Окончание. См. часть 1.
Кроме тарана проводились и опыты поражения судов противника с помощью мин, закрепленных в носовой части корабля на длинном шесте. Первым на практике решил опробовать этот способ нападения в ходе Гражданской войны в США (1861–1865 гг.) лейтенант У. Кушинг (William B. Cushing; 1842–1874) – офицер флота северян. В ночь на 28 октября 1864 года он предпринял атаку с помощью шестовой мины, при этом в качестве средства доставки был использован паровой баркас с экипажем из 13 добровольцев, а целью нападения выбран броненосец южан «Абемарл» (850 т, длина – 47 м, 8 узлов, два 203-мм орудия). Броненосец довольно успешно действовал у побережья Северной Калифорнии и сильно досаждал командованию северян.
Шестовая мина представляла собой медный цилиндр, прикрепленный к концу деревянного или металлического шеста. В цилиндр помещалось взрывчатое вещество – динамит весом до 50 фунтов (20 кг). Взрыв мог производиться как при ударе, так и с помощью электрического тока. Подобная мина, взорванная у самого борта корабля на глубине около 8 футов (2,5 м), то есть, там, где нет брони, проделывала громадную подводную пробоину. Конечно, при этом и сами нападавшие подвергались огромной опасности, поскольку длина шеста редко превышала 10 метров. Поэтому, подобный маневр мог осуществить только личный состав, обладающий исключительной храбростью и отвагой.
Похоже, янки сполна обладали этими качествами: баркасу удалось подобраться почти к самому борту стоящего на якоре боевого корабля, когда их заметил часовой и поднял тревогу. Вести артиллерийский огонь было бесполезно, поскольку диверсанты находились в мертвой зоне, но ружейные пули стали быстро выкашивать смельчаков. Броненосец прикрывали боны из бревен, поэтому баркас находился под градом пуль несколько минут, пока бревна не перерубили. Жертвы оказались не напрасны: мина взорвалась в середине корабля, он получил большую пробоину и затонул в течение часа. Огромный водяной столб накрыл и самих нападавших, выведя из строя их средство передвижения. Лейтенанту Кушингу и одному матросу удалось доплыть до противоположного берега реки и после долгих скитаний добраться до своих. Остальные члены экипажа катера погибли или попали в плен.
Успех нового оружия вызвал сильный резонанс во всем мире. Шестовые мины были приняты на вооружение в разных странах, причем зачастую ими оснащали мало подходящие для этого корабли. Первой полноценной миноноской обзавелась в 1872 году Норвегия,заказав британской фирме «Торникрофт» небольшое, но быстроходное суденышко «Рап» – носитель шестовых и буксируемых мин, которая по сей день находится в экспозиции морского музея в Хортене, являясь единственным сохранившимся представителем своего класса судов. Англичане быстро разработали проект, взяв за основу паровой пассажирский катер.
Но все-таки первым настоящим морским диверсантом, действующим не по наитию, а по заранее разработанному плану, следует считать Степана Осиповича Макарова (1849–1904). В русско-турецкую войну 1877–1878 годов по его проекту быстроходный пароход «Великий князь Константин» был переоборудован для приема на борт четырех минных катеров, вооруженных шестовыми и буксируемыми минами. Подобный отряд из 14 катеров был создан и на Дунае, где действовала сильная турецкая речная флотилия в составе двух мониторов и десяти бронированных канонерок. Мощность паровых машин этих маленьких корабликов была всего 5 лошадиных сил, а скорость 6 узлов. Машины и котлы защищались 15-мм металлическими козырьками и мешками с углем. Экипаж – 4–6 человек.
Первую вылазку русские предприняли в ночь на 30 апреля 1877 года. Катера были вооружены буксируемыми минами-крыльчатками* конструкции С.О. Макарова. Мина такого типа подводилась под корпус вражеского корабля с помощью длинного буксира. Скрытно подойдя к Батуми, «Константин» в 23 часа спустил на воду все четыре катера, вооруженные буксируемыми минами. Когда катера находились в миле от турецкой базы, справа от них открылись судовые огни и Макаров, лично командовавший одним из катеров, послал вперед самый быстроходный из них «Чесму» с задачей выяснить, что за корабль стоит на рейде и в случае необходимости атаковать.
*Мина-крыльчатка – буксируемая мина, которая благодаря специальным «плавникам» (крыльям) шла за катером-буксировщиком не в кильватер, а с отклонением на 30–40 градусов от линии движения, что позволяло подвести ее под днище корабля противника, не пересекая его курс.
«Ночь была тихая, светлая – вспоминал потом командир «Чесмы» лейтенант Измаи́л Макси́мович Зацаренный (1850—1887), – так что сажен за 50 до судна я определил,что это военный колесный пароход... Сбросив левую крыльчатку, я пошел параллельно борту парохода. Часовой несколько раз нас окликнул и только тогда спохватился и закричал, когда мина коснулась носа. Я верил в свою мину и хотел ее взорвать под котлами. Моя команда была еще более уверена: матросы завели разговор с часовым и острили, спрашивая: “а что, земляк, будешь пить кофе”. Когда мина была под серединой судна, я замкнул ток, но взрыва не произошло. Осмотрел батарею, она оказалась исправной; снова замкнул ток. Взрыва по-прежнему не было». Первая попытка оказалась неудачной: моряков подвела техника. Расследование показало, что мина, так удачно подведенная Зацаренным, не взорвалась из-за недоброкачественного запала. Оплошали и турки, разбуженные криками часового, они замешкались, поэтому огня открыть не успели.
Вторая атака была проведена против турецких броненосцев, стоящих на Сулинском рейде 29 мая 1877 года. Один из атакованных кораблей получил повреждения. В ночь с 11 на 12 августа Макаров приблизился на 6 миль к Сухуми, и, рассчитывая на лунное затмение, спустил 4 катера. В 02 часа 45 минут все четыре маленьких суденышка бросились на темный силуэт турецкого броненосца. Катера были замечены и окликнуты. Не отвечая на оклики, под сильным ружейным огнем с берега и броненосца русские моряки настойчиво приближались к боевому кораблю и, подведя свои мины, две из них взорвали. Последствия этой атаки точно не известны, но ее успешность турками отрицается. Ясно только, что броненосец был подорван. Местные жители – абхазцы – рассказывали, как они три дня качали из броненосца воду и что через трое суток турки увели его в море. Очевидно, из идеологических соображений турки тщательно скрыли успех противника, чтобы лишить русских веры в свое оружие. Последующие атаки катеров на море производились уже с помощью торпед.
И все же, наибольший успех за всю войну выпал на долю дунайского отряда. В темную дождливую ночь 25 марта 1877 года четыре минных катера направились в Мачинский рукав Дуная, где в районе Браилова стояла эскадра Габарта-паши: монитор «Сейфи» и две канонерки. После полуторачасового марша в три часа ночи лейтенант Федор Васильевич Дубасов (1845–1912), командовавший головным катером «Цесаревич», увидел в 100 метрах перед собой темную громаду вражеского монитора и полным ходом устремился на противника.
С «Сейфи» Дубасова окликнул часовой и, не получив ответа, выстрелом поднял тревогу. Монитор осветился огнями, турецкие комендоры, дремавшие прямо около орудий, открыли огонь. Однако повторился американский вариант: артиллерийское вооружение корабля (два 150-фунтовых (279-мм) орудия в башне), было хорошо для обстрела берега, но мало подходили для стрельбы по юрким катерам. Основным средством отражения атаки опять стал ружейный огонь, от которого нападающих неплохо защищали 15-мм металлический козырек и мешки с углем.
Дубасов сам встал к штурвалу и с лихого разворота вогнал в борт «Сейфи» мину, установленную на 10-метровом шесте. Цепь автоматически замкнулась, грянул взрыв, и над катером на высоту 30 метров поднялся столб воды и дыма. На русских моряков посыпались обломки железа и дерева. Однако катер сумел дать задний ход, хотя и был залит потоками воды. Корма монитора стала медленно погружаться, а экипаж, столпившись на носу, беспорядочно палил из ружей.
Вторым в атаку вышел катер «Ксения» под командованием лейтенанта Анатолия Павловича Шестакова (1848–1903). Атака тоже была успешной – мина взорвалась под днищем в центральной части. Третий катер, «Джигит», в это время получил пробоину в корме от осколка снаряда. Экипажу пришлось приткнуть его к берегу, заделывать дыру и вычерпывать воду. Четвертый участник рейда – катер «Царевна» – не смог под ожесточённым огнем двух оставшихся турецких кораблей приблизиться к ним на дистанцию атаки. Огонь турок все больше усиливался, и катера спешно отошли, получив лишь легкие повреждения и пулевые пробоины. Среди русских экипажей не было ни убитых, ни раненых. «Сейфи», не смотря на все усилия экипажа, к рассвету скрылся под водой.
Правда, повторить успех не удалось: все остальные атаки на Дунае турки уверенно отразили, причем в июне 1877 года на катере «Шутка» был неопасно, но весьма болезненно ранен знаменитый художник Василий Верещагин, принимавший участие в этой вылазке. В мякоть какого места попала пуля, не будем называть из уважения к великому живописцу. Атака «Цесаревича» наделала много шума, заставив срочно оснастить все крупные суда противоминной артиллерией.
Всего в ходе Русско-турецкой войны было предпринято девять минных атак: четыре – шестовыми минами, три – буксируемыми и две – торпедами. Хотя успехи русских минеров сыграли свою роль – турецкий флот понес некоторые потери и, по сути дела, отказался от наступательных действий, укрывшись в портах; они все же наглядно показали бесперспективность применения шестовых и буксируемых мин после утраты элемента внезапности. Стало ясно – будущее за торпедой. Вместе с тем, моряки поняли, что идея катера носителя торпед может быть очень плодотворной.
Помимо оружия сугубо ближнего боя – шестовых мин и тарана – велись опыты и по поражению подводной части судов с помощью артиллерии. Однако попытки стрельбы из орудий под углами снижения с малых дистанций не увенчались успехом, так как шаровой снаряд плохо проникал в воду, рикошетировал и, ударяя в защищенный броней борт, не причинял броненосцам никакого вреда.
После провала этих попыток зародилась мысль стрелять непосредственно под водой, тем более, что еще в 1813 году Роберт Фултон (Robert Fulton; 1765–1815) своими экспериментами на реке Гудзон доказал принципиальную возможность такого действия. Для опытов он использовал стандартное орудие с казенной частью закрытой водонепроницаемым ящиком и заткнутым пробкой дулом. Заряд воспламенялся через специальную трубку, выведенную на поверхностьметодом бросания горячего угля в эту трубку. При выстреле с 5 метров ядро 4-фунтовой пушки углублялось на 30 сантиметров в помещенный под водой сосновый сруб. На базе этих экспериментов он спроектировал батарею со 100-фунтовыми подводными орудиями, но дальше идеи этот проект не пошел – в связи с кончиной изобретателя, его последние замыслы реализованы не были.
Зато в 1815 году по проекту Фултона для защиты гавани Нью-Йорка успели построить паровое судно «Демологос» (Demologos; водоизмещение – 1450 т, основные размерения – 46,7 х 18 х 4 м, скорость – 6,8 узлов), вооруженное, помимо двадцати 32-фунтовых орудий, дополнялось двумя особыми пушками, которые находились в трюме на глубине 3 метра и могли стрелять под водой специальными 100-фунтовыми снарядами. Для защиты от огня противника судно было покрыто 1,5-метровой деревянной «броней». На испытаниях, до которых Фултон не дожил, «Демологос» развил скорость 5 узлов.
Параллельно с США европейцы тоже проводили свои эксперименты – в 1864 году англичане использовали 110-фунтовые пушки Армстронга и 24-фунтовые пушки Уитворта для стрельбы по списанному блокшиву HMS Excellent. Пушки, стоящие на глубине 6 футов (1,83 м) разбили корпус с расстояния 33 фута (10 м), сделав в нем большую пробоину. Одновременно с этим англичане отметили, что снаряды совершенно не держались на курсе и летят в разные стороны.
В этот период в Англии и Америке был взят ряд патентов на установки для подводной стрельбы. Англичанин Педж (Pegge) предлагал помещать орудие в особом изолированном отсеке, соединенном с резервуаром сжатого воздуха. Когда орудие было заряжено и наведено, то открывался подводный клапан напротив дула, производился выстрел, и клапан быстро закрывался. Считалось, что запас воздуха не позволит проникнуть в отсек большому количеству воды, но опыты показали обратное, и изобретение принято не было.
Учтя это, другой англичанин, Соул (Soul), предлагал подводное орудие помещать в небольшом цилиндре. Цилиндр закрывался с двух сторон герметическими крышками. Одна крышка была забортной и открывалась в момент выстрела. После залпа, цилиндр опять закрывался, а попавшая в него вода вытеснялась сжатым воздухом, затем открывалась задняя крышка, и орудие выдвигалось для заряжания. Английский изобретатель, Борли (Borley) из Глазго, предлагал применять «орудия наглухо прикрепленные к борту корабля и заряжаемые с казенной части из внутренней части корпуса».
Известный судостроитель кэптин Каупер Кольс (Cowper Phipps Colse; 1819—1870) решил задачу по-другому: он предлагал выделить на судне специальный затопленный водой отсек, внутри которого установить вращающийся барабан с двумя орудиями. Орудия размещались на барабане так, что когда одно из них находилось наверху для заряжания, другое располагалось внизу в положении для выстрела дулом к подводному отверстию в борту. Перед выстрелом само орудие выдвигалось из барабана с помощью брашпиля. Воспламенение заряда осуществлялось с помощью электрического токаот гальванической батареи. При выстреле орудие откатывалось назад на свое место в барабане и задерживалось в таком положении цепями и фалами. Затем сам барабан поворачивался на пол-оборота, поднимая выстрелившее орудие для заряжания, а верхнее орудие, опуская в воду для нового выстрела. При заряжании дуло пушки герметически закрывалось пергаментом. Вращение барабана производилось специальным механизмом.
В 1855 году английский инженер Джеймс Холл Нэйсмит (James H. Nasmyt; 1808–1890) построил подлодку, вооруженную подводным артиллерийским орудием, которая приводилась в движение паровой машиной с гребным винтом и могла погружаться лишь так, чтобы над водой оставался только верх ее дымовой трубы. По форме она походила на обыкновенное судно того времени, но ее носовая часть снабжалась насадкой в виде тарана, служившей артиллерийским орудием, куда и вставлялся снаряд, который она должна была подносить к жизненно важным частям неприятельского корабля. Лодка была деревянная, но стенки ее корпуса были сделаны необычайно толстыми – около 3 метров, причем в качестве материала взят был тополь, который плохо горит и отличается упругостью. Эта лодка была длиной 24 метра и около 7 метров шириной. Ее внутреннее устройство представляло собой один отсек, заключавший в себе паровую машину, котел и запас угля; здесь же помещался и экипаж, состоявший из четырех человек. В толще палубы, в передней части лодки, была установлена рубка для рулевого с зеркалами в куполе и с сигнальными приспособлениями к машине. На испытаниях была получена скорость более 10 узлов.
Американец Д. Даффи (Duffi) предлагали изобретенное ими орудие для стрельбы под водой ставить в носовой части судна вместо тарана. Орудие заряжалось с казенной части, а отверстие в носу закрывалось двумя специальными клапанами, которые представляли собой секрет изобретателей. Опыты были удачными, но применения не получили. Она «была помещена в носу... бота, около 20 дюймов (0,5 м) ниже ватерлинии. Этот бот подошел к устроенному около берега дубовому щиту, при ударе пушки о щит произошел выстрел и ядро пробило дубовую доску в 3 дюйма толщины и значительно повредило щит», — так писал об этом эксперименте в 1862 году журнал «Scientific American». Командование флота США осталось неудовлетворенным испытаниями, так как способ использования пушки Даффи практически не отличался от тактики таранного удара.
В 1863 году в России был объявлен конкурс на разрешения вопроса о производстве подводной стрельбы из орудий, расположенных ниже ватерлинии. Лучшей оказалась разработка известного артиллериста полковника Ф.В. Пестича (I82I–1894) и инженера-механика А.И. Миронова (1804—1879). Для предотвращения проникновения воды внутрь судна через подводный порт изобретатели применили набивочную коробку, поставив ее между стенками пушечного порта и орудия. Для установки пушки применили неподвижный станок, по которому ствол мог скользить. Испытания были успешно проведены в Кронштадте в 1864 году.
В 1870-е годы Эрикссон вернулся к идее подводного оружия, построив «Destroyer», представлявший из себя полупогружающийся миноносец водоизмещением в 165 т без балласта и 295 т с балластом в погруженном состоянии. Его длина была 39,6 м, ширина 5,18 м, а осадка 2.70 м в сухом виде и 3.35 м в погруженном. Машина в 1000 л.с. давала ему скорость в 15 узлов (10 в погруженном виде). Вооружен он был одной 254-мм подводной пушкой в носу корабля, надводной артиллерии не предусматривалось. Для защиты во время атаки его нос был бронирован наклонным 406-мм бруствером.
Эрикссон представил корабль на испытания флоту в ноябре 1881-го, по итогам которых он был отвергнут. Основной проблемой было вооружение – с зарядом пороха в 12 фунтов пушка стреляла всего на 300 футов (91м) и при этом была фиксирована в носу и наводилась всем корпусом. Из-за такой небольшой дальности выстрела, атака на скорости была опасна для миноносца, так как у него не было времени отвернуть от цели. Исправить этот дефект было невозможно. В итоге с корабля сняли бесполезную подводную пушку и поставили торпедный аппарат для запуска торпед Ховелла, довооружили двумя 37-мм пушками Гочкиса и продали за $ 100 000 правительству Бразилии.
При всей своей оригинальности указанные выше идеи практического разрешения не получили, несмотря на острейшую нужду в средствах борьбы с броненосцами. Главным препятствием явилось малое расстояние, которое мог пройти снаряд под водой. Опыты, проведенные в 1859 году в Англии и в 1862 году в Америке, показали, что даже крупнокалиберное (152—178-мм) орудие может нанести действенное разрушение в подводной части судна на расстоянии всего 9–12 метров.Не только малая дальность движения снарядов, но и большое их рассеивание, сложность устройств, препятствующих попаданию забортной воды в канал ствола поставило точку на дальнейших изысканиях в данной области. Дополнительными препятствиями являлись значительная масса орудий и большая отдача при стрельбе.
Понятно, что изобретательская мысль активно работала и над устранением указанного недостатка. Этим, в частности, занимался известный французский артиллерист Жак-Филипп Монжери* (Jacques-Philippe Merignon de Montgery; 1782–1839). Он предлагал для увеличения дальности хода применить ракету. Ее описание автор дал в своем труде «Исследование артиллерийского искусства на море», изданном в 1831 году.
*Жак-Филипп де Монжери (Jacques-Philippe Merignon de Montgery; 1782–1839) – французский морской офицер, capitaine de fregate (капитан 2 ранга). Участвовал в высадке десанта в Ирландии, в сражениях под Эль-Ферролем, в Трафальгарской битве, во многих других походах и боях. Кроме того, он получил широкую известность в качестве автора ряда книг, вызвавших в свое время оживленную полемику в военно-морских кругах Франции, России, Великобритании и других стран. Среди них можно назвать «Мемуар о железных кораблях» (1811); «Мемуар о плавучих минах и плавучих петардах, или морских адских машинах» (1819); «Новая морская сила» (1822); «О подводном плавании и войне» (1823), «Исследование артиллерийского искусства на море» (1824), «Боевые ракеты» (I825). К сожалению, в последние годы жизни Монжери сошел с ума и был взят под опеку, что сильно поколебало доверие к высказанным им передовым идеям.
Продолговатый снаряд снаряжался как сухопутная боевая ракета, но не имел хвоста. Стабилизацию осуществляли винтовые нарезки, закрепленные в передней части. Эти нарезки раскручивали снаряд при его движении в воде. Для осуществления выстрела Монжери предлагал особое тонкостенное безоткатное орудие, заряжаемое с казенной части. Отверстие в борту закрывалось специальным клапаном. Для увеличения начальной скорости и воспламенения ракетного состава употреблялся небольшой пороховой заряд, прикрепляемый к поддону. Проект испытан не был.
Установка для пуска представляла собой неподвижную трубу, передний конец которой закреплялся в борту и выводился под воду. Торцы трубы закрывались крышками, а внутренняя полость сообщалась с забортной водой трубкой, снабженной вентилем. В верхней части пусковой трубы имелось запальное отверстие для воспламенения ракеты и клапан для выпуска воздуха при заполнении установки водой перед производством выстрела. Такими установками планировалось вооружить подводное судно «Невидимый» (L'lnvisible). Длина корпуса «Невидимого» (деревянный набор, железная обшивка) составляла по проекту 96 футов (29,3 м), наибольшая ширина 27 футов (8,2 м), высота от киля до верхней палубы 16 футов (4,9 м). Движителем служили два бортовых гребных колеса. В надводном положении их вращала поршневая паровая машина, пар для которой вырабатывал угольный котел. В подводном положении эта же машина превращалась в газовый мотор взрывного действия. При выходе из строя машины колеса вращали бы, сменяя друг друга, члены экипажа, насчитывавшего 96 человек. В качестве вооружения Монжери планировал использовать 4 короткоствольных крупнокалиберных орудия (колумбиады),способные стрелять как в надводном, так и в подводном положении судна,и нагнетательный насос для выбрасывания горящей смеси (т.е. огнемет), а под водой – 100 подводных ракет своей конструкции и 100 буксируемых мин.
Кроме Монжери ракетные снаряды для подводной стрельбы предлагались его соотечественником полковником Девезем (Pascal-Alexis Deveze; 1815–1902). В 1866 году он опубликовал в Париже брошюру «Расчет подводного снаряда» (Calculd'un projectile sous-marine). Снаряд Девица состоял из пустотелого сигарообразного корпуса, в передней части которого помещался боевой заряд, а так же из ракеты для сообщения движения и хвоста. Ракета вставлялась внутрь корпуса, а для предохранения снаряда от перегрева имелась изолирующая асбестовая прокладка. Такая компоновка позволяла использовать вставки с различным временем горения. Передняя часть ракеты сообщалась с зарядной камерой, чем обеспечивался взрыв снаряда, если ударный взрыватель в передней части не срабатывал. Хвост одевался на заднюю часть снаряда и имел четыре винтообразных выступа для сообщения вращения при движении.
Установка для пуска представляла собой неподвижную трубу, передний конец которой закреплялся в борту и выводился под воду. Торцы трубы закрывались крышками, а внутренняя полость сообщалась с забортной водой трубкой, снабженной вентилем. В верхней части пусковой трубы имелось запальное отверстие для воспламенения ракеты и клапан для выпуска воздуха при заполнении установки водой перед производством выстрела. Однако испытания показали, что ракета-торпеда Девица имела малую дальность хода, плохую устойчивость на курсе и недостаточный заряд взрывчатки. По этим причинам она не была принята на вооружение.
Следующий шаг был уже очевиден: заменить малоэффективный в воде ракетный двигатель хорошо зарекомендовавшим себя винтом. И в 1866 году англичанину Р. Уайтхеду (Robert Whitehead; 1823–1905) совместно с фрегатен-капитаном австрийского флота Д. Луписом (Giovanni Biagio Lupis von Rammer; 1813–1875) на заводе в Фиуме удалось создать такой снаряд, который мог под действием собственных механизмов, работающих на сжатом воздухе, перемещаться под водой с помощью винта. Это изобретение положило начало развитию нового оружия – торпеды. Изобретатель дал такое название этому грозному механизму, позаимствовав имя у электрического ската, но это уже тема для другого рассказа.
Автор: Юрий Каторин
Канал нуждается в поддержке. Поддержать можно тут.
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.