Как часто, наблюдая за успехами других людей, вы задаете себе вопросы: как у него (неё) так получается? Как он (она) добились таких успехов? Почему я так не могу? Почему у меня так не получается? В такие моменты мы испытываем множество эмоций: восхищение, радость за других, зависть, сожаление, грусть, злость.
В этой статье речь пойдёт о том, что нас, как правило, останавливает в росте и развитии, и в тоже время может стать мощным ресурсом в движении вперёд. И это про нашу разрешительную способность.
Словарь даёт такое определение составляющих этого словосочетания:
Разрешение - это право на совершение чего-либо. Способность - это свойство позволяющее совершить какое либо действие.
Таким образом, человек не только может совершать какие либо действия, но и имеет возможности и право это реализовать.
И если говорить про проявление в социуме, то вопрос достаточно понятен. Но интересно, насколько человек сам себе разрешает расширять свои представления, ожидания, желания и возможности. Насколько он позволяет этому расширению присутствовать и действовать.
Другими словами, разрешительная способность это свойство психики расширять свою емкость, вместительность. Чем шире емкость, тем больше разрешительная способность.
Например: Мы все хотим быть материально обеспеченными. Уровень обеспеченности для всех разный. Кому-то достаточно 50 тысяч в месяц дохода, а кому-то и миллион рублей кажется смешной суммой.
Кто-то мечтает ездить на "Bentley", а кто-то даже не позволяет себе мечтать об этом.
Кто-то задумывается о кардинальной смене профессиональной деятельности с перспективами, а кто-то считает, что стабильность лучше чем возможные перспективы роста. И таких примеров можно привести огромное количество.
Факторов влияющих на это достаточно много. К ним можно отнести объективные предпосылки, например: уровень достатка родительской семьи и соответственно возможностей, которые имелись с детства, стили воспитания в родительской семье, образование, собственная семья, профессия и так далее. Но есть и предпосылки субъективного характера, например: тип восприятия человека, психотип, темперамент, характер и т.д. Это как некая данность от точки анализа.
Чем больше психическая емкость тем выше разрешительная способность человека.
От чего зависит размер психической емкости? От опыта: опыта жизненного, опыта проживания эмоций, чувств, опыта развития и стагнации.
Опыт - это динамическая информационная система, включающая сведения о внешнем и внутреннем мире, получаемая непосредственно-чувственным и опосредованным путем, наполненная личностным смыслом и определяющая стратегию, успешность деятельности (Истомина, 2009).
В течение всей жизни мы приобретаем опыт, мы вмещаем огромное количество информации, чувства, эмоции и последствия их проживания, установки, убеждения, воспоминания. Это процесс заканчивается только с физической смертью.
Жизненный опыт позволяет достаточно быстро выработать стратегию дальнейших действий на основе того набора логических и чувственных составляющих, которые имеются в арсенале человека. Чем больше арсенал человека, тем выше его разрешительная способность, а соответственно и психическая емкость достаточно вместительная.
Но в то же время накопленный опыт может создавать препятствия в выстраивании стратегии деятельности, особенно если этот опыт имеет негативный характер. Наличие ограничивающих убеждений и установок будет способствовать выработке больше самосохранительного поведения, используя больше стагнирующие модели поведения.
Кейс клиентки: "В январе этого года у меня появилась возможность пройти очень дорогое обучение (в обучение берут не всех). Это действительно желаемое обучение с отличными перспективами роста (профессионального и личностного), с повышением финансового положения в дальнейшем. Камнем преткновения стала сумма оплаты. На обучение я так и не решилась. О чем сейчас очень жалею."
В работе мы вышли на интересные моменты (с которыми в дальнейшем и работали), а заключались они в наличии:
1. Страха ответственности.
2. Сомнений в собственных силах (вопрос к самооценке)
3. Страха перед изменениями (профессиональный и личностный рост)
4. Вторичных выгод 5. Отсутствие внутреннего разрешения.
Почему происходит такая стагнация в процессе разрешения себе? Процесс формирования разрешения (позволения) достаточно прост. Чтобы позволить делать что-либо, необходимо выразить согласие.
Само по себе согласие — это разрешение, утвердительный ответ на просьбу (в данном случае внутреннюю просьбу). Давая согласие на что-то, человек сразу начинает нести ответственность, даже если оно дается ради проформы. Таким образом, разрешение себе - это добровольное, ответственное согласие на изменения в своей жизни.
И вот здесь возникает интересный вопрос к себе "А готов ли я к изменениям в своей жизни?" Бывает сложно даже представить выход из точки комфорта, где всё понятно, знакомо и относительно прогнозируемо. Как правило основными сдерживающими факторами выступают ограничивающие убеждения, низкая самооценка, неверие в свои силы или просто незнание своих сильных качеств, умений.
Как прокачать эту разрешительную способность и возможно ли это? Возможно! Алгоритм достаточно прост. Прокачать эту способность можно через целенаправленное действие.
Первый шаг - формируем намерение. Формулируем для себя тот желаемый результат к которому будем стремится.
Второй шаг - ставим цель. Цель как стратегия дальнейших действий. В цели всегда должен просматриваться конечный результат.
Третий шаг - для достижения цели необходимо описать задачи. Задачи как тактические ступеньки к достижению цели. Поэтапное их выполнение приведет к достижению цели. Задач не должно быть много, но они должны быть конкретизированы по действиям, срокам, результатам.
Нужно отметить, что уже на этом этапе разрешительная способность человека начинает расширяться. Приходит осознание, что все возможно и все достаточно решаемо. В процессе мыслительной деятельности происходит некое проживание сложности пути: согласие, принятие ответственности, соприкосновение с возможными жизненными и личностными изменениями.
Четвертый шаг - действие т.е непосредственная поэтапная реализация поставленных задач. Важный момент в этом шаге - это рефлексия. Каковы были исходные данные (до совершения действия), что изменилось после, как я себя чувствую, доволен ли я процессом и результатом.
Все пройденные шаги формируют опыт, добавляя в "копилку" новые средства и методы и как было сказано ранее: чем больше арсенал человека, тем выше его разрешительная способность, а соответственно вместительнее психическая емкость.
Автор: Вершинина Татьяна Сергеевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru