Хотя лучше не пытайтесь потрогать рукой контактный провод, даже если можете до него дотянуться. 600 вольт - напряжение нешуточное! Но именно оно используется на железной дороге комбината Магнезит, который прячется в уральских горах между Челябинском и Уфой, выкапывая из недр земли породу для изготовления различных огнеупорных материалов. Вот об этом комбинате и о его железной дороге я вам сегодня и расскажу, а от вас лишь требуется устроиться поудобнее.
Дело было в 2015 году. Находится наш объект паломничества в городе Сатка Челябинской области. Здесь есть железная дорога, но пассажирских поездов и электричек почему-то нет, так что от станции Бердяуш, где и начинается эта ветка, мы поехали на автомобиле нашего товарища по увлечению, который живёт в этих краях. А вот и карьер!
Оставив автомобиль на импровизированной стоянке перед въездом, мы зашли на территорию Магнезита пешком. Но не прошло и десяти минут, как из-за скалы появляется огромный БЕЛАЗ 540-й серии - самовал, который выпускался с 1967 по 1985 год. Раритет, однако. Ровесник квадратных электричек ЭР2!
Но как положить огромную глыбу в огромный самосвал? Конечно же, с помощью огромного экскаватора. А вот и он - стоит пока без дела, подняв свою стрелу высотой с трёхэтажный дом. Машина впечатляющая, но ни её модели, ни года выпуска я не знаю, так что буду рад информации в комментариях. Могу сказать только одно: если сдать такой экскаватор в металлолом, на эти деньги можно будет купить, по меньшей мере, запорожец.
Разглядывая экскаватор, мы снова слышим рёв мотора - конвейер из самосвалов продолжает работу. Только это уже не БЕЛаз, а американский Caterpiller - громила, рядом с которым тот БЕЛаз выглядит уже не так впечатляюще. Хм, а почему новый самосвал они купили в США? А как же поддержка отечественного, или хотя бы, союзно-беларусского производителя?
Но это был бы не "Блог ЖД Фотографа" без железной дороги, а она в "Магнезите" представляет огромный интерес. Во-первых, ширина колеи здесь очень редкая - 1000 мм, так называемая "метровая" колея, и она такая в России - единственная, если не считать трамвайные системы Пятигорска, Калининграда и Евпатории. А во-вторых, дорога электрифицированная. Электрифицированная узкоколейка! Думаю, даже железнодорожные эксперты в комментариях не назовут хотя бы пять других подобных систем - настолько это редкое явление.
Зачем строить рельсы и вешать провода, если можно просто всё покидать в самосвалы? Всё просто: поезд имеет меньшие габариты и может влезть в небольшие производственные цеха, а перевозит столько же благодаря нескольким вагонам. А ещё это дешевле! Ведь железная дорога тут электрическая, а электричество, как вы знаете, стоит дешевле солярки.
Но самое главное: необычной дороге - необычные локомотивы!
А локомотивы тут и вправду очень необычные - называются EL3. Начнём с того, что строились они в ГДР с 1951 по 1978 годы, так что самому молодому из них - 45 лет, но конкретно Магнезитовские машины построены и того раньше - в 1962 году. Далее - род тока. Локомотивы кушают "постоянку" с трамвайным напряжением 600 вольт - для таких объёмов вполне достаточно. А напоследок - внешность: кузов с капотной компоновкой и кабиной посередине, зелёная окраска, один пантограф, а по бокам - удочки, вот и получился эдакий крокодильчик. Ах да, ещё у них автосцепка - тоже нечастое для узкоколеек устройство.
Всего таких крокодилов была построена 791 штука - впечатляет, правда? Подавляющее большинство из них (а именно - 619 штук) осели на различных предприятиях Германской Демократической (демократической?) республики, всё остальное (более 100 штук) уехало в СССР на комбинат Магнезит. По имеющейся информации, это были машины 1957 - 1962 годов выпуска. На сегодняшний день от былой роскоши осталось всего ничего - 17 электровозов. Интересно, это так упало производство, или они стали больше вывозить автотранспортом?
Но почему опоры крокодильей контактной сети стоят на бетонных глыбах? Дело в том, что железная дорога на комбинате постоянно меняется: одни "усы" исчезают из-за истощения мест погрузки, а новые усы к новым местам - отрастают. Так что основательно вколачивать столбы в грунт нет никакого смысла и их ставят на бетонных блоках, чтобы при необходимости быстро передвинуть.
А мы тем временем продолжаем исследовать территорию комбината, забравшись на скалу, а под нами крокодил ЭЛ3-130 тянет несколько порожних вагонов. Едет медленно и останавливается рядом с нами. Неужели машинист решил до нас докопаться? Оказалось - нет! Это было приглашение в кабину!
Естественно, приняв приглашение, мы быстро запрыгнули в кабину, посреди которой находится контроллер машиниста с огромным круглым штурвалом, которым регулируют скорость. Тикающий скоростемер, куча манометров и электрических измерителей, бланки предупреждений с жёлтой полосой - всё как на большой железной дороге, всё по-серьёзному. Мужики рассказали, что у них даже есть расшифровка скоростемерных лент - вот уж чего я не ожидал от промышленной железной дороги, которая никакого отношения к РЖД не имеет. Более того, в лучшие годы на дороге даже работала АЛСН - система, когда в кабине машиниста дублируется показание светофора.
Мужики высадили нас в неопределённой точке комбината. На фантастические уклоны и почти лунный пейзаж с полосатой трубой и гигантским экскаватором оставалось только смотреть, разинув рот.
На территории "Магнезита" есть ещё одно необычное транспортное средство. Канатная дорога! Вы, наверное, привыкли видеть её в качестве туристической забавы, а может, вы из Нижнего Новгорода и каждый день пользуетесь канаткой, перекинутой через Волгу, чтобы попасть в городишко Бор. Как выяснилось, канатные дороги бывают и грузовыми: порода едет с одной территории на другую в огромных ковшах, подвешенных на толстых металлических тросах.
Пока мы осматривали технологическую канатную дорогу, мимо нас проехал ещё один "крокодильчик", гружёный кварцевым песком.
Позже мы направились в сторону выхода и оказались на том же "усике", с которого начали познавать железную дорогу. Под экскаватором стоял ещё один состав, который очень скоро отправился в дробилку, а мы получили солнечную фотографию уже третьего крокодила.
Ещё один крокодил сфотографирован, а значит, можно идти дальше. Но наше внимание привлёк странный поезд на противоположной горе. Что это? Куда и зачем этот красненький ТГМ6 спускает с горы странную цистерну с двумя люками? Ползёт по краю пропасти очень медленно, словно боится сделать неверный шаг. Риск вполне оправдан, ведь путь лежит почти что на глине и песке - в пропасть ему явно не очень хочется. Аккуратно огибает гору и продолжает спуск. Скрылся за отвалом. Что это было? Загадка. Но я надеюсь, кто-нибудь даст на неё ответ в комментариях.
Наша прогулка по комбинату "Магнезит" подходит к концу, и напоследок ещё один карьерный самосвал - шведская Скания. Не такая большая, не такая впечатляющая и не такая необычная, как Белаз и Американец, зато ей можно ездить по дорогам общего пользования - габариты позволяют.
Моя оценка комбинату "Магнезит" - 9 ковшей с булыжниками из 10. Гигантские самосвалы, канатная дорога для камней и, конечно же, немецкие электровозы-крокодилы, которых нигде больше не увидеть. Осталось только добавить инфраструктуру для промышленных туристов - и процветание городу Сатка обеспечено.
С вами был Блог ЖД фотографа. Не забудьте ткнуть лайк и подписаться на канал, а о своих похождениях по карьерам можете рассказать в комментариях.
До новых встреч!