Найти в Дзене
Цитаты истории

Подвиг простого матроса Николая Жукова, о котором многие не знают

Оглавление

Балтийское море – сложная во всех смыслах локация для флота, однако именно на Балтике к началу Великой Отечественной войны базировался самый мощный из четырёх советских флотов – Краснознамённый Балтийский, имевший в своём составе сразу два мощных линкора.

Судьба флота в годы войны сложилась трагически – замкнутость театра, мелководье Балтийского моря, испещренного шхерами, не позволяли использовать флот по прямому назначению на всю мощь. И всё же моряки флота внеси значимую лепту в общую Победу, проявив чудеса отваги, показав собственную способность к самопожертвованию.

Ранние годы Николая Жукова

Николай родился в селе Мавурш в Ярославской области в 1920 году. Его биография ничем не отличалась от сотен и тысяч таких же биографий крестьянских советских детей.

Окончил 6 классов сельской школы, помогал родителям по хозяйству, работал в колхозе. В 1939 году был призван в армию, по распределению попал на Балтийский флот, где быстро окончил школу комендоров.

-2

В начале Великой Отечественной войны он служил в экипаже новейшего эскадренного миноносца «Слава», который с боями отходил из Эстонии в Кронштадт. При отходе миноносец подорвался на мине, но всё же смог благодаря самоотверженным действиям экипажа самостоятельно прийти в пункт назначения, где принял участие в обороне Ленинграда.

Позднее Николай служил на разных малых судах, преимущественно на бронекатерах серии МБК.

За что Николаю Жукова дали Золотую медаль?

Осенью 1944 года советские войска уже вели освобождение Прибалтики, и Балтийскому флоту в этом процессе отводилось важное место.

Однако почти все крупные корабли были выведены из строя, фарватеры были заминированы противником, и тяжесть снабжения десантных групп, ведущих наступательные бои на острове Саарема, легла на 17 бронекатеров МБК, на одном из которых и служил Жуков.

-3

Под сильным огнём катера снабжали советскую группировку, противник же стремился остановить переправу минированием основных проходов. Катера несли тяжёлые потери – на минах вместе с экипажами погибли МБК-504, МБК-509, МБК-514.

31 октября на мине подорвался и МБК-510. Взрывом у судна оторвало винты и рули, перестала работать связь, однако моряки смогли предотвратить затопление. В этот момент по левому борту экипаж заметил «рога» ещё одной морской мины.

Было решено спустись шлюпку, чтобы отбуксировать её вручную подальше от корабля, но вдруг комендор кормовой артиллерийской башни Николай Жуков заметил ещё одну мину по правому борту.

-4

Николай уже видел последствия подрывов кораблей на минах, потому не мешкал ни секунды – он бросился в ледяную воду. Вода сделала бушлат и сапоги тяжёлыми, но Николай всё-таки смог «провести» мину мимо борта корабля. Когда опасность миновала, он понял, что коченеет и тонет – вода осенью на Балтике ледяная, а волнение достигало 5 баллов.

Герой непременно погиб бы, если бы не матрос Кремченков, вытащивший его на шлюпке. Вместе с ним Николай отвел от борта ещё одну мину, ту, что была обнаружена первой.

Что же после?

Экипаж смог вернуться на берег в полном составе, и командир представил Жукова к званию Героя СССР. Он прожил долгую и счастливую жизнь, хотя о войне никогда вспомнить не любил и героем себя не считал – был уверен, что сделал то, что должен был сделать на его месте любой советский моряк.

-5

Известно, что гитлеровцы почти никогда не брали советских моряков в плен. Зная историю Николая Жукова, попробуйте ответить на вопрос «Почему?». Пишите мнение в комментариях.