Найти тему
Блог ЖД фотографа

Комбинат Магнезит: электрическая узкоколейка в горах Урала. Тут ходят 60-летние локомотивы из ГДР, а до провода можно дотронуться рукой!

Хотя лучше не пытайтесь потрогать рукой контактный провод, даже если можете до него дотянуться. 600 вольт - напряжение нешуточное! Но именно оно используется на железной дороге комбината Магнезит, который прячется в уральских горах между Челябинском и Уфой, выкапывая из недр земли породу для изготовления различных огнеупорных материалов. Вот об этом комбинате и о его железной дороге я вам сегодня и расскажу, а от вас лишь требуется устроиться поудобнее.

Да-да, вот отсюда и появляется лист гипсокартона. Попробуйте сначала спуститься сюда на велосипеде, а потом отсюда подняться. Я уверен, будет весело!
Да-да, вот отсюда и появляется лист гипсокартона. Попробуйте сначала спуститься сюда на велосипеде, а потом отсюда подняться. Я уверен, будет весело!

Дело было в 2015 году. Находится наш объект паломничества в городе Сатка Челябинской области. Здесь есть железная дорога, но пассажирских поездов и электричек почему-то нет, так что от станции Бердяуш, где и начинается эта ветка, мы поехали на автомобиле нашего товарища по увлечению, который живёт в этих краях. А вот и карьер!

Лично у меня голова кружится от одного взгляда на это фото, когда я представляю этот карьер перед собой.
Лично у меня голова кружится от одного взгляда на это фото, когда я представляю этот карьер перед собой.

Оставив автомобиль на импровизированной стоянке перед въездом, мы зашли на территорию Магнезита пешком. Но не прошло и десяти минут, как из-за скалы появляется огромный БЕЛАЗ 540-й серии - самовал, который выпускался с 1967 по 1985 год. Раритет, однако. Ровесник квадратных электричек ЭР2!

БЕЛАЗ-540
БЕЛАЗ-540

Но как положить огромную глыбу в огромный самосвал? Конечно же, с помощью огромного экскаватора. А вот и он - стоит пока без дела, подняв свою стрелу высотой с трёхэтажный дом. Машина впечатляющая, но ни её модели, ни года выпуска я не знаю, так что буду рад информации в комментариях. Могу сказать только одно: если сдать такой экскаватор в металлолом, на эти деньги можно будет купить, по меньшей мере, запорожец.

А в ковше можно устроить гараж для велосипеда
А в ковше можно устроить гараж для велосипеда

Разглядывая экскаватор, мы снова слышим рёв мотора - конвейер из самосвалов продолжает работу. Только это уже не БЕЛаз, а американский Caterpiller - громила, рядом с которым тот БЕЛаз выглядит уже не так впечатляюще. Хм, а почему новый самосвал они купили в США? А как же поддержка отечественного, или хотя бы, союзно-беларусского производителя?

Своим колесом он раздавит ваш "Гелентваген", как таракана.
Своим колесом он раздавит ваш "Гелентваген", как таракана.

Но это был бы не "Блог ЖД Фотографа" без железной дороги, а она в "Магнезите" представляет огромный интерес. Во-первых, ширина колеи здесь очень редкая - 1000 мм, так называемая "метровая" колея, и она такая в России - единственная, если не считать трамвайные системы Пятигорска, Калининграда и Евпатории. А во-вторых, дорога электрифицированная. Электрифицированная узкоколейка! Думаю, даже железнодорожные эксперты в комментариях не назовут хотя бы пять других подобных систем - настолько это редкое явление.

А вот и один из "усов" железной дороги.
А вот и один из "усов" железной дороги.

Зачем строить рельсы и вешать провода, если можно просто всё покидать в самосвалы? Всё просто: поезд имеет меньшие габариты и может влезть в небольшие производственные цеха, а перевозит столько же благодаря нескольким вагонам. А ещё это дешевле! Ведь железная дорога тут электрическая, а электричество, как вы знаете, стоит дешевле солярки.

Но самое главное: необычной дороге - необычные локомотивы!

Малыш-электровоз, ты сможешь вытянуть эти глыбы, я верю в тебя!
Малыш-электровоз, ты сможешь вытянуть эти глыбы, я верю в тебя!

А локомотивы тут и вправду очень необычные - называются EL3. Начнём с того, что строились они в ГДР с 1951 по 1978 годы, так что самому молодому из них - 45 лет, но конкретно Магнезитовские машины построены и того раньше - в 1962 году. Далее - род тока. Локомотивы кушают "постоянку" с трамвайным напряжением 600 вольт - для таких объёмов вполне достаточно. А напоследок - внешность: кузов с капотной компоновкой и кабиной посередине, зелёная окраска, один пантограф, а по бокам - удочки, вот и получился эдакий крокодильчик. Ах да, ещё у них автосцепка - тоже нечастое для узкоколеек устройство.

-8

Всего таких крокодилов была построена 791 штука - впечатляет, правда? Подавляющее большинство из них (а именно - 619 штук) осели на различных предприятиях Германской Демократической (демократической?) республики, всё остальное (более 100 штук) уехало в СССР на комбинат Магнезит. По имеющейся информации, это были машины 1957 - 1962 годов выпуска. На сегодняшний день от былой роскоши осталось всего ничего - 17 электровозов. Интересно, это так упало производство, или они стали больше вывозить автотранспортом?

-9

Но почему опоры крокодильей контактной сети стоят на бетонных глыбах? Дело в том, что железная дорога на комбинате постоянно меняется: одни "усы" исчезают из-за истощения мест погрузки, а новые усы к новым местам - отрастают. Так что основательно вколачивать столбы в грунт нет никакого смысла и их ставят на бетонных блоках, чтобы при необходимости быстро передвинуть.

Допрыгнуть до провода можно. Но не нужно.
Допрыгнуть до провода можно. Но не нужно.

А мы тем временем продолжаем исследовать территорию комбината, забравшись на скалу, а под нами крокодил ЭЛ3-130 тянет несколько порожних вагонов. Едет медленно и останавливается рядом с нами. Неужели машинист решил до нас докопаться? Оказалось - нет! Это было приглашение в кабину!

Крокодил входит в поворот.
Крокодил входит в поворот.

Естественно, приняв приглашение, мы быстро запрыгнули в кабину, посреди которой находится контроллер машиниста с огромным круглым штурвалом, которым регулируют скорость. Тикающий скоростемер, куча манометров и электрических измерителей, бланки предупреждений с жёлтой полосой - всё как на большой железной дороге, всё по-серьёзному. Мужики рассказали, что у них даже есть расшифровка скоростемерных лент - вот уж чего я не ожидал от промышленной железной дороги, которая никакого отношения к РЖД не имеет. Более того, в лучшие годы на дороге даже работала АЛСН - система, когда в кабине машиниста дублируется показание светофора.

Справка на бланке с жёлтой полосой - как на большой железной дороге!
Справка на бланке с жёлтой полосой - как на большой железной дороге!

Мужики высадили нас в неопределённой точке комбината. На фантастические уклоны и почти лунный пейзаж с полосатой трубой и гигантским экскаватором оставалось только смотреть, разинув рот.

-13

На территории "Магнезита" есть ещё одно необычное транспортное средство. Канатная дорога! Вы, наверное, привыкли видеть её в качестве туристической забавы, а может, вы из Нижнего Новгорода и каждый день пользуетесь канаткой, перекинутой через Волгу, чтобы попасть в городишко Бор. Как выяснилось, канатные дороги бывают и грузовыми: порода едет с одной территории на другую в огромных ковшах, подвешенных на толстых металлических тросах.

Канатная дорога для камней. Что дальше? Фуникулёр для воды?
Канатная дорога для камней. Что дальше? Фуникулёр для воды?

Пока мы осматривали технологическую канатную дорогу, мимо нас проехал ещё один "крокодильчик", гружёный кварцевым песком.

Вот такой состав песка бы мне на дачу...
Вот такой состав песка бы мне на дачу...

Позже мы направились в сторону выхода и оказались на том же "усике", с которого начали познавать железную дорогу. Под экскаватором стоял ещё один состав, который очень скоро отправился в дробилку, а мы получили солнечную фотографию уже третьего крокодила.

Итого - мы поймали трёх крокодилов. 127, 130, 134.
Итого - мы поймали трёх крокодилов. 127, 130, 134.

Ещё один крокодил сфотографирован, а значит, можно идти дальше. Но наше внимание привлёк странный поезд на противоположной горе. Что это? Куда и зачем этот красненький ТГМ6 спускает с горы странную цистерну с двумя люками? Ползёт по краю пропасти очень медленно, словно боится сделать неверный шаг. Риск вполне оправдан, ведь путь лежит почти что на глине и песке - в пропасть ему явно не очень хочется. Аккуратно огибает гору и продолжает спуск. Скрылся за отвалом. Что это было? Загадка. Но я надеюсь, кто-нибудь даст на неё ответ в комментариях.

Наша прогулка по комбинату "Магнезит" подходит к концу, и напоследок ещё один карьерный самосвал - шведская Скания. Не такая большая, не такая впечатляющая и не такая необычная, как Белаз и Американец, зато ей можно ездить по дорогам общего пользования - габариты позволяют.

-18

Моя оценка комбинату "Магнезит" - 9 ковшей с булыжниками из 10. Гигантские самосвалы, канатная дорога для камней и, конечно же, немецкие электровозы-крокодилы, которых нигде больше не увидеть. Осталось только добавить инфраструктуру для промышленных туристов - и процветание городу Сатка обеспечено.

С вами был Блог ЖД фотографа. Не забудьте ткнуть лайк и подписаться на канал, а о своих похождениях по карьерам можете рассказать в комментариях.

До новых встреч!