От редакции: сегодня публикуем полную версию очень подробной статьи Дмитрия Моисеева про обоюдоострый мечь-цзянь.
异常,
生而为杀
Исключительно злобный, коварный и крайне опасный,
Рожденный для убийства.
Семикнижье военного канона - Уцзин (武经七书 Wǔ jīng qī shū), фактически первый военный учебник в Древнем Китае.
Красивейший из ста видов оружия
С мест постоянно поступают просьбы читателей:
Расскажите о таком традиционном оружии ушу, как цзянь!
На мой неискушенный взгляд, тут гораздо интереснее всем этим заниматься, а не в интернете читать! Но раз просят, почему бы и не рассказать? Вдруг кто-то так вдохновится, возьмет в руки клинок, да как пойдет рубить направо да налево! :)
Вообще, тема китайского оружия достаточно хорошо разобрана в научной литературе. Во многом это заслуга... легистов, попытавшихся побороть извечный бардак путем введения стандартизации оружия в армии и создания государственной монополии на его изготовление. Причем ещё в годы самой первой империи китайцев, империи Цинь Ши Хуанди, впервые объединившей Поднебесную в 221 до н. э.
Однако в наше время, уже благодаря современной истории и археологии, мы можем предполагать, что идеи унификации армейского вооружения возникли гораздо раньше. Китайская культура оставила огромный пласт информации по оружию: как письменные источники, так и результаты многочисленных археологических раскопок:
Благодаря всё той же археологии можно предположить, что такие мечи в Поднебесной появились уже в середине I тысячелетия до н.э. в регионе южнее реки Янцзы.
Возник меч-цзянь (剑 jiàn) вполне естественным образом: как результат постепенного удлинения кинжала.
В Лояне (пр. Хэнань) выкопали бронзовое зеркало эпохи Вёсны и Осени (771-476 до н. э.), где кавалерист с цзянем охотится на тигра.
Культурная традиция порой приписывает создание первого меча-цзянь Желтому Императору, использовавшего его во время битвы с Чи Ю.
Однако в «Гуаньцзы» (管子 guǎnzi - сборник древнекитайских философских трактатов IV-III вв до н. э.) сказано:
Когда-то гора Гэлушань извергла металл.
Чи Ю взял его и изготовил цзянь.
Но археология нам рассказывает, что первоначально такие мечи выполняли путём отливки из бронзы уже при династиях Шан (1600-1046 до н.э.) и Чжоу (1046—256 до н. э.), и их длина была обычно 40-80 см.
У клинков обычно было центральное ребро, и к острию они были более узкими примерно на треть длины клинка.
Подобно кинжалам, у мечей-цзянь делали плоские крестовины, обычно с закругленными верхними краями и треугольным нижним выступом с вершиной на центральном ребре клинка.
Уже в то время их старались делать с учётом данных владельца:
Внешность человека различается по размеру и длине, и мечи созданы для того, чтобы служить им не только для того, чтобы смотреть на их красоту, но и для того, чтобы подходил.
Разделяли мечи на три основных вида, о чем говорится в «Чжоуских ритуалах» (周礼 Zhōulǐ, один из ранних памятников китайской классической литературы, входящий в конфуцианское «Тринадцатикнижие»):
Меч длиной 3 чи и весом 60 лянов - высший меч для воинов высшего уровня.
Меч длиной 2 чи 5 цуней и весом 45 лянов - средний меч для воинов среднего уровня.
Меч длиной 2 чи и весом 35 лянов - низший меч для воинов низшего уровня.
Таким образом, самый длинный меч с рукоятью составлял около метра!
Ножны для мечей изготовляли из дерева, для сохранности покрывая лаком. Они повторяли форму клинков с их зауженной нижней частью, носили их благодаря скобе, через которую продевали поясной ремень.
Другой способ заключался в том, что ножны носили за поясом, а в скобу пропускали дополнительный ремешок.
Однако были и медные ножны.
Крайне интересно устройство рукояти этих древних мечей, где на рукояти расположено два, реже три диска, и которые по идеи должны бы натирать бойцу ладонь.
Благодаря находке близ г. Чанша меча времен княжества Чу V – VI вв. до н.э., теперь мы знаем: рукоять покрывали толстым слоем шелковой ваты, обматывали тканью и перевязывали специальным шнуром. Диски на рукояти мешали вате сбиваться в комок, и выступая из этой мягкой обертки, не давали скользить руке
В эпохи Вёсны и Осени (771-476 до н. э.) и Сражающихся царств (403-256 до н. э.) происходит интенсивное развитие искусства владения мечом.
В «Чжуанцзы» можно прочитать про меч-цзянь:
Фехтуя делаю ложный выпад,
Как бы давая противнику преимущество,
Но нанося удар позже,
Опережаю его в попадании.
Развитие такого меча, особенно бронзового, достигло своего пика в конце периода Вёсны и Осени (771-476 до н. э.) и до середины периода Сражающихся царств (403-256 до н. э.).
Это развитие было в первую очередь на Юге, где и рельеф сложный и климат дождливый, реки и озера обильны, а наземный транспорт неудобен. Здесь больше лодок и меньше повозок и лошадей. На такой местности пехота и даже корабельная команда часто играют большую роль.
Кроме того, технология выплавки и литья бронзы в те времена достигла пика, предоставляя максимальные материальные и технические возможности для улучшения отливки и формы бронзового меча.
В то время критериями для измерения хорошего меча-цзянь были:
входить для удара, ломаться при ударе, а не складываться при боковом ударе.
Появление железных мечей до сих пор вызывает множество теорий и дискуссий. Период Сражающихся царств (403-256 до н. э.) был периодом больших социальных перемен, проявившихся в том числе и вооруженных силах, в тактике и вооружении.
Характерной чертой той эпохи был переход к пехотным армиям и вытеснение колесниц как основного вида вооруженных сил.
Один из первых примеров был зафиксирован в 541 до н.э., когда цзиньский полководец в войне против пехотной армии племени ди в горной местности, неблагоприятной для колесниц, вынужден был спешить свою армию, переформировать трехчленные колесничные экипажи в пятичленные пехотные отделения, а несогласных - казнить.
В итоге, колесницы постепенно перестали использоваться, их сменила пехота и стремительная конница.
Это выдвинуло новые требования к оружию и снаряжению, особенно к мечам: потребовалось увеличить размер и повысить прочность. Из-за ограниченности возможностей бронзы как материала и сложного процесса литья, развитие таких мечей зашло в тупик, поэтому бронзу должна была сменить сталь.
Сталь не сразу вытеснила бронзу, еще долгое время продолжали использовать бронзовое оружие, считая, что бронза лучше железа:
В Древнем Китае оружие не ковали, а отливали, что в тот период не позволяло получать железное оружие с острыми краями.
Пока основным способом получения металлических вещей оставалось литье, оружие делали в основном из бронзы. Массовое распространение железное оружие получило только в конце периода Сражающихся Царств, но и в эти периоды основным материалом для оружия была бронза, и только в период империи Хань (206 до н. э. - 220) оружие из железа окончательно потеснило бронзовое.
Самый ранний стальной меч был обнаружен в захоронении эпохи Чуньцю вблизи железнодорожной станции Чанша в Хунани, длина 38,5 см
Вероятно железо было освоено уже в XII-XI веках до н.э., но первоначально использовалось метеоритное железо, и были найдены даже образцы т.н. «биметаллического» оружия. Как, например, клинок периода Вёсны и Осени (771-476 до н. э.) со стальным клинком и бронзовым эфесом из раскопок в Цзинцзячжуан, пров. Ганьсу.
Вместе с оружием развивается и искусство владения им:
Изменения оружия следуют изменениями в методах ведения войны, изменения боевого строя и методов управления им
Если первоначально хроники доносят до нас три основные техники:
- рубить (劈 рī),
- преграждать (拦 lán),
- сметать (扫 sǎo),
то появление железа позволило решить проблемы «коротких мечей», удлинение меча-цзянь позволяет значительно расширить арсенал. Например, появились такие, хорошо знакомые нам техники, как:
- подвешивать (挂 Guà)
- поднимать (撩 liāo).
Шёл прогресс:
Длинное орудие укорачивалось, короткое удлинялось.
Методы владения ещё более развивались и богатели техниками. В «Вёснах и Осенях княжеств У и Юэ» читаем про меч-цзянь:
Его путь сокровенен и изменчив, его смысл тих и глубок, путь содержит врата и двери, ещё содержит Инь и Ян, открываешь врата и затворяешь двери, Инь бурлит - Ян расцветает, это путь ближнего боя, внутри переполняют Цзин и Шэнь, внешне демонстрируешь спокойствие и манеры, видимое подобно хорошей жене, нападение - как от тигра страшно, один человек подобен сотне, сотня подобна десяти тысячам.
Как видим, искусство владения мечом - очень древнее, оно долго развивалось. Как и искусство изготовления мечей. Вошли в историю оружейники, работавшие в эпоху Вёсны и Осени (771-476 до н. э.) на территории княжеств У и Юэ.
Подводя итог периода расцвета меча-цзянь, надо отметить, что на рубеже IV – III вв. до н.э. эти мечи претерпевают существенные изменения.
Появляются значительно более длинные цзяни с узким клинком и длинной рукоятью, что влияет на технику работы им. Таким клинком можно уже работать двумя руками, что усиливает атакующую мощь воина. Это оружие было прежде всего пехотным оружием, из-за отсутствия стремян было сложно верхом сражаться двуручным мечом.
В тоже время роль конницы начинает стремительно возрастать, так как колесничные войска оказались неэффективными против конницы северных и северо-западных кочевников. И это тоже оказало свое влияние на развитие мечей.
Но пока китайское консервативное общество медленно принимает новые технологии, и бронзовые мечи наряду с железным оружием продолжали использовать в Китае еще несколько столетий.
Четвертая драгоценность образованного человека
百兵之君
Владыка ста [видов] оружия
Как уже говорилось выше, в период Чуньцю (春秋 Chūnqiū, продолжался с 722 по 481 год до н. э.), меч-цзянь достигает пика своего развития.
Искусство изготовления мечей достигает таких высот для своей эпохи, что имена мечей или местности их изготовления на долгие века становится нарицательным, синонимом для прямых мечей-цзянь.
Классический пример - это меч Лунцюань (龙泉宝剑 Lóngquán bǎojiàn) из одноименного уезда провинции Чжэцзян. Китайское телевидение даже фильм выпустило о том, как уже в наши дни возродили это давнее искусство. Очень познавательно.
В рамках анимистических верований древних китайцев, происходит «одушевление» мечей, их разделяют на «мужские» и «женские», им дают имена и даже приносят жертвы.
Появляется и божество меча-цзянь, Фэй Ян, которому надлежит делать жертвы и подношения. В этот же период происходит активное задействование мечей в различных церемониальных и религиозных актах. Причем не только металлические.
Но из-за распространения технологически более дешевого однолезвийного меча-дао в династии Западная Хань, простоты обучения овладением и в большей степени в соответствии с требованиями конного боя, меч-цзянь постепенно уходит с поля войны и превращается в своего рода символ личной защиты и статуса.
Во времена династий Суй (581-618) и Тан (618-907) ученые и писатели уже рассматривали эти мечи как украшения, атрибут человека высоких помыслов:
壮志凌云
zhuàngzhìlíngyún
великие устремления поднимаются выше облаков
Меч-цзянь не исчезает, он просто перестает доминировать как оружие широких масс, сохраняясь лишь у тех, кому свойственно было придавать военному искусству первостепенное значение.
Однако было и другое применение.
Это не только символ статуса императора и знати, но также и благородный предмет для обмена дарами и подарками в ту эпоху. Хотя уже в Южные и Северные Династии (420-589 г.г.) эта традиция приходит в упадок, возрождаясь лишь в виде многочисленных подделок, когда придет мода на древность в годы Империи Цин.
Другой интересный аспект использования меча-цзянь - это атрибут различных шаманских и даосских ритуалов.
Это так хорошо описано в рассказах Пу Сунлина:
- А скажите-ка, - спрашивал даос, - не приходил к вам какой-нибудь незнакомый человек?
- Я, видите ли, - отвечал брат, - бегал в храм Зеленого Царя и совершенно об этом не осведомлен. Надо будет сходить домой, там спросить.
Через самое короткое время он вернулся и сказал: - Действительно, приходили. Утром явилась к нам женщина наниматься в прислуги. Жена оставила ее подождать, так что она еще у нас.
- Эта самая тварь и есть, - сказал даос.
И отправился вместе с братом покойного к нему в дом. Даос взял в руки деревянный меч, стал в самом сердце двора и закричал:
- Эй, бесовское отродье, отдай мне мою мухогонку!
Женщина, сидевшая в комнате, заметалась, заторопилась в страхе, став с лица совершенно бесцветной, выбежала за ворота и хотела убежать. Даос бросился за ней и ударил ее. Женщина растянулась, а человеческая кожа так с нее и слезла, словно под резцом. Она превратилась в злого беса, который лежал и визжал, как свинья.
Даос насадил на свой деревянный меч ее голову, а туловище превратилось уже в густой дым, разостлавшийся по полу и склубившийся в кучу. Даос вынул какую-то узкую тыкву, вытащил пробку и положил ее в дым. И вот вихрем - смерчем, ровно то рот вдыхал воздух, в мгновение ока весь дым исчез. Даос закрыл отверстие пробкой и вложил тыкву в мешок.
В многочисленных войнах разных эпох меч-цзянь был постепенно вытеснен другими видами оружия, и со временем окончательно стал ритуальным предметом, символизируя благородство у военных и элегантность у гражданских лиц.
Появилась мода на хореографию с мечом, оснащенным длинной кистью, которая не должна наматываться на руку.
Такой меч стали называть гражданским мечом.
Вместо боевой эффективности стала цениться изящность и красота немыслимой вычурности движений.
Расцвет к прямому мечу мог бы вернуться в эпоху Мин (1368-1644), известной как «Золотой век ушу».
Но вполне показателен один интересный факт. Малоизвестный у нас герой борьбы с японскими пиратами Ю Даю (俞大猷 Yú Dàyóu, 1503-1579) в 1557 году написал известную «Книгу меча» (劍經 Jiàn jīng).
Правда там больше уделено внимания... шесту, который автор считал главным из трех важнейших методов (фехтование мечем-цзянем, шестом и стрельба из лука ), которым должен по его мнению владеть воин того времени:
劍棍射陣三法,俞認為 棍為藝中魁首
Основной принцип работы с любым оружием Юй Даю сформулировал так:
Следуй за позициями соперника, заимствуй силу соперника.
Время было такое, что основываясь на применении и реальных задачах фехтования, различные школы боевых искусств в годы династии Мин создали много интересного, например, меч-цзянь в рукаве или поясной меч.
Однако до падения империи Цин (1644-1912), меч-цзянь - это в первую очередь одна из четырёх драгоценностей образованного человека. Вместе с цинем, шахматами и книгами (琴棋书 Qín qí shū). Ему свойственна изящность и утончённость вместо свирепой разрушительной мощи однолезвийного меча-дао.
Меч-цзянь, который берут в руки, чтобы поправить здоровье
Итак, завершаем наш рассказ про прямолинейный, обоюдоострый и остроконечный меч-цзянь (剑 jiàn), который в давние-предавние годы развился естественным образом путем постепенного удлинения кинжала.
Древнейшее оружие, оно развивалось вместе с обществом, отвечая его текущим потребностям. Из свирепого клинка цзянь стал атрибутом и украшением аристократии и интеллигенции, сакральным предметом религиозных культов, однако сохранив свою истинную суть в руках редких ценителей, ставивших военное дело превыше всего в своей жизни. Пусть объективные процессы истории (как и аналогичные на Западе) вытеснили цзянь, заменив его однолезвийным дао, всегда были те, что придавали военному искусству первостепенное значение, сохраняя и предавая это искусство сквозь века.
Есть даже интересная точка зрения, что кратковременный всплеск интереса к цзянь в эпоху Мин (1368-1644) был своеобразным протестом и ответом саблям династии Юань (1271-1368).
Хотя мне кажется это очередная попытка "натянуть сову на глобус". У тех же монгол обычно выделяют три вида клинкового оружия: палаш, саблю и меч с ромбовидной крестовиной арабского образца как основное оружие.
При этом монголы активно использовали копья (знаменитое копье-чжида) и луки, которые потом повсеместно изымали и запрещали на территории завоёванного Китая.
Кстати, в годы династии Мин интеллигенция восхищалась уже японскими мечами.
Так что, вероятнее всего, что очередной виток развития меча-цзянь связан с общим интересом к боевым искусствам в те годы. Об этом стоит рассказать отдельно, но уже в другой раз. А сейчас обратимся к третьей ипостаси этого меча: оздоровительной и физкультурной.
Здесь нам хорошо известен человек, сделавший очень много для возрождения меча-цзянь уже в наше время, его популяризации в широких массах населения, ранее никогда не связанных с боевыми искусствами. Произошло это на переломе политического строя, ломавшего все исконные устои и традиции прежнего Старого Китая. В те годы активно происходила реформа ушу, делая его из искусства узкой маргинальной прослойки Мира Цзянху в физкультуру для укрепления здоровья и самосознания народа Китая.
Если коротко, в наши дни мы практикуем меч-цзянь во многом благодаря генералу Ли Цзинлиню.
В 1928 году в Нанкине открывается Центральный институт Гошу. Это организация, оказавшая фундаментальное влияние на реформы ушу в ХХ веке, именно благодаря их деятельности мы получили то ушу, которым сейчас занимаются миллионы людей по всему миру. В руководстве института было много бывших военных из структур, создававшихся по западному образцу - как альтернатива маньчжурским Восьмизнаменным войскам. И когда ректором Института Гошу стал бывший военачальник из Северо-Западной армии Фэн Юйсяна, он пригласил Ли на пост заместителя.
Пока Ли работает заместителем ректора, он активно продвигает созданный им комплекс уданского меча в Нанкине, Шанхае и Цзинани, а его ученик Хуан Юаньсю распространяет книгу "Главные требования к уданским методам действий мечом-цзянь", записав переданные Ли техники. Так как Центральный Институт активно продвигает свои филиалы по все стране, то в 1931 году Ли отправляют возглавить Шаньдунский Институт Гошу.
И что интересно, по многим источникам получается, что именно Ли Цзинлинь дал первый импульс возрождения наиболее распространенной сейчас школе этого меча.
И когда уже в совсем другую эпоху Великий Кормчий предложил использовать тайцзицюань для оздоровления населения, эти слова упали уже на благотворную и подготовленную почву.
Так свирепый владыка ста видов оружия и четвертая драгоценность образованного человека превратился в физкультурный аксессуар.
Но не надо печалиться!
Жизнь не стоит на месте.
Всё больше появляется фанатиков и ценителей этого позабытого артефакта минувших эпох. И мне хочется верить, что красивейший из ста видов оружия возродится вновь в военно-исторической реконструкции и профессиональном фехтовании, восхищая блеском клинка в схватках истинных мастеров этого оружия!
Чем он хуже каролинга, а?... :)
Дм. Моисеев, СПб