Найти тему
@uspeh_rebenka

Кумир семьи, как деструктивная воспитательная модель

В воспитательной стратегии, когда семья последовательно помогает личности создавать собственные успехи вместо того, чтобы копить неудачи, важно достаточно объективно оценивать ситуацию.

Главный смысл работы в том, что ребенку обозначается текущая проблема и зона роста, то есть цели, как будем решать, что для этого надо. И тогда механизмы саморегуляции, волевые качества, самокоррекция начинают проворачиваться и потихоньку работать. Взросление – это ежедневная работа, улучшение текущего результата.

Нередко родственники допускают ошибку. Когда семья сознает искусственные условия, с целью получения легкого результата. Ребенок совершает минимум усилий, а вокруг все ежедневно апплодируют.

Подобная система только ослабляет волю, не развивает выдержку. Психической системе нужно давать нагрузку, с которой она может справится. То есть задачи соизмеряться с силами и нспособностями, которые уже есть.

Если школьник еще не справляется со своим расписанием и откровенно вязнет в цифровом пространстве, если то и дело возникают трудности с выполнением школьных задач, то не стоит перехваливать достижения.

Все мы стараемся видеть лучшее в своих детях, но часто случается перекос, когда воспитательная модель формирует тип личности «Кумир семьи». То есть на результаты по факту работает вся семья. А школьник только получает похвалу и признание. В этом случае развивается волевой дефект, при котором чем меньше личного преодоления совершается, тем большая изнеженность и слабость характера.

Структурная ошибка заключается в том, что личность максимально стараются ограждать от естественных неудач. То, что называется «стелить подстилочку» везде, где только можно.

Спортсмены знают, что с первого раза ничего никогда не получается. Только ежедневная практика и плавное усиление нагрузки приводит к ощутимому результату. Именно в таком режиме формируется личностный стержень, характер.

В этом плане огромный жизненный опыт получают дети, которым в раннем возрасте приходилось работать с проблемами, связанными с особенностями здоровья и развития. Каждый шаг это и преодоление, а всякое усилие – радость. Только выполнение задачи высокой трудности дает чувство победы над собой. И, главное, дает силы на новые достижения.

Кумиру семьи же, как правило все приходит достаточно легко. Потому что рядом есть взрослый, который заботится, перекрывает возникающие потребности вместо того, чтобы поощрять к самостоятельному выполнению. Ребенок должен учиться сам двигаться к своим желаниям, а не требовать от других. Как изнеженный малыш привык получать все по первому «хочу».

Если в вашей семье растет личность с такими чертами характера, то достаточно незначительно перестроить воспитание, как следствие, вы получите качественно другие реакции.

Для этого необходимо давать задачи разной трудности и обеспечивать средствами достижения цели. Рассмотрим на простом примере похода за грибами. Ответственность семьи, помимо инструктажа по безопасности, предоставить экипировку по погоде – резиновые сапоги, балониевая одежда, корзинка. На первом этапе показать, где растут грибы, где искать, как ориентироваться, как справлятьсяс комарами и многое другое. Но двигаться, то есть совершать усилия нужно самому. Это посильная задача.

Что делает обычно кумир семьи? Он в процессе как таковом не участвует, образно сидит в машине, играя в телефон.

Пока вся семья бегает по лесу, справляется с условиями среды, чтобы что-то было на столе, такой ребенок привыкает ждать и просить. Но самое деструктивное, если результат чужого труда преподносится как личное достижение. Хотя, по факту, такие дети на столько безвольные, что им сложно дойти до кухни, чтобы отведать не ими приготовленный грибной суп.

А у тех, кто собрал хотя бы один гриб подключается мотивация достижения. Ребенок начинает чувствовать, что он в силах завтра найти два или больше, новые результаты укрепляют веру в свои способности.

Нельзя путать участие и помощь в жизни со слепой любовью, фокус на реальных усилиях с беспочвенным восхищением, поощрение собственных желаний и действий в сторону их осуществления с удовлетворением капризов.

У таких детей формируется искаженное представление о себе и о мире, о социальных отношениях. Когда личность выходит за рамки семьи, то адаптироваться очень сложно, так как уровень притязаний многократно выше реальных возможностей и способностей на данном этапе развития.