Найти в Дзене
МК в Хабаровске

Там, где спит дракон: с выставкой уникальных работ нанайской художницы познакомились хабаровчане

    Там, где спит дракон: с выставкой уникальных работ нанайской художницы познакомились хабаровчане / Анастасия Дудалова
Там, где спит дракон: с выставкой уникальных работ нанайской художницы познакомились хабаровчане / Анастасия Дудалова

Наталья Дигор – художница из села Кондон, расположенного в Солнечном районе Хабаровского края. Кондон издавна славился своими мастерами, сказителями и шаманами – поэтому жизнь девушки с самого детства была наполнена мифами, легендами, сказками.

Получив профессиональное художественное образование, Наталья Дигор стала достойным преемником традиций предшественников. Она сохраняет в своем творчестве прочную связь с духовной культурой и традиционным искусством своего народа. С помощью тонированной бумаги, маникюрных и хирургических ножниц девушка создает собственные этнические узоры – это портреты жителей села, сцены камлания шаманов, художественное повествование древних мифов. В 2022 году вышла книга нанайских сказок «Легенды и сказки нашего детства», иллюстрации к которым придумала и вырезала Наталья Дигор. Кроме бумаги, художница использует в своем творчестве рыбью кожу, из которой изготавливает различные современные аксессуары – сумочки, пояса, украшения. Свои работы девушка представила на выставке «Там, где спит дракон», которая проходит в Гродековском музее.

    Изделия из рыбьей кожи / Анастасия Дудалова
Изделия из рыбьей кожи / Анастасия Дудалова

Изделия из рыбьей кожи

Почему «Там, где спит дракон»? Село Кондон – находится возле реального воплощения мифического приамурского дракона, который представлен грядом сопок под названием Кайласо. Силуэт сопок напоминает голову, туловище, хвост дракона. Обращаться к Кайласо по имени было не принято, его уважительно называли Даи Сэвэ - «Великий Сэвэн». О кондонской сопке-драконе ходит много легенд, рассказывающих о силе, мощи и справедливости дракона и о неотвратимости наказания для тех, кто проявил непочтительность в отношении к нему.

Никто доподлинно не знает, почему дракон лег около будущего села, но есть разные версии – по одной из легенд, он очень долго летал и решил лечь отдохнуть, напился воды и уснул. И его сон продлился на долгие века…Однако он все же просыпался, но обнаружил, что деревья проросли через его шкуру, приковав к его земле. Дракон не стал сопротивляться, и лег спать дальше, ведь место было очень уютным и спокойным. А что же будет, если дракон проснется? Об этом легенды не говорят. Но зато, они подсказывают, как задобрить чудовище. В подношении ему варят кашу – пшенную, из чумизы или рисовую – самую богатую.

    В выставке представлены не только картины / Анастасия Дудалова
В выставке представлены не только картины / Анастасия Дудалова

В выставке представлены не только картины

По другой легенде, нанайцы убеждены, что дракон никогда не проснется. Когда-то на земле жил воин-мэргэн по имени Эворон, у которого было восемь сыновей и прекрасная дочь Хуин. Посватался к ней князь Гэрин, но суровый богатырь выгнал жениха, чем сильно расстроил влюбленных. Дочь убежала из дома, а отец отправил в погоню дракона. Догнал летающий зверь девушку у самого порога Гэрина, вступился за нее Гэрин, долго бились юноша и чудовище, оба погибли от ран. Жених превратился в холодную реку, дракон стал камне, а речкой стала Хуин – так и пытается догнать свою любовь.

Дракон для нанайской мифологии стал могущественным и значительным образом. Например, он используется в костюмах невесты - свадебная шапочка ассоциируется с его головой: на ней обязательны красные ленты, кисточка из красного шнура и красный подклад - выражение огненной, солнечной сущности дракона. Воротник в форме многослойной четырехлепестковой розетки - не что иное, как «языки пламени», или грива дракона. Знаками его водной принадлежности являются перламутровые пуговицы, пришитые ромбами на шапке и нагруднике невесты.

Вместе с тем ассоциируют с драконом и реку Амур – ее русло, могучее течение воспринимаются ими как тело дракона, устье - его голова, а многочисленные притоки — это локоны, грива дракона.

Всего в мифологии нанайцев существует три дракона - Мудур, Пуймур и Сиймур. Мудур - земной дракон, живет в горах, выходит на свет из кратера высоких сопок или вулканов. Пуймур – водный дракон, выходит только в грозовую погоду. Сиймур – небесный дракон. Когда он летит по небу, он ослепляет людей светом своей чешуи.

Символика дракона присутствует даже на Новый год, который нанайцы празднуют по восточному календарю - макароны называют усами дракона, блины и лепешки - чешуей дракона, а пельмени - его ушами.

В своих работах Наталья Дигор много отвела места дракону – его изображения можно рассмотреть на многих картинах. Также художница вставила природу и животных родного дома, рассказывая о красоте Кондона. Животные, которые обитают около сопки Кайласо наши свое место во всех картинах, и некоторые даже спрятаны в лицах. Всего представлено 45 работ, и все они покоряют сердца.

Спящий дракон и сумки из рыбьей кожи: необычная выставка открылась в Хабаровске

Кроме как картинам и изделиям, художница посвящает свое время народному хореографическому ансамблю «Кэку», в переводе «цветок». Под ее руководством дети познают искусство традиционных нанайских танцев. За 20 лет ансамбль прославился – он известен не только в Хабаровском крае, но и в Москве и Санкт-Петербурге. Выступали ребята в Китае и Японии.

Автор: Анастасия Дудалова