СПАСЕННЫЕ БЛАГОДАТЬЮ (ч.1): БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ
СПАСЕННЫЕ БЛАГОДАТЬЮ (ч.2): ВЕЛИЧИЕ БЛАГОДАТИ
СПАСЕННЫЕ БЛАГОДАТЬЮ (ч.3): ДАР БЛАГОДАТИ
СПАСЕННЫЕ БЛАГОДАТЬЮ (ч.4): ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА БЛАГОДАТИ
СПАСЕННЫЕ БЛАГОДАТЬЮ (ч.5): ЗАКЛЮЧЕНИЕ
“Благодать” – одно из ключевых слов Библии. Первоначально в древнееврейском языке это слово содержало в себе смысл, который можно выразить глаголами “сгибаться, наклоняться”. Со временем оно приобрело значение “снисходительного расположения” или неожиданного выказывания расположения кому-либо. Представьте себе царя, который изо всех сил старается сделать добро своему слуге исключительно по побуждению сердца.
Всякий раз, когда в Библии упоминается благодать Божья по отношению к человеку, подчеркивается незаслуженность этого действия. Бог проявляет доброту к нам просто лишь потому, что любит нас и заботится о нас, а не потому, что мы каким-то образом заслуживаем того, что Он дает нам. Благодать – это то, что Бог предлагает нам по Своей доброй воле, а не то, что Он обязан нам дать.
Заметили ли вы, что в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Иисус когда-либо употреблял слово “благодать”? Однако Его поступки указывают, что Он превосходно знал значение благодати. Благодать преизобильно исходила от Иисуса. Это было на свадьбе в Кане; у колодца в Самарии; в доме, где Иисус исцелил человека, которого спустили через крышу. Иисус явил благодать Закхею, сборщику податей, женщине, дотронувшейся до края Его одежды, и женщине, уличенной в прелюбодеянии.
Особенно щедро благодать Его излилась на кресте. Читая Писания, мы видим на Голгофе отчаявшегося, умирающего преступника, который воскликнул: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое” (Лк. 23:42). Этот разбойник мало что знал об Иисусе, но он знал главное. Он осознавал собственное безнадежное положение. Он понимал, что если Иисус – Мессия, как утверждали некоторые, то только Он мог что-то изменить. Именно этим объясняется, почему разбойник попросил о милости. Он искал благодати, которую может предложить лишь Иисус.
Один писатель попытался передать этот момент разговора вора с Иисусом:
«Скажи мне, что сделал этот человек, чтобы рассчитывать на помощь? Он погубил свою жизнь. Кто он такой, чтобы молить о прощении? Он публично глумился над Иисусом. Какое право он имеет обращаться с подобной молитвой? Ты действительно хочешь знать? Такое же право, какое есть у тебя, чтобы обращаться со своей молитвой. Видишь ли, это мы с тобой на кресте. Обнаженные, всеми покинутые, для всех чужие, без капли надежды. Это мы спрашиваем: “Несмотря на то, что я сделал, несмотря на то, что ты видишь, есть ли хоть какая-нибудь надежда, что ты помянешь меня, когда мы все попадем домой?” Мы не хвалимся... Это больше, чем мы заслуживаем. Но мы в отчаянии. Поэтому мы молим».
Именно и прежде всего о спасении благодатью пишет Павел в Еф. 2:8-10:
«Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
Этот отрывок подтверждает, что спасение мы получаем по благодати. В нем мы слышим обращение к нам: один только Бог заслуживает быть прославленным за благодать, которая делает возможным наше спасение.