Первым делом мне хочется сказать это: я не люблю оригинальную Resident Evil 4. Настолько, что это стало своего рода мемом среди людей, которые меня хорошо знают: частенько я по поводу и без могу ругать «четверку», ужасаясь ее сценарию и другим идиотским моментам.
При всем этом не могу не признать ее важность и значимость: современное лицо гейминга невозможно представить без влияния RE4. Отсюда пошла камера из-за плеча, надолго закрепился тренд на QTE, и даже «коричневый период» видеоигровой индустрии берет свое начало именно здесь. В общем, круто, мощно, важно — но не в меня.
Поэтому и ремейк «четверки» я ждал со смешанными чувствами. Как спасти то, что, как мне казалось, спасти невозможно?
Вновь как много лет назад
Где-то в глубинке Испании, середина нулевых. Леон С. Кеннеди прибывает на место в поисках Эшли Грэм — дочери президента США, похищенной неизвестными. Разведданные указывают, что она находится в конкретной деревне, и, чтобы не поднимать лишнего шума, именно туда и направляется Леон в сопровождении местной полиции. С первых же минут, правда, все идет не по плану: местные жители оказываются членами какого-то безумного культа и как один противостоят Леону, а саму Эшли спрятали так, что найти ее — почти непосильная задача. Кажется, на этот раз пережившему инцидент в Раккун-Сити придется даже тяжелее, чем в 1998-м.
Завязка у ремейка один в один соответствует таковой у оригинала: Леон вновь отправляется в одиночку к черту на кулички, сталкивается с Лос Иллюминадос и в конечном счете спасает дочь президента. Но, как говорится, есть нюанс.
Внимание к деталям
Начало оригинальной RE4 не высмеял только ленивый. Прибыв в незнакомое место, Леон первым делом ведет себя как «настоящий белый человек»: на чистом американском задает испанскому жителю вопрос, не видел ли тот девушку на фото, после чего без лишних раздумий пускает последнего в расход, хотя тот, может, просто был недоволен вторжением чужака в свой дом. После этого американский агент и вовсе устраивает небольшой геноцид местных жителей, которые не то чтобы успели показать себя злодеями в первые минуты игры.
Ремейк эту «оплошность» исправляет: первая же встреча с ганадо выглядит совершенно иначе. На этот раз Леон все же пытается на ломаном испанском объяснить, чего он хочет, а нападает на местного, только приметив окровавленный жетон полицейского, который как нельзя кстати пропал совсем недавно. Действия агента выглядят куда более обоснованными, чем раньше, и уже на этом примере становится понятно, что работа над ошибками проведена хоть в какой-то степени.
Конечно, полностью исправить катастрофу, которой был сюжет четверки даже по меркам откровенно нелепой серии, было невозможно. Для этого пришлось бы менять вообще все, начиная с завязки: сложно представить себе, что международный конфликт такого уровня решался бы силами одного человека, каким бы крутым он ни был. И все же разработчики, к их чести, сделали все, что было в их силах.
Современный взгляд
Resident Evil — серия, которая никогда не скрывала свое происхождение из фильмов категории Б, поэтому смело и с открытым лицом показывала свою идиотию. При этом франшизу отличало умение балансировать на тонкой грани между дешевизной, юмором (зачастую ненамеренным) и ужасом, из чего и получался тот коктейль, что всем полюбился. «Четверка» в стремлении переизобрести себя зашла местами слишком далеко, и разработчики ремейка попытались это исправить, вернув хоррор и снизив градус кэмпа.
Для того чтобы все получилось как задумано, им пришлось изрядно напрячься и переписать части сюжета, а также внести правки в геймплейные ситуации. Поначалу это не так уж заметно: многие сцены перенесены почти дословно, как та же битва в деревне. Другие моменты переосмыслены: так как разработчики решили отказаться от QTE, пропала необходимость бегать от катящихся булыжников — её заменили падением камней, от которых нужно увернуться. А местами игра здорово обманывает ожидания — чего одна только первая встреча с Луисом стоит.
Последний, к слову, стал куда более объемным и сложным персонажем, чем раньше. Если в оригинале это ничем, кроме сексистских шуток, не запоминающийся герой, то в ремейке ему добавили адекватную мотивацию и проработку характера, которые нормально объясняют, что он делает в деревне и почему помогает Леону и Эшли. Так, впрочем, со многими героями, которые были поданы наметками. И все же главное изменение даже не в этом.
Кое-что совершенно новое
Первые несколько попыток осилить оригинальную Resident Evil 4 я заканчивал, приходя в замок Салазара. Там количество экшена окончательно превышает все разумные пределы, загадки становятся еще глупее, а общая атмосфера превращается в фарс: Леон выдает совершенно идиотские фразы, Рамон выпускает боевого меха-карлика из камня, а охранные системы древнего строения сконструированы так, что учитывают ровно одно возможное положение жертвы. Высшей точкой происходящего становится стационарный пулемет посреди замка — устройство, несомненно, важное и нужное в любом средневековом строении.
Спасти это безобразие казалось невозможным, и мне больше всего интересно было именно то, как авторы будут выходить из ситуации здесь. Вышли, что называется, с честью: Леон и Эшли прибывают в грандиозное поместье рода Салазар, проходят первые помещения и… в общем-то, дальше те, кто играл в оригинал, почти перестают понимать, что происходит. Потому что единственным способом исправить ситуацию стало полное изменение почти всего сегмента, связанного с замком. Больше никаких пулеметчиков и гранатометчиков, прячущихся в стенах, нелепых ловушек и бесконечных диалогов по взломанной рации. Новый замок — это действительно замок, сложно устроенный и древний, со множеством тайных ходов и преимущественно логично запертых помещений. И обитают в нем самые обыкновенные культисты, способные нагнать жути одним своим видом.
Впрочем, самое сильное изменение претерпел Салазар: вместо злобного карлика, похожего на истеричного ребенка, в ремейке его сделали полноценным психопатом с тягой к жестокости и насилию. Обновленная версия антагониста скорее пугает, чем веселит, и хорошо вписывается в выбранный тон, где хоррор смешивается с юмором, а не полностью уступает позиции. О характере злодея подробно рассказывают в заметках и еще подробнее показывают наглядно — с помощью многочисленных истерзанных трупов, орудий пыток и других гротескных проявлений жестокости и бесчеловечности. Поверить в то, что этот Рамон способен держать в страхе целую деревню, куда проще, чем раньше.
Вообще, внимательная переработка знакомого и добавление незнакомого — то, что выделяет Resident Evil 4 среди других ремейков. С одной стороны, совершенно очевидно, что это все еще Resident Evil 4: структура сюжета, многие повороты, отдельные диалоги и ситуации повторяются со скрупулезной точностью. При этом новые элементы введены так, что не вызывают неприязни и отторжения — что у тех, кому нравится оригинал, что у таких, как я.
Новый взгляд на классику
И хотя сюжет подвергли значительной переработке, куда больше досталось, очевидно, геймплею. Во многом он напоминает смесь оригинала и ремейка Resident Evil 2, но есть и свои нюансы.
Из RE4, например, перекочевал менеджмент инвентаря: от пользователя все так же требуется играть в эдакую Tetris с предметами, пытаясь уложить их как можно эффективнее. Для ленивых же предусмотрена автоматическая сортировка, работающая по нажатию одной кнопки. Пользоваться, впрочем, не рекомендую: не зря культовая механика натурально вдохновляет отдельные игры. От предыдущего ремейка, в свою очередь, пришли возможность ходить и стрелять одновременно, доработанная камера и в целом основа геймплея. А вот новинки лучше рассмотреть подробнее.
Первая из них — измененная механика ножа. В оригинале рукопашный бой быстро отходил на второй план, так как пользоваться огнестрелом всегда выгоднее и безопаснее. В итоге нож в основном помогал ломать хрупкие предметы да добивать упавших ганадо. В ремейке нож, наоборот, остается актуальным даже после того, как вы смените уже несколько стволов. Все дело в его универсальности: он позволяет блокировать даже самые опасные атаки ближнего боя (при соблюдении таймингов, разумеется), убивает многих противников с одной атаки (при соблюдении необходимых условий, разумеется) и в целом выручает во многих ситуациях. И именно поэтому разработчики сделали его… хрупким. Верный и незаменимый клинок при интенсивном использовании изнашивается и ломается, становясь бесполезным вплоть до тех пор, пока Леон его не отремонтирует. В качестве временной замены, правда, присутствуют подбираемые на локациях ножи, но их хватает буквально на пару атак.
Столь радикальный пересмотр механики сильно влияет на геймплей: от игрока теперь нередко требуется умелое сочетание атак огнестрельным и холодным оружием, без которых во многих ситуациях долго не протянуть. С учетом в целом возросшей динамики сражений работает отлично, главное — привыкнуть.
Вторая — добавленный опциональный стелс. Пользоваться скрытным прохождением вовсе не обязательно: никто не мешает все вопросы решать грубым насилием, однако некоторых крупных стычек можно избежать, если действовать предусмотрительно. Работает это и на отдельных сильных противниках, которых проще тихо зарезать, чем долго разбирать на органы с помощью лобовой атаки.
Третья — это привычный уже крафт, которого толком не было в оригинале, если не считать возможность смешивать травы. В ремейке Леон умеет собирать боеприпасы и взрывчатку из подручных материалов, мастерить стрелы из ножей и лома и… все так же профессионально смешивать различные травы. Здесь же можно упомянуть и изменившуюся систему составных артефактов: если раньше в маски, корону и другие украшения нужно было вставлять строго определенные камни, то теперь их всего шесть видов, а вот комбинаций — больше десятка. Отдельным развлечением может стать попытка понять, как добиться наибольшей стоимости той или иной побрякушки при имеющихся в инвентаре «брильянтах». За это, к слову, даже достижение есть, для которого нужно поднять единоразовую стоимость продажи до 100 тыс. песет. Задача не то чтобы очень сложная, но интересная.
Немного о неприятном
Технически ПК-версию RE4 хорошей не назовешь: на форумах регулярно встречаются жалобы на многочисленные вылеты, фризы и тормоза, трассировка лучей ведет почти к стопроцентной гарантии ошибок. В отдельных случаях наблюдается совершенно идиотская ситуация: игра сворачивается, вызывая окно отправки сообщения об ошибке, приведшей к вылету, но при этом продолжает работать как ни в чем не бывало. Как это лечить — до сих пор непонятно.
Capcom обещает исправить если и не все, то большинство подобных проблем. Правда, когда ждать патчей, пока, увы, непонятно. На консолях, говорят, дела обстоят не сильно лучше, особенно если учитывать версию для PS4.
Катастрофой релиз, впрочем, не назвать: игра вполне себе проходима, критических багов в ней вроде бы не наблюдается, а большинство из тех, что есть, решаются банальным перезапуском. На фоне той же The Last of Us Part I грех жаловаться.