СПАСЕННЫЕ БЛАГОДАТЬЮ (ч.1): БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ
СПАСЕННЫЕ БЛАГОДАТЬЮ (ч.2): ВЕЛИЧИЕ БЛАГОДАТИ
СПАСЕННЫЕ БЛАГОДАТЬЮ (ч.3): ДАР БЛАГОДАТИ
СПАСЕННЫЕ БЛАГОДАТЬЮ (ч.4): ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА БЛАГОДАТИ
СПАСЕННЫЕ БЛАГОДАТЬЮ (ч.5): ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прочтите стих 8: “Ибо благодатию вы спасены чрез веру”, – и отметьте три ключевых слова.
Первое – имя существительное “благодать” (греч. харис). Благодать – это добро, которое Бог делает тому, кто его не заслуживает. В нас нет ничего, что заслуживало бы спасения. Ни наша сущность, ни наши поступки никогда не могли бы стать причиной, по которой Бог бы чувствовал себя обязанным даровать нам вечную жизнь с Ним. Ни доброе дело, ни религиозная церемония, ни жертва или денежный вклад, ни объем служения во имя Господа не могли бы склонить Бога к нашему спасению.
Самая невероятная мысль, какая только может прийти нам в голову, такова: Бог любит нас, благодатию Своей хочет спасти нас и желает дать нам жизнь вечную с Ним на небесах, хоть мы грешим против Него. Нет ничего выше удивительной благодати Божьей!
Второе ключевое слово в стихе 8 – “спасены” (греч. созо). Употреблен страдательный залог. Это подчеркивает, что было сделано для нас. Не мы спасаем самих себя. Бог спасает нас. Бог действует в наших интересах. Наше спасение является свидетельством того, что Бог действует в нашей жизни.
Слово “спасены” несет в себе смысл избавления, освобождения. Благодать Божья избавила, освободила нас. Из контекста главы 2 мы можем видеть, что это предполагало. До того, как на нас сошла благодать Божья, мы были мертвы – совершенно отделены от Бога (Еф. 2:1), руководимы дьяволом (2:2) и, как грешники, осуждены предстать перед судом Божьим (2:3).
Благодать Божья освободила нас. Его благодать привела нас от смерти к жизни. Его благодать избавила нас от контроля дьявола. Его благодать избавила нас от необходимости предстать пред Богом на суде как проклятых грешников. Благодатью мы спасены.
Третье ключевое слово в стихе 8 – “вера” (греч. пистис). Спасение, которое мы получаем по благодати, приходит по каналу нашей веры. Чтобы принять благодатное Божье предложение спасения, мы должны иметь веру. Бог ждет, что мы будем верить Его словам и обещаниям и поступать в соответствии с ними, но наша активная вера никоим образом не должна рассматриваться как способ заработать спасение.
Когда я был студентом, я по некоторым предметам заключал договор с профессором. Чтобы получить “4”, я должен был сделать то-то и то-то. Чтобы получить “5”, я должен был выполнить это, это, это и это. В конце семестра, если договор был заключен на “5” и я делал все, что для этого требовалось, я заслуживал пятерку. Профессор не делал мне никакого одолжения, ставя мне “5”. Он не проявлял ко мне никакой благосклонности, ставя мне отличную отметку. Если я выполнял работу, он был обязан поставить мне пятерку. Таковы были условия договора.
Ситуация меняется, когда речь идет о спасении. Пожалуйста, не принимайте то, что мы иногда называем “шагами ко спасению” – услышать, поверить, признать свои грехи, покаяться и креститься, – за контракт с Богом. Не думайте так: “Если я все это делаю, я заслуживаю спасения”. Как грешники, мы заслуживаем навечно быть разделенными с Богом. Только Своей благодатью Он спасает нас.
Мы проявляем веру в Бога, когда хотим знать Его Слово, когда исполняем его, когда каемся и отворачиваемся от поступков, противных Богу. Мы выражаем веру в Бога, когда при свидетелях признаем, что Иисус – тот Спаситель, в котором мы нуждаемся, и когда принимаем крещение для прощения своих грехов. Но ни одним из этих поступков не можем заслужить спасения ни я, ни вы, ни кто-либо еще. Грешники не могут заработать спасение. Оно приходит только как Божья благодать. Наше спасение прославляет величие Божьей благодати.