Новосибирск вошёл в гастрольный тур этногруппы «Новая Азия»
14 апреля в Новосибирск приезжает горно-алтайская группа «Новая Азия» (New Asia). Древняя культура Горного Алтая самобытна и оказала огромное влияние как на музыкантов, так и на их творчество. В нём соединились азиатские и европейские музыкальные традиции, музыкальное наследие народов Сибири и Средней Азии, Монголии и Китая. В их музыке нашлось место горловому пению, уникальным музыкальным инструментам, героическому эпосу, шаманским камланиям.
Группа из сердца Евразии находится в сотворчестве уже лет 15, в актуальном составе ― 4 года, как говорят сами музыканты. До этого музыкального проекта у каждого из них был свой творческий путь и поиск своего жанра.
Александр Трифонов (композитор группы, клавишные) закончил Новосибирскую консерваторию и приехал в Горно-Алтайск. Год-полтора помыкался своего стиля, а потом занялся изучением алтайской народной музыки, начал работать с танцевальными коллективами, играть стилизованную музыку.
Дмитрий Крестовоздвиженский (гитара) пережил подростковое увлечение тяжёлой музыкой, играл рок и хэви-металл. Потом была музыкальная школа, поиски себя в джазе, которые всё же привели к фолку.
Роман Фионов (бас-гитара) в студенчестве играл в рок-группах, потом устроился в профессиональный эстрадный коллектив. В «Новой Азии» с 2004 года. «Вот такой я сторожил этого коллектива», ― смеётся Роман.
― А со мной всё просто! ― заявил Добрыня Сатин (вокал, этнические инструменты). ― С детства играл на национальных инструментах и свой путь по-другому не представлял. Папа играл на топшуре, мама джазовая певица, была преподавателем по гитаре и вокалу. Когда мои родители развелись, папа женился второй раз на алтайке, которая и привила мне любовь к алтайскому фольклору.
― Всё-таки опыт за плечами не забыт. Фолк-музыка группы «Новая Азия» ― это смешение жанров, в ней слышится пульс рока и даже ритм регги…
― Да, всё так. Когда у нас не было барабанов и гитар, мы делали всё в электронном варианте, часто под плейбэки, ― говорит Александр. ― Звучание и даже концепция группы были другими. Когда к нам пришли ударник и гитарист, добавилось новое звучание. Они увлечены этой музыкой. А регги можно услышать на сольном проекте Добрыни, в альбоме «Трансформация реальности», где он играет отличающиеся от «Новой Азии» композиции. Но в гастрольном концерте мы сыграем и что-то такое.
― Почему регги?
― Просто в регги-стиле мне легко сочинять песни, ― делится Добрыня. ― Целый проект у меня получился под вторую долю (в музыке), он о любви, свете и добре. А в «Новой Азии» совсем другое ― там уже совместный творческий полёт.
― В вашем творчестве есть горловое пение, камлания, шаманские песни. На вас самих это как-то влияет? На здоровье, исполнение желаний, удачу?
― С нами, слава Богу, этого не происходит. Но в общей практике такое случается с теми, кто занимается такой музыкой.
Кстати, у ребят, как и у каждого артиста, есть свои ритуалы перед выходом на сцену. У Добрыни, например, есть повязка на голову с определёнными защищающими знаками, Александр надевает шапку, сшитую женой, а Роман кладёт в кофр тюбитейку, подаренную 15 лет назад заслуженным артистом России и Республики Алтай Болотом Байрышевым.
― Ваши песни на алтайском языке. А кто, кроме Добрыни, ещё знает этот язык?
― Никто, ― улыбается Добрыня. ― Но ребята за то время, что играют в «Новой Азии», стали больше алтайцами, чем некоторые коренные жители республики.
― Общий контекст мы понимаем, ― говорит Роман. ― Когда мы работаем с какой-то песней, нам Добрыня рассказывает, о чём она. Мы же не можем создавать музыку, не зная смыслового контекста. К тому же, мы всю жизнь живём на Алтае, и знаем многие слова и выражения. Правда, свободно языком не владеем.
― Я думаю, что язык музыки говорит сам за себя, ― вступается Добрыня. ― Не обязательно знать язык, чтобы исполнять алтайские песни.
― Смешение культур в вашей группе происходит не только на музыкальном уровне. Вы в большинстве русские, Добрыня алтаец. Но это не мешает вам в какой-то ситуации говорить, что вы все алтайцы, или что вы все русские.
― Мне кажется, сейчас не актуально делить людей по национальности. Это разделение народа. А приходит время объединения. Мы русские, ― говорит Добрыня. ― Это состояние души, нашей ментальности, внутренней силы. Нужно думать о воспитании, о духе и сути, кто мы есть на самом деле. Мы все русские. И я!
― Какие национальные инструменты используете в своём творчестве?
― Когда мы начинали, такого синтеза в музыкальном творчестве ещё не было. Это был и для нас эксперимент, и в целом, в музыкальном мире, ― рассказывает Добрыня. ― Представьте национальные инструменты из дерева и кожи, у них глухой звук в отличие от гитар и синтезатора. Это разные объёмы звука. Саша искал таких мастеров, кто помог бы восстановить инструмент так, чтобы он хорошо звучал в саунде. К примеру, у нас сейчас собран целый тюркский мир: есть варганы, шооры, курай, тядаган (хакасская арфа), икили, топшур (который в Казахстане называют «домбра»), трёхструнный топшуур (также используют в Тыве). Наша миссия в восстановлении народной культуры. Молодое поколение приходит на концерты, интересуется: где вы нашли инструмент, который так круто звучит, кто его сотворил? Это интересная деятельность. Есть алтайская мифология, сказки. Это азиатские традиции, которые мы берём в своё творчество. Иногда приглашаем друзей, которые выступают с нами, играют, например, на хэндпане. И это всё большой эксперимент.
― «Chorchok» ― это уже третий студийный альбом группы. А чем он отличается от предыдущих?
― Качеством. Всё, что было записано до него, другого уровня, ― говорит Александр. ― «Зов предков» и «Сны шамана» были записаны своими силами. С тех пор в группе изменился состав, в ней появился Добрыня Сатин, пришли гитарист Дмитрий Крестовоздвиженский и ударник Константин Балахнин. Группа зазвучала по-новому. Даже старые песни в новом звучании обрели новое дыхание.
― Альбом «Chorchok» ― это краудфандинг-проект, ― добавляет музыкальный менеджер Виктория Морозова. ― В нём участвовали люди из разных городов России. Среди них были как давние поклонники, так и новые слушатели, кто только-только познакомился с творчеством «Новой Азии». Так появилась сумма, которая позволила сделать новый качественный продукт. В процессе сбора средств музыканты выступали на разных площадках и однажды на премии этнической музыки России познакомились с Дарьяной Антиповой из группы «Веданъ Колодъ». Она-то и подсказала, что альбом можно выпустить на лейбле CPL Music (Германия). Альбом вышел официально в мае 2022 года и получил хорошие отзывы от европейских критиков. Сегодня треки из «Chorchok» звучат на разных радиостанциях мира.
По звучанию этот альбом отличается от других, во-первых, голосом Добрыни Сатина, чьё творчество у части публики вызывает мурашки. Во-вторых, это полностью живое инструментальное звучание, без плейбэков (playback ― в переводе с английского языка «игра позади», или заранее записанные партии инструментов). Оно может показаться более тяжёлым, с мощными гитарными рифами, рок-драйвом от ударной установки. Но благодаря Александру Трифонову у этой музыки есть композиторская глубина. С одной стороны, это аутентичное алтайское этно, с другой, ― современные музыкальные украшения с европейскими тенденциями. Получается такой синтез культур, ― говорит Виктория.
На концерты гастрольного тура по Сибири музыканты ждут зрителя в хорошем настроении. Хотя, если оно плохое, ребята готовы его поправить. «Мы приглашаем, в первую очередь, тех, кто уже был на Алтае и знает, что это такое. Приходите за новыми впечатлениями и знакомыми ощущениями, воспоминаниями, за погружением к корням. Народная музыка же имеет свойство пробуждать внутренние ресурсы. Это я говорю по отзывам наших зрителей, ― завершает интервью Добрыня. ― Приходите за наслаждением!»
Я иду. Мои корни в Новосибирске, но длинные ветви моего дерева шумят летней листвой именно на берегах Катуни. Так что, до встречи в «Подземке» 14 апреля.
Анжелика ЛУКИНА, фото из архива группы «Новая Азия»
Точка на карте: Лофт-парк «Подземка», Красный проспект, 161 (цокольный этаж), г. Новосибирск.