Найти тему
ИнтерКонсалт

Ключевые показатели эффективности (KEI) – что это?

Мы продолжаем публикацию цикла статей о разработке системы KPI в организации.

В данном выпуске рассматривается одна из трёх групп KPI – ключевые показатели эффективности (KEI).

Какие группы показателей входят в KPI?

Специалисты компании ИнтерКонсалт предлагают универсальный подход к разработке ключевых показателей деятельности (KPI) и включают в KPI три группы показателей – ключевые решающие показатели (KWI), ключевые показатели результативности (KRI) и ключевые показатели эффективности (KEI). KWI и KRI были рассмотрены в предыдущих статьях.

Как характеризуются ключевые показатели эффективности (KEI)?

KEI – это ключевые показатели эффективности (key efficiency indicators), которые разработаны в соответствии со стратегией (стратегиями) организации, стратегическими целями, перспективами BSC и критическими факторами успеха (CSF).

Чем отличается эффективность от результативности?

Результативность – степень достижения поставленных целей (запланированных результатов). Эффективность – это соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами или общая характеристика результата.

Эффективность – оценочная характеристика результата какого-либо процесса, например, функционирования, использования, управления, развития и т.д.

В чём измеряется экономическая эффективность?

Если эффективность измеряется как соотношение результата и затрат, то и единица измерения отражает обе составляющие. Например, руб./чел.; руб./руб.; руб./м2; чел./час; и др. Если эффективность отражает оценочную характеристику результата какого-либо процесса, то может измеряться коэффициентом, процентом, в рублях и др.

В общем виде показатели эффективности это: качество продукции, экологичность продукции, производительность труда, трудоёмкость, материалоотдача, материалоёмкость, фондоотдача, фондоёмкость, рентабельность, капиталоотдача, социальная эффективность и др.

Какой период времени охватывают ключевые показатели эффективности (KEI)?

KEI отслеживаются после завершения периода, постфактум (например, ежемесячно или раз в квартал).

Для чего разрабатываются ключевые показатели эффективности (KEI)?

KEI определяют для того, чтобы посмотреть на прошедший период с точки зрения его эффективности в целом. При этом исправить в периоде, за который рассчитаны исследуемые KEI, ничего уже нельзя, есть возможность только констатировать факты и сделать выводы на будущее.

Для кого предназначены ключевые показатели эффективности (KEI)?

Для членов правления, акционеров, руководителей подразделений, топ-менеджеров.

Количество ключевых показателей эффективности (KEI) в организации?

Не более 10 показателей.

Примеры ключевых показателей эффективности (KEI):

  • рентабельность капитала / ежемесячно;
  • прибыль в расчёте на одного сотрудника, руб. / ежемесячно;
  • коэффициент «расходы / доходы» / ежемесячно;
  • производительность складского подъёмно-транспортного и технологического оборудования / ежемесячно;
  • производительность труда по операционным зонам склада / ежемесячно;
  • и др.

ПРИМЕЧАНИЕ. Все шаги по разработке системы KPI с практическими примерами приведены в онлайн-курсе «Разработка системы KPI: теория и практика»(72 академических часа).

Материал подготовлен руководителем учебно-методического отдела ИнтерКонсалт, Еленой Горшениной.