В самом первом тексте я обещал искать общие корни актуальных событий и советских свершений в далеком прошлом. Про далекое прошлое поговорили, и сейчас вернемся в более близкие времена.
Со школьной скамья меня преследовал вопрос, как народ с тысячелетней историей, из которой он два века был под татаро-монгольским игом, три века под крепостным правом, сумел в 19 веке создать мировую науку и культуру, а в 20 веке их переплюнуть. Ответа не находилось.
В начале нулевых пришло еще необычное подтверждение – в одном из научных британских журналов говорилось, что более половины патентов, определивших развитие научно-технической сферы в 20 веке, русского происхождения.
Забыл какого, поэтому позже решил сам методом творческого эксперимента подтвердить или опровергнуть такое невероятное утверждение. Для объективности пригласил в свидетели виртуального питерского интеллигента европейского толку – скептика ко всему русскому и тем паче, советскому.
Итак. Зашли в комнату, зажигаем свет. Привет от Яблочкова.
Включили радио – профессор Попов шлет сигналы между кораблями «Европа» и «Африка». Нет-нет, переключим на «Ретро FM», где молодой Джимми Пейдж выпиливает божественное соло на знаменитой FenderTelecaster – привет ему от Льва Термена, создателя первого электронного инструмента терменвокса.
Тогда лучше телевизор, просит интеллигент. Тут же попадаем на Зворыкина, возящегося с кинескопом для нового прибора.
Интеллигенту нужен отдых, он предлагает покончить с пережитками начала 20 века и взяться за что-нибудь более современное.
Взялись за персональный компьютер. Снова сюрприз – его создал и запатентовал Виктор Глушков.
Вот зря мой свидетель схватился за айфон. Вылезла неприятность в лице инженера Леонида Куприяновича, забавляющегося своими мобильниками. 1957г. – 5 кг, годом позже – 0,5 кг, а в 1960г. – 70г.
«Европеец» пытается спастись в оазисе интернета, это вполне оправдано, так как первые сети «сплели» американцы в конце 60-х годов. Была ли их победа чистой? Судите сами.
В начале 60-х годов в «Вашингтон Пост» вышла едкая статья «Перфокарта управляет Кремлем», в которой говорилось: «Царь советской кибернетики академик В. М. Глушков предлагает заменить кремлевских руководителей вычислительными машинами». Это была спецоперация ЦРУ по дискредитации проекта объединения информационных центров в советских городах для управления хозяйством. Проект начал разрабатывать математик-гений Китов в 1957 г., а завершил поданной в правительство сметой на 20 млрд. руб. упомянутый выше Глушков. Вернее, завершил Хрущев, клюнувший на американскую фальшивку и зарубивший проект. «Так поставили крест на советском интернете, - говорит эксперт конкурентной разведки Елена Ларина. - А ведь помимо того, о чем рассказывал Глушков, в СССР были сделаны серверы, персональные компьютеры. Имелись и протоколы передачи информации, и даже, как это ни покажется удивительным, дружественные интерфейсы (современный пример таких систем - Windows). Они позволили бы простым советским управленцам, конструкторам, ученым, не знающим программирования, работать с ЭВМ. Точно так же, как сейчас интернетом пользуются все, кто хоть немного знаком с компьютерами. Кстати, все в том же Советском Союзе ученый Мартин Субботин впервые создал гипертекст - систему ссылок, которая лежит в основе интернета».
Но мы отвлеклись. Для нашего «европейца» большая неприятность – изобилие неизвестных русских имен в вещах, каждого из нас окружающих, при полном отсутствии хорошо звучащих зарубежных. Отпустим его на свежий воздух, пускай прокатится с ветерком.
На популярном самокате? Не получится «Куриезную, без лошадей самобеглую коляску» еще в середине 18 века построил крестьянин Шамшуренков.
На велосипеде? Тоже как-то не очень. «Самокатка» или трехколесный педальный велосипед на двух пассажиров, за четверть века до немца Дреза изготовил знаменитый русский изобретатель Кулибин. А на двухколесном с металлической рамой и педалями велосипеде крепостной уральский изобретатель Артамонов приехал в Москву в 1801 году, проделав путь в 2500 км. Верхотурские дворяне попросили ознаменовать велосипедным флэшмобом день коронации Александра I. Славься, славься, наш добрый царь!
Лучше на автомобиле, конечно же! Даймлер и Бенц – какие имена, какой авторитет!
Сесть-то вы в него сядете и со всеми удобствами, а дальше: включил зажигание и… Первый двигатель внутреннего сгорания создал инженер Костович, годом раньше Даймлера с Бенцем – сразу восьмицилиндровый и в 10 раз мощнее немецкого.
Определенно нашему свидетелю хочется покинуть неуютную землю, напичканную этими странными русскими именами. В небеса, на простор, лететь, лететь!
На воздушном шаре? Еще в 1731 году подъячий Крякутный надул большой мешок «дымом поганым и вонючим», и «нечистая сила подняла его выше березы». За что изобретателя сначала чуть не сожгли, а позже чуть не закопали живым в землю добрые братья монахи. Чтобы помнили.
На самолете? Занято – Можайский.
На вертолете? Первый полноценный управляемый полет на геликоптере, построенном учеником Жуковского Юрьевым, состоялся на Международной авиационной выставке, за что автор удостоился золотой медали.
На ракете? Разве что на боевой «ФАУ-2» им. Вернера фон Брауна в компании с 800 кг тротила.
Нет, лучше сразу головой вниз и покончить со всем русофильским ужасом.
Не получилось? Вас спас парашют Котельникова.
Хотите утопиться? Дно караулит потаенное судно Никонова.
Остается отравиться. Выбор широк – почти вся периодическая таблица Менделеева.
Если после сего неполиткорректного экскурса наш дорогой петербургский интеллигент угодит в сумасшедший дом, то почти наверняка окажется в лапах учеников Павлова. В отличие от собак, проявлявших признаки независимого мышления и поколебавших выводы ученого, наши «европейцы» всегда реагируют на русский приоритет в форме безусловного рефлекса. А это не лечится. Лампочка загорелась – изволь выделить слюну!
Данный ироничный текст имеет вполне фактическую основу в виде книги «Рассказы о русском первенстве» вышедшей в издательстве «Молодая Гвардия» в 1950 г. и информации более близкого для нас периода. Он приводится мной в статье «Самый великий народ в мире» (http://pravosudija.net/article/vladimir-tereshchenko-samyy-velikiy-narod-v-mire),
которую я бы читать не советовал в силу ее великоватого объема. Хотя сама статья познавательна, забавна и является редким типом математического доказательства заявленного в названии тезиса. Из лучших про русский народ. И это скромно говоря.
Строгий вывод из нашего текста делать некорректно. Однако, ученый, заинтересовавшийся данным удивительным фактом неожиданных и крупных русских успехов, в качестве первого возможного объяснения должен бы предположить, что у него имеются глубокие исторические корни.
Увы, я не ученый, поэтому уверен в них.