С тех пор, как мы запустили проект "Изнанка психолога" я значительно больше стал размышлять о клиентах и консультативной работе.
Самые интересные за последнее время размышления касаются трех реальностей в работе с подростком. И их взаимоотношений.
Теоретически существующая объективная реальность. Мы к ней пытаемся прикоснуться через сбор анамнеза, через истории о фактах, происходящих в семье и жизни подростка. Но есть трудности, поскольку объективность понятие субъективное. Ведь есть еще:
Реальность родителя. Исходя из которой родитель интерпретирует факты, испытывает эмоции, делает выводы и строит свой рассказ. Не всегда в этой реальности родитель выглядит лучше чем есть. Но всегда эта реальность отличается от теоретически объективной. И всегда отличается от реальности подростка.
Третья реальность - реальность в которой живет, думает и чувствует подросток. И исходя из этой реальности он рассказыает о себе, родителях и школе.
Не говоря уже о реальности, которая строится в голове психолога.
Взрослым психологам и терапевтам с одной стороны попроще. Они работают только с одной реальностью - клиентской. (Ну и свою строят). И это иногда прямо прописано в методологии психологических подходов.
А у нас, у детских психологов прибавляется сразу две. Причем источник запроса в одной реальности, объект работы в другой реальности, а правда в третьей.
В США и Канаде в контракте прописано, что психолог работает с ребенком и не общается с родителями в процессе. Это избавляет от лишних реальностей, но, на мой взгляд сильно снижает эффективность. Хоть и упрощает жизнь психолога.
Я вижу большой потенциал в том, чтобы научиться взаимодействовать со всеми реальностями сразу. Но мозг кипит и рвется. Очень важно наблюдать за своими перекосами и присоединениями к той или иной картине мира.
Пока про себя я понял, что я по большей части пребываю в реальности подростка. Иногда в параллели я работаю с реальностью родителей (не смыкая эти картинки)
Иногда выныриваю из подростка, чтобы собрать условно объективную информацию, это помогает понять, что происходит на уровне поведения, а не только в плоскости наших отношений и работы. И это тонкий момент, очень сложно не присоединиться к родительской реальности и не начать выступать от имени взрослых.
Нет у меня стройной методологии и решений, но я крайне рад, что есть хотя бы рефлексия и анализ.
Продолжаем размышлять
#Карповконсультирует
#изнанкапсихолога