Найти в Дзене
Шакко: об искусстве

Как отличить Моне от Мане? Лайфхак от искусствоведа

Два этих французских художников-импрессиониста -- просто притча во языцех, фразочка из анекдотов. Но на самом деле отличать их друг от друга -- элементарно легко, и сейчас я вас быстренько научу, как.

Тут в наличии прямо-таки основополагающая дихтомия, надо только ее углядеть:

КЛОД МОНЕ

Итак, Моне обладал лирическим характером, скорей интровертным, очень любил сады (в свой вложил гигантское количество денег).

Как и многие другие люди с подобным замкнутым характером, он любил пейзажи, природу.
А людей -- гораздо меньше.

Посмотрите на Моне, какой бородатый уютный дядечка -- человек, довольный собой, которому не нужен наружный мир
Посмотрите на Моне, какой бородатый уютный дядечка -- человек, довольный собой, которому не нужен наружный мир

Если кратко -- Клод Моне специализировался на пейзажах.

У него, конечно, попадаются картины, главной темой которых являются людишки, но все равно -- лица этих людей, глаза (то есть душа, подлинная натура) не являются для него основным предметом интереса.
Головы людей на картинах Моне не приковывают взгляд.

ЭДУАР МАНЕ

По шкале "интроверсия-экстраверсия"  -- ситуация сугубо противоположная.
Мане питает чрезвычайно острый интерес к окружающему его человечекому миру, людям вокруг.

Посмотрите, каким внимательным пристальным взглядом Мане пронзает нас, зрителей.

(Мы не будем сейчас вдаваться в биографические подробности поведения обоих художников в реальной жизни, здесь эти обобщения только обобщения для закрепления цели упражнения, ответа на вопрос).
(Мы не будем сейчас вдаваться в биографические подробности поведения обоих художников в реальной жизни, здесь эти обобщения только обобщения для закрепления цели упражнения, ответа на вопрос).

Из-за этого азартного внимания Мане к людям -- все главные его картины изображают именно людей, крупным планом.
Их глаза -- говорящие.
В отличие от пейзажиста-Моне, физиогномист-Мане не скользит по людям обобщающим взглядом, а наоборот, пристально документирует лица, мимику.
Люди на его картинах крупные, их много, они занимают почти всю картину, а не мимикрируют под пейзаж (как у Моне).

У Мане бывают и пейзажи, но  в них он никогда не может добиться (и не стремится к этому) той сказочной красоты и покоя, как у Моне. Они у него всегда какие-то энергичные, бодрые, как будто человек, который там был крупным планом, оттуда только что вышел, но прямо сейчас вернется. В них нет буддийского покоя идеальной уравновешенности.

Вот две картины, обе называющиеся "Завтрак на траве". Скажите теперь, видите ли сразу, где пейзажист-Моне, а где физиогномист-Мане?

Как вы видите теперь, художники вообще не похожи друг на друга, и если бы не созвучие фамилий, проблемы бы вообще не возникало.

Давайте теперь разберемся с созвучием.
Ловите элементарный мнемонический прием, для логического обоснования которого нам понадобится тот факт, что главная картина Эдуара Мане "Олимпия" изображает куртизанку-проститутку, а на русском арго их называли "марухами".

мОне любит мОре,
мАне любит мАнек


(Мане, конечно, любил не только проституток, но и вообще человечество глобально, но для запоминания нам сгодится это 1 слово, ибо подмножество "проститутки" в множество "люди" безусловно входит.)

Итак, еще раз.

-9

Особые интеллектуалы могут дополнительно насладиться тем, что у интровертного замкнутого Моне главная гласная --- такая кругленькая, замкнутая, самодостаточная "о", а у экстравертного общительного Мане -- крикливая громогласная "а".

Если хотите проверить себя и сделать упражнения по закреплению пройденного материала, пройдите по ссылке и мотайте вниз поста, там несколько задачек на "отличить Моне от Мане".