В 1943 году на Канашском вагоноремонтном заводе был построен бронепоезд «За Родину». На этом бронепоезде воевал житель деревни Ящерино (Мариинско-Посадский муниципальный округ Чувашии) Василий Иванович Яковлев. О том, когда и как попал туда В. Яковлев и где громил врага идет наш рассказ.
В конце августа 1941 года молодой учитель был призван в армию. Потом его направил учебный полк, где готовят солдат для службы на бронепоездах. Окончив эти курсы Василий Иванович на бронепоезде стал служить телефонистом.
В Москве получили новый приказ. Бронепоезд повернул обратно. Путь лежал на Сталинград. В дни сражений на Волге канашцы собрали средства и решили построить новый бронепоезд. Этот почетный заказ должен был выполнить вагоноремонтный завод. К строительству этой машины приступили весной 1943 года. Но не было опытных людей. Вагоноремонтники обратились в воинские части. Там стали подбирать людей, хорошо знакомых с устройством бронепоездов.
В начале мая 1943 года Василий Яковлев приезжает с фронта в Канаш. Он теперь становится строителем бронированной машины. Работали днем, и ночью, не зная отдыха. А когда бронепоезд стоял на рельсах, начался подбор экипажа.
Многие из тех, кто строил этот поезд, стали членами боевой машины. Летом 1943 года бронепоезд под названием «За Родину» отправился на фронт. С этим поездом ехал защищать Родину и Василий Иванович Яковлев.
«К нашему личному составу предъявлялись большие требования, — писал в своем воспоминании бывший командир бронепоезда H. Буранбаев в статье «Бронепоезд из Канаша».
— Мы подбирали опытных артиллеристов, пулеметчиков, зенитчиков, паровозников и мастеров-путейцев. Часть по своему составу оказалась многонациональной, в экипажах были русские, украинцы, мордва, чуваши, татары, евреи»
Он описывает такой эпизод. У железнодорожного моста через Березину занимал оборону стрелковый полк. Этот полк должен был отбросить врага и захватить плацдарм на западном берегу реки. В помощь пехотинцам были направлены два бронепоезда. Первый дот противника был уничтожен быстро. Снаряд угодил в амбразуру. Затем были разрушены второй дот, пять блиндажей и землянок. На второй день бой разгорелся еще сильней. И снова бронепоезда удачно поддерживали атаки пехоты.
— После трехдневных боев мы выбили гитлеровцев из сильно укрепленных позиций, — рассказывает В. Яковлев. — Потеряли много боевых товарищей. Пали смертью храбрых комсомолец старший лейтенант Б. Корякин, наводчики орудий Саламатин и Иванов (земляк из Чувашии). И сейчас на станции Холодники и в деревне Карпово покоятся в братских могилах 17 воинов бронепоезда «За Родину».
Канашский бронепоезд участвовал в боях по окружению и ликвидации бобруйской группировки. Один из бывших разведчиков пишет так:
— Снаряды и мины летели как дождь. С той и с другой сторон. В этой ожесточенной артиллерийской дуэли не прерывалась телефонная связь с наблюдательными пунктами бронепоезда. Трижды под огнем противника выходил на ее восстановление связист Василий Яковлев.
Кончилась война. Бронепоезд, построенный в Канаше, остановился в Познани. Оттуда ехал домой Василий Иванович Яковлев. Приехал в родную деревню Ящерино и начал работать учителем в начальной школе. Только в прошлом год расстался со школой Василий Иванович. Ушел на пенсию.
В. ВАСИЛЬЕВ (1976)
☆ ☆ ☆