Конечно, Институт Философии является ведущей организацией, призванной развивать философские идеи. Но реальное отношение к философии в наше время стало столь пренебрежительным, что сам этот факт оценивает уровень разработки ее содержания. Надо полагать, что, именно то аморфное представление о философии, которое распространено даже в научных гуманитарных учреждениях, в значительной степени есть показатель работы философов, прежде всего Вашего института. Я в течение более полувека в виде камерного ученого, не имея высоких регалий, и не заботясь о них, изучал проблему мышления и развития, а значит и основную проблему философии. В результате понял, что это важная наука, необходимая для понимания работы многоуровневых систем, но более всего для изучения процессов развития.
Издательство «Весь Мир» недавно выпустило мою книгу «Предмет философии – качественные преобразования», в которой вполне обоснованно определена научная сфера философии. Вместо распространенного набора всевозможных областей познавательного интереса людей, вовлекая теологию, научные предположения, абстрактные понятия и обобщения – все то, чем наполнены сегодня академические и образовательные отделения философии, в книге показано, что сущность основных философских доктрин обусловлена процессом развития, что относится также к процессу познания. Распространенное ранее представление о мышлении как предмете философии, выдвинутое Гегелем и поддержанное Энгельсом, в наше время требует уже конкретизации, поскольку мышление успешно исследуется и физикой, биофизикой, биохимией, биологией. В этом аспекте можно отметить два обстоятельства.
Нервная система, как и любая многоуровневая система, формировалась вследствие вынужденных интеграций предшествующих структур, которые как элементы должны были войти в новые взаимосвязи, образовать новую структуру, чтобы разрешать возникающие проблемы существования. Поэтому активация и деятельность системы возможна при активации всей пирамиды исходных подсистем. Повторение прошлой истории зарождения нервной системы при каждой ее действенности в настоящем показано также в согласованности выводов эволюционной и экспериментальной физиологий. Каждый акт мышления осуществляется непременно благодаря активации предшествующих форм структурирования материи, что объясняет привлечение всех естественных наук для его изучения.
Важна также проблема истоков отражения живых существ. Она так или иначе высказывалась почти всеми материалистами, в частности Локком, Лениным. Фактически следовало понять, какие явления в низших структурах материи в процессе усложнения ее, то есть формирования более сложных интеграций, порождают известные формы отражения, вплоть до познания человека. Тем самым решалась бы и проблема соотношения естественнонаучной и философской сторон в изучении мышления. В предлагаемой книге достаточно убедительно определены те явления, для исследования которых необходимы естественные науки и те, которые без философских методов и законов не понять.
Слабости формальной логики, а с тем и ее парадоксы, проявляются при обращении к бесконечности и к развитию, изменению, нарушающему неотъемлемый закон тождества. Диалектическое мышление оказывается необходимым именно для познания явлений качественных преобразований, возникающих при актах развития. Количественный рост до критической величины хорошо оценивается формальными методами, более всего используемыми естественными науками, но качественный скачок, существенное преобразование объектов может осмысливаться законами диалектики. Отмечено, что даже физика своими самыми совершенными методами неспособна изучать такое физическое явление как фазовый переход первого рода, когда вещество оказывается в метастабильном состоянии. Тем не менее, современные достижения физики, химии, биологии в изучении подобных преобразований позволяют выявить предпосылки и существенные моменты актов развития, как новообразования. Следует иметь в виду, что полтора, два века тому назад такими знаниями человечество не обладало. Наиболее значительным актом развития был процесс формирования живых организмов на базе семени, зиготы, то есть процесс развития как воспроизводства. Это представление обусловило теорию Гегеля, в которой «абсолютная идея» как зародыш содержит в себе все конечное содержание, которое через инобытие завершает в будущем свое становление. Сегодняшние знания позволяют лучше понять качественные преобразования и точнее представить законы развития и необходимость диалектического мышления. Это относится также к эволюции человечества. Маркс вынужден был опираться на теорию Гегеля, для того времени наиболее глубоко представившего закономерности развития. Однако она же обусловила ошибочную методологию марксизма, которая замыкает формационные реорганизации на процессы внутри самого общества, отстраняясь от влияний иных общественных образований, порой чрезвычайно значимых в системе всего человечества. Этот же подход доминирует при изучении стоимостных отношений внутри отдельного предприятия, лишь изредка отмечая влияние общего рынка или общества.
Современные знания позволяют понять развитие уже как новообразование, а значит точнее определять законы диалектики, а также этот процесс эволюции.
Данное обращение я направляю также другим членам руководства в надежде, что совместно сочтете нужным распространить книгу среди сотрудников института, чтобы их разработки приобрели более научное философское содержание.
Книгу можно приобрести в электронном виде или в печатной форме у изд. «Весь мир», зайдя на сайт: https://www.vesmirbooks.ru или конкретно через сайт: https://www.vesmirbooks.ru/buy/books/catalog/philosophy/3596