Найти в Дзене

Что нам за это будет?

Оглавление

К своим пришел, и свои не приняли его. (Ин 1:11)

Вчера за литургией читался самый печальный, на мой субъективный взгляд, отрывок из Евангелия. Иисус много говорил о грядущих событиях, что Ему предстоит быть преданным, пострадать и в третий день воскреснуть. Он обращался к апостолам как к равным, друзьям, надеясь, что они поймут и поддержат. Вместо этого что мы видим? Братья Зеведеевы, Иоанн и Иаков, самые молодые из учеников, подошли с детской просьбой, чтобы Иисус исполнил то, о чем они попросят. Очевидно, что это максимально далеко от того, на что мог рассчитывать Иисус, откровенничая о своей скорой кончине.

Мать братьев Зеведеевых обращается к Иисусу.
Мать братьев Зеведеевых обращается к Иисусу.

Дальше больше, они таки изложили свою просьбу, чтобы им в Царствии Небесном сесть по правую и левую сторону от Его престола. Иисус попытался было воззвать к их разуму, применяя метафорический стиль про “чашу” и “крещение”, намекая тем самым, что эти пресловутые престолы всего лишь эвфемизм, общее указание на некие блага. Но молодые ученики, как это свойственно подросткам, снова восприняли все буквально, и не заметили метафоры. Тогда пришлось говорить прямым текстом, что никакой раздачи почетных престолов не будет.

Сам виноват

Откуда вообще взялись эти престолы? До этого Петр спросил: “Вот мы, все оставили и последовали за Тобой, что нам за это будет?” Тогда Иисус ответил: “Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых”. (Мф.19:28) Видимо, Он это сказал, чтобы немного потроллить учеников, и Его можно понять. Действительно обидно, когда тебя так обесценивают. Ты отдаешь всего себя людям, делаешь доступной величайшую радость - беспрепятственное богообщение, а с тебя требуют ещё какое-то дополнительное вознаграждение. Они, видите ли, от всего отказались! Но Иисус снова простил своих простых друзей, вчерашних рыбаков, и решил разрядить обстановку невинной шуткой, обещая “золотые горы”. Ну или “судейские престолы” на языке того времени. Никто тогда ничего не ответил, и могло показаться, что шутка удалась, и все всё поняли.

Пока не не явились эти двое со своими претензиями. Но самое печальное даже не эти подростки, с ними всё понятно - их мамаша подучила. Потом мы читаем, что остальные ученики начали ругаться. А это значит, что никто не оценил шутки, и все приняли слова о “престолах” за чистую монету. Иначе они просто посмеялись бы над этими молодыми простачками. Нет, их оскорбило, что эти юнцы метят на “престолы” гораздо выше, чем у других.

Пришлось вмешиваться учителю и исправлять метафору гиперболой. В двух словах это звучит так: ну хорошо, вы хотите стать владыками над людьми, давайте для начала вы станете для них слугами, на своей шкуре прочувствуете несправедливый гнет, и вот только тогда вы узнаете, что значит быть хорошим начальником. По-русски - “клин клином”. “Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили. (Мф.20:28)

Как они могли не понимать, что Иисус явился равным между людьми именно для того, чтобы устранить почву для всякой иерархии, чтобы воцарилось равенство и справедливость?! Нет, им подавай подчиненные отношения. Привычка - вторая натура.

Малыш и Карлсон

Сразу вспоминается классика советской мультипликации:

- Малыш, Малыш! Разве ты не понимаешь, что ни за какие сокровища мира мы не захотели бы с тобой расстаться.

- Даже за сто тыщ мильонов?

- Даже за сто тыщ мильонов!

прошло несколько часов …

- Послушай, пап, если я действительно так много стою, можно мне сейчас выделить немного наличности, чтобы купить щенка?

Кадр из мультфильма "Малыш и Карлсон" (1968)
Кадр из мультфильма "Малыш и Карлсон" (1968)

Малыша можно понять, ему семь лет, он все слова воспринимает буквально. И даже юных братьев Зеведеевых трудно осуждать, они не по своей воле это сделали; а по Матфею за них вообще мать сама просила. Но другие апостолы?! Взрослые мужики, а всё туда же - престолы им подавай!

Чего не поняли апостолы?

Видимо, того же, что и мы все слабо понимаем. Суть воплощения Христа в том, чтобы стать равным человеку, дать людям возможность общаться с Ним на равных, объединиться друг с другом Христа ради, образуя церковь. “Там где двое или трое собраны во имя мое”... - Он сам об этом говорил. В церкви все равны, нет никакой иерархии, нет никакого подчинения. Потому что соединять может только любовь, а любовь это Бог. Кто объединяется Христа ради, тот объединяется по любви. Иисус и пришел к нам, чтобы дать эту возможность - возлюбить ближнего своего и стать церковью. Не Христианской церковью, где Христос это божество, которое требует поклонения, а простой человеческой церковью - объединением верующих.

Как же это контрастирует с Православной Церковью, которую мы видим сейчас, с мерседесами и вензельными туфлями у некоторых “нестяжателей”!

Лучик надежды

Как всегда, у этой медали есть и другая сторона. Вселяет оптимизм, что апостолы не скрыли от нас этот эпизод, но честно рассказали, как все было. Признание - это первый шаг. К сожалению, этот филадельфийский дух братолюбия первых общин не удалось сохранить. Но нас не должно это смущать. Мы, верующие во Христа, должны стремиться не туда, где купола сияют золотом, а туда, где слово христово нашло прибежище в живом сердце человеческом. Достаточно собраться двоим, и вот она - Новая Церковь!

Надо заканчивать, а то опять пафос начинает переть наружу, а я обещал без него. Как же трудно эту гомилетику из себя извести!

Аминь.