По данным Белстат, в феврале отток кадров составил 0,5 тыс человек. Снижение числа занятых в экономике фиксируется четвертый месяц подряд, но в этот раз спад самый незначительный. Для сравнения, месяцем ранее экономика потеряла 16,7 тыс занятых.
Сокращение числа занятых является общим трендом для экономики Беларуси. Только за прошлый год она потеряла более 70 тыс занятых, что сопоставимо с населением таких городов, как Жлобин или Светлогорск.
Очевидных причин для снижения занятости, безусловно, много: спад в экономике, демографические проблемы, эмиграция…
С демографическими проблемами справиться сложно. Низкая рождаемость, старение населения и разрыв в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами еще долго будут постоянными характеристиками беларуской демографии.
С другой стороны, экономические причины снижения занятости, по большей части, носят рукотворный характер и, следовательно, могут быть исправлены. Экономические проблемы лечатся реформами, они же могут помочь справиться с эмиграцией. Однако, текущий взгляд правительства на нашу жизнь их не предполагает, и, более того, кажется, делает все, чтобы усугубить проблемы занятости.
В таких условиях можно ожидать дальнейшего сокращения числа рабочих рук и переформатирование рынка труда под более простую экономику. Пример того, как выглядит простейший рынок труда, можно увидеть у нашего нового экономического союзника Зимбабве. То, как можно регулировать рынок труда по такому пути, можно увидеть в Северной Корее. Впрочем, можно и не регулировать, как в Венесуэле, где миллионы людей вынуждены искать работу в соседних странах.