Summertime — это песня, написанная для оперы «Порги и Бесс» в 1935-м году. Создал ее Джордж Гершвин — потомок еврейских эмигрантов из советского союза. В 26-м году он пристрастился к литературе, прочитал роман «Порги» под авторством Дюбоза Хейуорда, вдохновился и задумал написать на его основе оперу. Как вы понимаете, между задумкой и реализацией прошла куча времени — целых 9 лет (чуть меньше, если учитывать время написания). А до всеобщего признания оперы Гершвин вообще не дожил — в 37-м он умер, и только тогда она начала набирать популярность.
Summertime — вероятно, самая знаменитая и долгоживущая джазовая композиция среди всех существующих. Оригинал представляет из себя двухминутную арию, исполненную сопрано (впервые под запись ее исполнила Эбби Митчел в том же 1935-м; там же можно услышать, как Гершвин играет на фортепиано). Конкретно эту версию вы скорее всего не слышали, однако хотя бы одну другую — сто процентов; если же вы послушали ее и не узнали мотив, то вас скорее всего подводит память.
А каверов у Summertime, между прочим, больше двадцати пяти тысяч!
В 1959-м ее исполнила Лули Джин Норман для фильма, и это одна из самых популярных версий. Она уже чуть менее оперная и слушается для нас — не таких уж больших фанатов оперы — гораздо легче.
Как до выхода фильма, так и после, Summertime исполняли: Билли Холидей, Сэм Кук и Билли Стюарт. Имена эти вам возможно незнакомы, однако это, скажем так, величины. В 1959-м обожаемый всеми, кто плохо знает джаз, и многими, кто его знает хорошо, Луи Армстронг вместе с Эллой Фицджеральд записали альбом «Porgy and Bess», который, естественно, включал в себя кавер Summertime.
Все версии по-своему хороши; многие из них до сих пор можно слушать и наслаждаться. У меня есть два любимых кавера, их исполнили сердечно любимые мною Нина Симон и Джэнис Джоплин. Ни с чем не сравнимый голос Нины Симон добавляет песне так много души и тоски, что ни в другие версии после нее уже не верится, а в Summertime от Джэнис Джоплин помимо ее шикарного голоса присутствует прекрасный психоделический инструментал.
Несмотря на то, что песню создал довольно бледный нью-йоркский еврей, она оказала большое влияние на афроамериканскую культуру, которая потом повлияла на музыку в целом. Что тут сказать — красава Гершвин!