Найти тему
RU – BY (Россия – Беларусь)

Белорусская медсестра, ставшая дагестанским ангелом

Оглавление
В Цумадинском районе Дагестана, на территории районной больницы, открыли памятник легендарной медицинской сестре из Белоруссии Асе Денисенко.

Белорусский Ангел дагестанских гор

К сожалению, фотографий  Аси осталось немного. Не было тогда в высокогорных аулах фотоаппаратов
К сожалению, фотографий Аси осталось немного. Не было тогда в высокогорных аулах фотоаппаратов

Туда, где трудно

Дочь фронтовика, белоруса, подполковника Степана Денисенко, Ася рано осталась без матери. Воспитывалась вместе с братом в детском доме в городе Буйнаксе (Дагестан), где после войны служил отец. Окончив в 1957 году с отличием Дагестанское фельдшерско-акушерское училище, попросилась работать в самый трудный и отдаленный Цумадинский район Дагестана.

Ася стала заведующей ФАП в высокогорном (2900 м.) ауле Хушет, в ведении которого находилось 5 аулов и 25 хуторов. До райцентра, села Агвалы, 94 км приходилось идти пешком двое суток. Часть дороги проходила через край скалы «Орлиное гнездо» с навесными бревнами и бурлящей внизу в 70 метрах рекой. Позже эту скальную гору назовут Асиной горой.

Хушет — высокогорный (2062 м) аул в Цумадинском районе Дагестана. В селе живёт около 200 семей — аварцы и цезы. Расстояние до районного центра Агвали 96 километров, из которых 37 км от Хушета до села Метрада — горные тропы, недоступные для автотранспорта и сейчас. Фото: welcomedagestan.ru
Хушет — высокогорный (2062 м) аул в Цумадинском районе Дагестана. В селе живёт около 200 семей — аварцы и цезы. Расстояние до районного центра Агвали 96 километров, из которых 37 км от Хушета до села Метрада — горные тропы, недоступные для автотранспорта и сейчас. Фото: welcomedagestan.ru

Молодая девушка для горцев стала и Скорой помощью, и Министерством здравоохранения, и исповедальней, и отделом соцобеспечения. Она была для них не только единственным квалифицированным медицинским работником на ближайшую сотню километров, но и непререкаемым авторитетом. Каждый считал за честь принять ее в своем доме. Возле тяжелобольного или роженицы, оказывая помощь, не редко Ася оставалась до утра.

Единственная и неповторимая

Скоро она могла изъясняться с горцами на их родных (аварском и дидойском) языках. Секретарь Хушетинского сельского совета Р. Салихов вспоминал: «Ася была нам направлена Богом и Судьбой. Она была Ангелом. Никто не посмел бы ее обидеть»

В своём дневнике Ася писала:

«Бывает трудно и даже очень. Завтра иду в обход по хуторам. Снег по колено. В чем идти. Лошадь не дали. Боятся что вместе с лошадью упаду в пропасть. Лекарства приходится из своей зарплаты докупать».

Через несколько лет работы, после долгих уговоров главврача районной больницы, Ася согласилась перейти туда на должность старшей медсестры. Однако через год в райцентр пришла делегация уважаемых аксакалов. Старейшины Хушети и других аулов сказали: «Верните нам нашу Асю. Нам плохо без нее». Ася обняла аксакалов, что не принято в горах, и сказала твердо: «Они любят меня, и я люблю их! Я тоже скучаю без них. Поеду, я там нужнее».

Сегодня ФАП, в котором работала Ася, носит её имя
Сегодня ФАП, в котором работала Ася, носит её имя

Она уже не мыслила иную жизнь без добрых жителей этих суровых гор. Ася хорошо знала и уважала местные традиции, соблюдала исламский религиозный пост по дневному воздержанию в течение месяца от еды и воды. Даже местного муллу она убедила в своих проповедях защитить местных женщин и убедить мужчин относится к ним не как к рабочим лошадям, а как к созданиям Аллаха.

Осталась в горах

Всякий раз по пути в райцентр Ася останавливалась в Нижних Хваршинах в доме горянки Хундулай. Беда подстерегла ее 13 марта 1965 года.

Ася, как обычно, по пути из Агвали в Хушет, пришла к Хандулай поздним вечером. Хандулай рано встала на утреннюю молитву. Встала и Ася, оделась и собралась в дорогу. Она хорошо знала, что мусульманская молитва не прерывается даже под угрозой смерти. И понимала, что после молитвы Хандулай не отпустит её, уговорит остаться, поскольку в горах ещё лежал снег, и идти по скользким горным тропам было небезопасно. Но в дальнем ауле Асю ждала роженица. Поэтому она подошла к женщине, встала перед ней на колени, поцеловала в лоб и руки, тихо попрощалась, взяла рюкзак и ушла.

Дорога в Хушет. По такой и летом ходить страшно
Дорога в Хушет. По такой и летом ходить страшно

Через три часа пришел сосед и позвал Хасбулу, мужа Хандулай.. Что-то прошептал ему за дверью. Мужчины быстро ушли в ущелье…

Ася лежала на самом дне. Часы на руке еще шли. Хасбула подошел к Асе, опустился на колени, закрыл ей глаза, стер следы крови с лица, снял с плеч рюкзак с лекарствами, прочитал молитву и… разрыдался, что с суровыми горцами случается чрезвычайно редко или никогда ...

Асю Денисенко похоронили в селе Нижние Хваршины Цумадинского района Республики Дагестан, на каменном надгробии высекли: «ПОДНЯЛАСЬ и ВОЗВЫСИЛАСЬ».

-5

Все эти десятилетия горцы бережно хранят память о «Белом Ангеле», как её называли. ФАП, в котором она работала, сегодня носит её имя.

На мраморной плите открытого памятника написано: «Незабвенная, восхитительная и родная наша сестра АСЯ ДЕНИСЕНКО! Помним Тебя и Твой Подвиг! Судьбой мы были одарены Тобой! Ты не погибла в горах по пути к роженице, а на века поселилась в сердца благодарных дагестанцев! Ты поднялась к людям, служила им и возвысилась! Ты повседневно с нами во всем героическом, благородном и возвышенном».

Среди инициаторов установки памятника легендарной медсестре был талантливый врач-травматолог, доктор медицинских наук, преподаватель РУДН и уроженец этих мест Магомед Абдулхабиров
Среди инициаторов установки памятника легендарной медсестре был талантливый врач-травматолог, доктор медицинских наук, преподаватель РУДН и уроженец этих мест Магомед Абдулхабиров

Председатель Кабардино-Балкарского общественного движения «За единение «Сябры» Павел СИДОРУК

Фото: из архива автора

© "Союзное Вече", № 12/2023

Вам по нраву материал — подпишись на наш канал
Чтоб и дальше было так — не забудь поставить знак 👍