Весна! Самое красивое время на юге России. Приятно погулять среди цветущих деревьев и даже поваляться на отросшей траве. Мы попробуем совместить приятное с полезным. Поговорим об античной архитектуре, из которой, как птенец из яйца появилась ордерная классика, то есть строения, которые имеют узнаваемые благородные очертания, высокую ликвидность и, в понимании заказчиков, обладают наилучшими свойствами надежности и красоты.
Сегодня узнаем новое об особенностях построек в виде амфитеатров, можете называть их "колизеи", хотя Колизей - название конкретной римской постройки, по одной из версий, имеющий происхождение от слова "колоссальный". Какие идеи можно почерпнуть для своего индивидуального дома, изучая античную архитектуру?
Всем привет! Я Алексей Норкин, руководитель строительной компании "Атлант", мы находимся в Краснодаре, но строим по всему югу России, на Алтае и в Москве. Наша специализация - индивидуальные дома. В своем блоге я рассказываю о путешествиях по стране и миру, в которых я насыщаюсь идеями, позволяющими делать ваши дома крутыми и комфортным
Если древнегреческая архитектура заложила основу европейской и до сих пор является эталонным образцом в строительстве, то римляне придали постройкам размах и величие. Приглашаю в путешествие, которое поможет нам разобраться, почему классические здания кажутся нам красивыми и основательными и что из приемов античности можно использовать в современном индивидуальном строительстве. Мы побываем сегодня в Краснодаре у стадиона Галицкого (на фото он за моей спиной), заглянем в Рим и поговорим об архитектурной новизне Колизея.
Завтра мы "переместимся" в Турцию, в Аспендос, где находятся античные театр и водопровод, я расскажу, почему турки располагают мощным историческим наследием, почему они не разрушили христианские постройки, и как античность повлияла на культуру строительства в этой стране.
Обратите внимание, над стадионом есть козырек, на котором размещается подсветка, он же защищает зрителей от осадков и палящего солнца.
Тоже самое было и в древних амфитеатрах, только "козырек" представлял собой вертикальные мачты, установленные на верхнем ярусе, к которым канатами крепились горизонтальные реи. Обслуживали тенты команды матросов, имеющих опыт работы с парусами. Примерно так:
В современных зданиях парусные тенты заменили на конструкции из легких, но прочных материалов.
Римские амфитеатры обладали большой вместимостью. Рим впервые применил в Колизее логистическое решение, позволяющее быстро наполнить театр и также быстро покинуть его. Это vomitoria (от лат. vomere «извергать»). Вомиторий — это проход, расположенный под или за ярусом сидений в амфитеатре или на стадионе, через который большие толпы могут быстро выйти в конце мероприятия. Он же применен и на стадионе Галицкого в Краснодаре, им же руководствуются строители спортсооружений. Всего за 15 минут Колизей мог наполниться людьми, а покидали здание за 5 минут! Все потому, что Колизей имел 80 входов и 76 лестничных маршей, а билеты четкую маркировку - куда идти.
Обратите внимание, как на современном стадионе зонированы ярусы - это также помогает четкому и быстрому размещению на своем месте.
Три яруса открытых аркад включает в себя Колизей. Логистика, то есть функциональная задача, стояла перед строителями на первом месте. Она же продиктовала архитектурное решение. В результате получилось эллипсоидное ажурное здание с продуманными возможностями, и по его лекалам римляне потом строили цирки, стадионы, ипподромы, театры.
В первом ярусе, на сегодня разрушенном, по мнению историков, было всего 20 самых престижных рядов - для власти и высших сановников (в современном строительстве престижные вип-залы стали делать повыше, для обзора и безопасности, и эту зону обычно жестко отделяют от народной). У императора, кстати, был прямой подземный путь из дворца в свою ложу. Второй ярус был с местами для римских граждан. Третий для низших сословий, имеющих права римского гражданства. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям.
Я хочу, чтобы вы оценили не только архитектурно-логистическое решение Колизея, ставшее на сегодня нормой для современных сооружений схожего типа и функционала. Оцените также социальную заботу о бедных сословиях! Между вторым и третьим ярусом, во-первых, построена стена, приподнимающая зрительные места для небогатой публики, во-вторых, скамейки расположены под более крутым наклоном, позволяющим лучше видеть зрелище. В театрах 19 века такой мелочью, как удобство обзора с галерки, уже никто не занимался.
Колизей тратил 2/3 массы. Смотрите, как стремительно он ветшал. Что-то разрушило землетрясение, что-то деятельность людей. Римскую "заброшку" в центре города использовали под мастерские, кладбище, суконный завод, завод по изготовлению селитры...
Пока вот эта "красная шапочка" Бенедикт XIV не принял Колизей под защиту церкви.
Колизей грандиозен. Раскопки позволяют находить все новые доказательства совершенной технической и эстетической мысли древних. Находят, например, остатки механизмов, позволяющих поворачивать сцену и менять декорации. Что в этом такого? Вес конструкций.
Посмотрите: расстояние от пола арены до нижнего яруса составляет 4 метра. Такая глубина позволяла заполнять арену водой и устраивать водные феерии и навмахии - морские сражения. Но ведь после боев рукотворное озеро следовало слить и осушить пространство. Значит, древние римляне хорошо разбирались в гидротехнике.
В парке Галицкого, примыкающем к стадиону, кстати, форумные, полукруглые очертания встречаются повсюду. Это выигрышная форма для снимков, но это и архитектурная "рифма" к соседнему зданию.
Подведем коротко итоги:
🏛 Греческая античная архитектура научила строить храмы, украшать их колоннами, узорами, скульптурами. Рим добавил к этому монументальность, размах, крупные размеры.
🏛 Греки освоили строительство "одноуровневое", римляне продвинулись дальше и ушли от одноэтажности к многоярусности.
🏛 Римляне заметили, как в многоэтажных строениях ритм меняется от яруса к ярусу. Они пришли к выводу, что существуют «двигательно-осязательные ощущения», при которых зрение «превращается в осязание и в акт движения… будь то осязание рукою или глазом». Для этого придумали выразительные детали, "нарезающие" здание на фрагменты.
Вот почему, когда мы строим "плоский" дом, нашему глазу не за что зацепиться, и такое здание кажется нам скучным.
А здание, в котором есть оптическая игра глубины, смены ритма, размеров, нам кажется красивым.
🏛 Греки придумали использовать колонны как несущие стойки, на которые размещали балки. Римляне поняли, что их многоэтажные конструкции не под силу ни одной кариатиде, ни одному атланту (ими маскировали колонны). И они придумали несущие стены, а для легкости использовали внутри арки. Так здание приобретало прочность, но и воздушность.