Не так давно я супервизировала интересный случай. Ко мне за помощью обратился психолог, работавший со взрослой женщиной, матерью взрослой дочери. Психолог провел бесплатную консультацию для клиентки, но вот огорчение! Клиентка не пошла дальше в работу. Было видно, что она собиралась пойти, но немного погодя сказала, что не планирует продолжать работу.
Казалось бы, между психологом и клиентом был установлен хороший контакт, они емко обсудили проблему, но что-то пошло не так.
И здесь я задаю резонный вопрос: что психолог сказал клиентке? В ответ я услышала вполне правильные вещи. Психолог сказал клиентке, что она вырастила уже взрослого ребенка, ей пора отпустить свою дочку в свободное плаванье и она избрала не тот способ поддержания отношений со своим взрослым ребенком, она будто бы пытается подмять ее под себя и разрушить ее семью, критикуя ее мужа.
Но ведь психолог сказал правильные вещи. Почему в таком случае клиент ушел?
Потому что клиентка была не готова слышать правду. Психолог поторопил события и сказал все это преждевременно. Эта женщина была авторитарна. По сути, психолог сказал ей: "Я не помогу тебе вернуть дочь, оставь ее в покое. И вообще ты сама виновата в том, что все делаешь не так".
Работать нужно было по-другому. Сказать: "Я вам верну дочь, вы преследуете хорошие цели, но вы пользуетесь немного не теми методами, я подскажу вам, и тогда все получится". Клиентам важно знать, что они все делают правильно, к ним важно присоединиться, сказать, что на самом деле она достаточно много сделала для своей дочери, она отличная мать. Подтвердить, что ей, должно быть, очень обидно оказаться в такой ситуации. В общем продолжать присоединяться к клиентке и выслушивать как можно больше ситуаций и наматывать себе на ус ее ошибки и самое главное не рубить правду-матку. Таким образом, клиентка потеряла надежду и ушла от психолога.
Помните, дорогие, чтобы остановить поезд, нужно бежать за ним какое-то время!
А допускали ли Вы подобные ошибки в своей работе?