династии Чжоу, активнее использовались в периоды Вёсен и Осеней и Сражающихся царств, и достигли расцвета использования в династии Хань.

Это не только символ статуса императора и знати, но также и благородный предмет для обмена дарами и подарками в ту эпоху. Хотя уже в Южные и Северные Династии (420-589 г.г.) эта традиция приходит в упадок, возрождаясь лишь в виде многочисленных подделок, когда придет мода на древность в годы Империи Цин.

Другой интересный аспект использования меча-цзянь - это атрибут различных шаманских и даосских ритуалов.

Ритуальный «Цзянь семи звезд».
Ритуальный «Цзянь семи звезд».

Как и мухобойка, деревянный меч-цзянь становится неотъемлемой частью образа странствующего даоса, борца с разной нечистью.
Как и мухобойка, деревянный меч-цзянь становится неотъемлемой частью образа странствующего даоса, борца с разной нечистью.

Это так хорошо описано в рассказах Пу Сунлина:

- А скажите-ка, - спрашивал даос, - не приходил к вам какой-нибудь незнакомый человек?
- Я, видите ли, - отвечал брат, - бегал в храм Зеленого Царя и совершенно об этом не осведомлен. Надо будет сходить домой, там спросить.
Через самое короткое время он вернулся и сказал: - Действительно, приходили. Утром явилась к нам женщина наниматься в прислуги. Жена оставила ее подождать, так что она еще у нас.
- Эта самая тварь и есть, - сказал даос.
И отправился вместе с братом покойного к нему в дом. Даос взял в руки деревянный меч, стал в самом сердце двора и закричал:
- Эй, бесовское отродье, отдай мне мою мухогонку!
Женщина, сидевшая в комнате, заметалась, заторопилась в страхе, став с лица совершенно бесцветной, выбежала за ворота и хотела убежать. Даос бросился за ней и ударил ее. Женщина растянулась, а человеческая кожа так с нее и слезла, словно под резцом. Она превратилась в злого беса, который лежал и визжал, как свинья.
Даос насадил на свой деревянный меч ее голову, а туловище превратилось уже в густой дым, разостлавшийся по полу и склубившийся в кучу. Даос вынул какую-то узкую тыкву, вытащил пробку и положил ее в дым. И вот вихрем - смерчем, ровно то рот вдыхал воздух, в мгновение ока весь дым исчез. Даос закрыл отверстие пробкой и вложил тыкву в мешок.
Даос с мухобойкой.
Даос с мухобойкой.

В многочисленных войнах разных эпох меч-цзянь был постепенно вытеснен другими видами оружия, и со временем окончательно стал ритуальным предметом, символизируя благородство у военных и элегантность у гражданских лиц.

Появилась мода на хореографию с мечом, оснащенным длинной кистью, которая не должна наматываться на руку.

Такой меч стали называть гражданским мечом.

Вместо боевой эффективности стала цениться изящность и красота немыслимой вычурности движений.

Гражданский цзянь с длинной кистью.
Гражданский цзянь с длинной кистью.

Расцвет к прямому мечу мог бы вернуться в эпоху Мин (1368-1644), известной как «Золотой век ушу».

Этот фехтовальный трактат из Корее той поры дошел до наших дней, многократно пере издаваясь.
Этот фехтовальный трактат из Корее той поры дошел до наших дней, многократно пере издаваясь.

Но вполне показателен один интересный факт. Малоизвестный у нас герой борьбы с японскими пиратами Ю Даю (俞大猷 Yú Dàyóu, 1503-1579) в 1557 году написал известную «Книгу меча» (劍經 Jiàn jīng).

Трактат неоднократно переиздавался и копировался.
Трактат неоднократно переиздавался и копировался.

Правда там больше уделено внимания... шесту, который автор считал главным из трех важнейших методов (фехтование мечем-цзянем, шестом и стрельба из лука ), которым должен по его мнению владеть воин того времени:

劍棍射陣三法,俞認為 棍為藝中魁首

Основной принцип работы с любым оружием Юй Даю сформулировал так:

Следуй за позициями соперника, заимствуй силу соперника.

Шест по сути есть база для любого длинного древкового оружия. Именно к этому трактату, считается, восходит максима: изучив шест - овладеешь любым острым оружием (若能棍,則各利器之法從此得矣).
Шест по сути есть база для любого длинного древкового оружия. Именно к этому трактату, считается, восходит максима: изучив шест - овладеешь любым острым оружием (若能棍,則各利器之法從此得矣).

Время было такое, что основываясь на применении и реальных задачах фехтования, различные школы боевых искусств в годы династии Мин создали много интересного, например, меч-цзянь в рукаве или поясной меч.

Современная реплика такого оружия скрытого ношения
Современная реплика такого оружия скрытого ношения

Однако до падения империи Цин (1644-1912), меч-цзянь - это в первую очередь одна из четырёх драгоценностей образованного человека. Вместе с цинем, шахматами и книгами (琴棋书 Qín qí shū). Ему свойственна изящность и утончённость вместо свирепой разрушительной мощи однолезвийного меча-дао.

-36

Меч-цзянь, который берут в руки, чтобы поправить здоровье

Итак, завершаем наш рассказ про прямолинейный, обоюдоострый и остроконечный меч-цзянь (剑 jiàn), который в давние-предавние годы развился естественным образом путем постепенного удлинения кинжала.

Древнейшее оружие, оно развивалось вместе с обществом, отвечая его текущим потребностям. Из свирепого клинка цзянь стал атрибутом и украшением аристократии и интеллигенции, сакральным предметом религиозных культов, однако сохранив свою истинную суть в руках редких ценителей, ставивших военное дело превыше всего в своей жизни. Пусть объективные процессы истории (как и аналогичные на Западе) вытеснили цзянь, заменив его однолезвийным дао, всегда были те, что придавали военному искусству первостепенное значение, сохраняя и предавая это искусство сквозь века.

Есть даже интересная точка зрения, что кратковременный всплеск интереса к цзянь в эпоху Мин (1368-1644) был своеобразным протестом и ответом саблям династии Юань (1271-1368).

Хотя мне кажется это очередная попытка "натянуть сову на глобус". У тех же монгол обычно выделяют три вида клинкового оружия: палаш, саблю и меч с ромбовидной крестовиной арабского образца как основное оружие.

Монгольский палаш, XII в Хазарская сабля, IX в. Монгольская сабля, XII в.
Монгольский палаш, XII в Хазарская сабля, IX в. Монгольская сабля, XII в.

При этом монголы активно использовали копья (знаменитое копье-чжида) и луки, которые потом повсеместно изымали и запрещали на территории завоёванного Китая.

Кстати, в годы династии Мин интеллигенция восхищалась уже японскими мечами.

Так что, вероятнее всего, что очередной виток развития меча-цзянь связан с общим интересом к боевым искусствам в те годы. Об этом стоит рассказать отдельно, но уже в другой раз. А сейчас обратимся к третьей ипостаси этого меча: оздоровительной и физкультурной.

Здесь нам хорошо известен человек, сделавший очень много для возрождения меча-цзянь уже в наше время, его популяризации в широких массах населения, ранее никогда не связанных с боевыми искусствами. Произошло это на переломе политического строя, ломавшего все исконные устои и традиции прежнего Старого Китая. В те годы активно происходила реформа ушу, делая его из искусства узкой маргинальной прослойки Мира Цзянху в физкультуру для укрепления здоровья и самосознания народа Китая.

Если коротко, в наши дни мы практикуем меч-цзянь во многом благодаря генералу Ли Цзинлиню.

Ли Цзинлинь ( 李景林,1885—1931)
Ли Цзинлинь ( 李景林,1885—1931)

В 1928 году в Нанкине открывается Центральный институт Гошу. Это организация, оказавшая фундаментальное влияние на реформы ушу в ХХ веке, именно благодаря их деятельности мы получили то ушу, которым сейчас занимаются миллионы людей по всему миру. В руководстве института было много бывших военных из структур, создававшихся по западному образцу - как альтернатива маньчжурским Восьмизнаменным войскам. И когда ректором Института Гошу стал бывший военачальник из Северо-Западной армии Фэн Юйсяна, он пригласил Ли на пост заместителя.

В Центральном Институте Гошу Ли Цзинлинь возглавляет Уданский факуультет , где преподает технику уданского меча-цзянь, приглашая к процессу обучения специалистов по цзянь из других регионов.
В Центральном Институте Гошу Ли Цзинлинь возглавляет Уданский факуультет , где преподает технику уданского меча-цзянь, приглашая к процессу обучения специалистов по цзянь из других регионов.

Пока Ли работает заместителем ректора, он активно продвигает созданный им комплекс уданского меча в Нанкине, Шанхае и Цзинани, а его ученик Хуан Юаньсю распространяет книгу "Главные требования к уданским методам действий мечом-цзянь", записав переданные Ли техники. Так как Центральный Институт активно продвигает свои филиалы по все стране, то в 1931 году Ли отправляют возглавить Шаньдунский Институт Гошу.

Добавьте описание
Добавьте описание

И что интересно, по многим источникам получается, что именно Ли Цзинлинь дал первый импульс возрождения наиболее распространенной сейчас школе этого меча.

Жена и дочь генерала демонстрируют меч тайцзицюань на Первых Всекитайских Испытаниях по Гошу
Жена и дочь генерала демонстрируют меч тайцзицюань на Первых Всекитайских Испытаниях по Гошу

И когда уже в совсем другую эпоху Великий Кормчий предложил использовать тайцзицюань для оздоровления населения, эти слова упали уже на благотворную и подготовленную почву.

Знаменитая цитата Мао Цзэдуна в июне 1952 года, где он призывает развивать спорт и укреплять физическое состояние народа через занятие гимнастикой и игрой в мяч, бегом и скалолазанием, плаванием и... тайцзицюань.
Знаменитая цитата Мао Цзэдуна в июне 1952 года, где он призывает развивать спорт и укреплять физическое состояние народа через занятие гимнастикой и игрой в мяч, бегом и скалолазанием, плаванием и... тайцзицюань.

Так свирепый владыка ста видов оружия и четвертая драгоценность образованного человека превратился в физкультурный аксессуар.

Но не надо печалиться!

Жизнь не стоит на месте.

Всё больше появляется фанатиков и ценителей этого позабытого артефакта минувших эпох. И мне хочется верить, что красивейший из ста видов оружия возродится вновь в военно-исторической реконструкции и профессиональном фехтовании, восхищая блеском клинка в схватках истинных мастеров этого оружия!

Чем он хуже каролинга, а?... :)

Дм. Моисеев, СПб