Найти тему
Психолог_че

Работаем с ограничивающими установками с помощью метафоры

Психолог Екатерина Черкасова
Психолог Екатерина Черкасова

Один молодой человек находится у меня в длительной терапии. Все дело в том, что за маской благополучия скрывается еще один несчастный человек.

В принципе, с точки зрения социума, он весьма успешен, все в его жизни правильно: окончил ВУЗ с красным дипломом, есть хорошая работа с соответствующей зарплатой, машина, квартира, и т.д.
Но, несмотря на это, мой клиент совершенно не уверен в себе и никак не может определиться в этой жизни, поэтому и находится в постоянном поиске смысла своего существования.

Внутреннее ощущение, что он живет не своей жизнью, никак не покидает его, а чувство никчемности и нереализованности грызет изнутри.

Во время очередной сессии мы вышли на ограничивающие установки, которые не так легко было обнаружить. За чувством вины и собственной ничтожности прятались негативные жизненные посылы, привитые в самом детстве его родителями, такие как:

- Ты должен соответствовать нашим ожиданиям, потому что мы в тебя очень многое вложили.

- Мы делали для тебя все, тем самым ограничивали себя и свои потребности, лишь бы только у тебя все было: различные кружки, хорошая одежда, образование, и т.д. В общем, мы в тебя вложились, поэтому будь добр соответствовать.

Бессознательное моего клиента восприняло это как приказ, но немного в искаженной форме.

Быть ТОП менеджером с хорошей зарплатой, иметь машину и квартиру — этого не достаточно.
Нужно создать что-то масштабное, т.е. он должен быть значимым и «великим».

Проблема в том, что критерии родителями обычно не задаются, поэтому чтобы ты не делал, всегда будешь не удовлетворен своими достижениями. В итоге все результаты обесцениваются и из-за чувства неудовлетворенности молодой человек постоянно находится в поиске различных вариантов: что еще можно сделать, чтобы стать лучше, сильнее, умнее, «могущественнее».

Как выяснилось, детство у него было относительно хорошее, но постоянная занятость не давала ребенку побыть наедине с собой и осознать свои истинные желания.

Постоянные кружки по музыке, английскому, каратэ, походы, художественная школа — забирали все время....

Мало того, что ребенок занимался всем подряд, так еще он должен был делать это хорошо. Но такое растрачивание энергии обычно ни к чему не приводит, так что у парня не было шансов стать великим художником или музыкантом, т.к. было много всего одновременно.

✅ Я общалась с бессознательным клиента через метафору, которая в итоге отлично сработала.

Я объяснила ему, что невозможно получить хороший урожай, если одновременно в один маленький горшочек посадить семена моркови, свеклы, клубники, облепихового дерева и картошки....
Там просто ничего не вырастет, семена будут мешать друг другу, ведь горшочек слишком мал, и чтобы побеги взошли, нужны подходящие размеры и условия.


А действия его родителей, это и есть попытка взрастить множество разных семян в маленьком горшочке, совершенно не заботясь о качестве и условиях содержания.

В итоге мы проработали эту ограничивающую установку, и у клиента появилось желание побыть наедине с собой, понять свои истинные желания и потребности, чтобы наконец-то стать автором собственной жизни.