Вот он и наступил - день Икс! Сегодня у моих замечательных ребятишек Конкурс чтецов. Они выйдут на сцену и прочитают наизусть тексты на русском языке. Мы долго готовились. Разбирали каждое слово: его значение, произношение, что хотел сказать автор. Тексты выучили не только они, но и я с ними. Вижу это огромным плюсом для себя, как для потенциальной бабушки будущих внуков.
Правда, пока никто мне этих внуков не обещает, но это не суть. Значит, у меня есть ещё время на подготовку. И к тому времени, когда на горизонте, всё таки, внуки замаячат, я уже буду, вполне такой, профессиональной бабушкой, цитирующей по памяти тексты Н.Носова и И.С.Тургенева.
Ну, Корнея, ясно Солнышко, Чуковского я могу пересказать ещё со времён раннего материнства. Его тексты «Телефона», «Мухи-цокотухи», «Тараканища» и «Мойдодыра», от частого повторения, намертво впечатались в кору моего головного мозга и я могу цитировать их даже ночью, спросонья, с любой строчки по вашему выбору.
Но это не большое достижение, как вы понимаете. На самом деле, таким же удивительным качеством обладает любая мать ребёнка в возрасте от пяти лет и старше. Матерям подростков, в какой-то момент, начинает казаться, что этот чудесный навык у них утерян за ненадобностью, но это только видимость, уверяю вас.
И не надо мне верить на слово, проведите эксперимент. Незаметно подкрадитесь к такой маме с книжкой Чуковского и начните читать «Краденое солнце» или тот же «Телефон», а потом замолчите на полуслове ….. и изумлённая мать подростка сама не заметит, как продолжит декламацию по памяти. Да-да! На себе проверено! У меня это именно так и было.
В то время, как я начала знакомить своих иностранных ребят-учеников с творчеством Чуковского, Михалкова, Барто (такой мой выбор был связан с тем, что рифмование тексты, когда ты только учишься читать, проще для прочтения), я сама удивлялась этому. Прошло столько лет, я была уверена, что давно всё забыла. Но, нет! Память услужливо подбрасывала мне всё новые и новые куски текстов, столько раз повторенные мною уже в полусне, даже в полубреду от усталости, в далёкие годы.
Хммм, а вот только в голову пришло, а может обучение во сне - это не выдумки фантастов? Может секрет того, что, с трудом запоминая список необходимых покупок, я до сих пор с лёгкостью цитирую Чуковского, Маршака, Михалкова- это именно то, что пытаясь загипнотизировать строфами оных своё, не на шутку рабушевавшееся к ночи, чадо, сама я уже, практически на грани сна и бодрствования, в полудрёме, каждый вечер вновь и вновь повторяла сие нетленные строки? И приходила в себя лишь когда моё мерное бормотание текстов наших великих детских классиков прерывалось и надо было подсмотреть, а какая там следующая строчка? Что ж, об этом стоит подумать.
Ах, да! Я же не об этом! Сегодня день Икс!
Я встала пораньше……. Очень пораньше……. Да-да! Встала в пять! Ну, мне же надо было обработать записи за прошедшие дни и выложить, хотя бы, одну в Дзен.
Каждый новый день, по-своему, интересен, необычен и насыщен событиями, мыслями, идеями, смешными или грустными моментами. Не всегда получается, даже просто зафиксировать их, не то, чтобы подробно описать. А со временем все эти смешные и грустные особенности стираются, уходят, куда-то в глубину то ли подсознания, то ли хроник Акаши, то ли ноосферы ( подчеркните то, во что верите), под натиском новых мыслей, событий, чувств, поэтому-то мне так важно записывать их каждый день, хотя, если честно, у меня это не получается. Но я стремлюсь к совершенству. Честно! Вот…
Встав пораньше, я немного поработала с текстами, но поняла, что сконцентрироваться не получается - думала-то я совсем о другом, поэтому бросила это бесперспективное занятие и пошла собираться.
Выбрала наряд, помыла и высушила волосы, накрасила ногти и подкрасилась. Короче, провела полный и максимальный апгрейд своей внешности в том объёме, который позволяли время и обстоятельства. Вышла пораньше. Решила ехать не на машине, а на общественном транспорте. - Почему? Да, я уже рассказывала об этом раньше, потому что самый быстрый в Стамбуле способ добраться из пункта «А» в пункт «Б» - это воспользоваться метро и электричкой «Мармарай»! Благополучно дошла до метро, благо, оно недалеко от нашего дома. Радостная и возбужденная предвкушением встречи с моими дорогими ребятишками спустилась в подземку………. и, уже почти войдя в вагон поезда, вдруг вспомнила (!!!!!!), что я забыла дома подарки ребятам…… !!!!!
Не буду тут пересказывать весь перечень эпитетов, речевых оборотов, метафор и сравнений, которыми я себя щедро награждала во время моего спринтерского забега на, не слишком короткие лично для меня, дистанции до дома и обратно в метро. Подарки я, конечно, взяла, но время было безвозвратно потеряно. И, если вначале я ещё надеялась, что успею вовремя, то глядя сначала на уходящий прямо перед моим носом поезд метро, а потом на, точно так же, поезд «Мармарая», я поняла, что опоздаю обязательно. Делать было нечего. Пришлось немного подышать, чтобы успокоиться, сосчитать до десяти и обратно и расслабиться. А чего психовать? Поезд ушёл. «Се ля ви», - так говорил герой наших, в те времена ещё полудетских, грёз, в образе Михаила Боярского.
Дождавшись поезда, я, уже успокоившаяся, насколько это позволяли обстоятельства, благополучно доехала до места и зашла в зал с приличным опозданием в 20 минут.
Конкурс уже начался. Но я, как раз, успела к выступлению моих ребят (они выступали первыми).
Ребята выступили замечательно. Конечно, они волновались. И чуть торопились, и голоса были чуть более громкими, чем нужно было по задумке, и дрожали они от волнения, а не в соответствии с текстом. Но, вспоминая себя в их возрасте, я ими безмерно гордилась. Ведь я, отличница и в жизни вполне шустрая и боевая девчонка, никогда не участвовала ни в одном концерте. И связано это было с тем, что вначале, конечно же, меня брали в концерты, и даже давали довольно длинные роли, и даже ставили на самые видные места. И на репетициях всё было отлично. Я, стоя на сцене перед пустым залом, легко и с выражением, лучше всех, читала наизусть порученные мне стихи и тексты. Но, когда наступал день Икс, и я выходила на ту же самую сцену, и передо мной был зал полный людей, и включали софиты, то на меня нападал тааааакой жесткий ступор, - настоящая паника, что я не могла раскрыть рот и стояла посреди сцены живым олицетворением социалистического искусства, как статуя «Пионерка на сцене». Но и раскрой я тогда рот, это бы ничего не поменяло, так как в тот момент я не помнила абсолютно ничего, даже своей фамилии и домашнего адреса, - весь мозг, до отказа был заполнен темным и плотным ужасом от осознания, что на меня смотрят сразу столько людей.
Помните мультик «Фильм, фильм, фильм»? - Так вот девочка из того мультика - это я.
Провалив таким образом не один концерт, мне стали давать роли поменьше. Но и их я проваливала с завидным постоянством. В конце концов, от меня отстали совсем. И, хотя мне и было обидно, что весь класс, даже отпетые двоечники, учили к 8 Марта или Дню космонавтики какие-то тексты и громко, звонкими голосами, произносили их со сцены, в то время, как я просто тупо стояла с края сцены для массовки, я понимала, что никто не виноват в моём горе, кроме меня самой. Но побороть этот ужас тогда я была не в силах.
Так что теперь, именно по этой причине, любое выступление ребёнка со сцены я воспринимаю, как подвиг. Для меня любой такой ребёнок- настоящий герой, который смог достичь той вершины, которая, в своё время, так и не была мною покорена.
Да, уже став взрослой, я много раз выходила и выхожу на сцену, выступала и выступаю. Но это было мною достигнуто уже во взрослом возрасте, не ребёнком.
Короче, ребята выступили, по моему мнению, замечательно. Они были единственными иностранцами. У остальных участников были, хотя бы один, русскоязычные родители.
И я была просто уверена в нашей победе, но…. По ряду причин этого не произошло. У нас были слишком короткие тексты ( на 2 минуты против 4 минут у других участников). Плюс артистизм, - ребята правда немного переволновались и рассказали чуть хуже, чем на репетициях.
Но призы, дипломы и подарки они, всё равно получили и от жюри, и от меня, поэтому настроение было отличное и, что самое главное, боевое. Мы дружно решили, что в следующем году заткнем за пояс всех носителей языка и будем лучшими!
Ещё меня очень порадовало, что в этом году моих ребят воспринимали уже, как русскоговорящих! С ними общались по-русски, их судили, как русскоязычных! Это огромная моя гордость, как преподавателя!
Расставаться не хотелось.
Но конкурс закончился. Всем нужно было разъезжаться по разным городам, торопилась в свой посёлок к мужу и я.
Вернувшись домой, простившись с дочками и побросав в машину вещи, я отправилась в дорогу. И хотя мой заботливый муж уговаривал меня отложить поездку до утра, но я уже устала от торопливой энергетики мегаполиса и спешила назад, поближе к земле, к неспешному течению загородной жизни и к нему.
Что ж, мой выбор оказался удачным. Выехав в семь вечера, прямо перед вечерним приемом пищи у мусульман в месяц Рамадана, я увидела Стамбул практически пустым. Я проезжала по абсолютно безлюдным улицам, по магистралям с редкими машинами, по пустым трассам. За двадцать с лишним лет жизни в Стамбуле, это второй случай, когда я увидела город почти без машин и людей. Первый раз был во времена Ковида. Чувство, что ты выпала в параллельную фантастическую вселенную, где время, как резина, то растягивается, то сжимается, было прямо физически ощутимо. Тот путь через Босфор и Золотой Рог, на который я обычно тратила полтора-два часа, я пролетела за 20(!) минут, причём скорость моя нигде не превышала допустимой, потом уже не было таких значительных временных «скачков», но, всё равно, путь от дома до дома, на который обычно, в самом лучшем случае, я тратила три-три с половиной часа, я преодолела меньше, чем за два(!) Сама не верю! Но факт!
Дома, уже ложась спать, утомлённая, но счастливая, ещё раз подумала, что здорово, что вернулась. В деревне я ещё неполный год, но уже чувствую себя в Стамбуле гостем. А, как вы знаете, в гостях, конечно же, хорошо, но дома то, завсегда, лучше.