Крококот – наполовину кот, наполовину крокодил. О нём рассказал английский сказочник Дональд Биссет и посчитал его самым счастливым существом на свете, потому что он сам себе всегда может сказать: «Спокойной ночи». Подобных существ много: Тяни-Толкай, Карлсон, Единорог. Борхес написал целый словарь вымышленных существ. Считается, что они живут только на страницах литературы и противоречат тому, что есть в реальности. Они проявление абсурда.
АБСУРД – описание того, чего в окружающей реальности, на физическом плане, нет. Но это не ложь, потому что автор никого не хочет обмануть. Он даёт волю фантазии с другой целью – представить возможное, раздвинуть горизонт допустимого. Абсурд – особый мир, где живут существа, случаются действия, есть отношения, которые не укладываются в научную картину мира. Мы с ними не сталкиваемся в повседневности.
Абсурд – вовсе не хаос и разрыв связей. Это установление и утверждение новых связей, каких в реальности нет, они не очевидны, не заметны, они не просматриваются. Нет связи между бородой, местом жительства и птицами. А Эдвард Лир её замечает:
Воскликнул один бородач:
«Ну, что же мне делать, хоть плачь:
живут как в гнезде в моей бороде
сорока, ворона и грач».
Парадокс, но абсурд не разрушает, не дестабилизирует, не запутывает, он ещё больше гармонизирует мир и обогащает наши представления о нём. Он способствует тому, что мы начинаем понимать, а потом и видеть:
Совы часто не то, чем они кажутся.
Абсурд – это поиски новых характеристик объектов, выявление их новых качеств. Смех не измеряется бочками, слово не хрустит. А Александр Башлачёв легко показывает обратное:
Подай сюда бочку отборного крепкого смеха:
хлебнём и закусим хрустящим солёным словцом.
Он сообщает нам об объектах то, чего мы прежде не знали и не могли предположить, меняет плоский взгляд на объёмный. В России такие замены встречаются с XVII века. Абстрактным объектам приписывались характеристики конкретных и наоборот. Предлагали неприемлемую с точки зрения здравого смысла шкалу измерения. В сатирическом завещании медвежью пляску измеряют пудами, а смех – аршинами и передают по наследству то, что передать нельзя:
Невестушке моей любезной <…> — три пуда с четвертью медвежьяго плясания.
Дядьке моему Андреяну — 40 золотников самой любезной и тихой моей думы.
Служителю моему и дворецкому Степану <…> 8 аршин веселого смеху.
Абсурд – это новая логика, где наряду с обычными причинно-следственными отношениями возникают новые, не разрушающие, а дополняющие их. Желание закурить авиакатастрофой не обусловлено. А в шутливом стишке всё не так:
Самолёт расшибся в доску – разрешите папироску.
Формальная логика расширяется и заменяется логикой возможных миров. Абсурд стоит на трёх китах:
- (1) Мнимые объекты, отношения, связи, принципиально новая сочетаемость. Об этом: Медведь с балалайкой или Ошибки сочетаемости.
- (2) Чехарда с оценочными шкалами: всё может измеряться и оцениваться всем. Об оценочных шкалах: Зачем черепахе крылья, или Новый канон.
- (3) Выход за рамки формальной логики. Об этом: Заяц с сигаретами, или Ложная аргументация.
Используя три эти простые, но бегранично сложные правила деформации мира, Льюис Кэрол, Эжен Ионеску, Пётр Мамонов, Девид Линч и многие другие создают целые абсурдные миры, которые притягивают к себе сотни миллионов людей. Именно тем, что позволяют выйти за тесные для свободного духа границы реального, оставаясь в них.
Для научных и художественных миров абсурд – один из способов постижения жизни. Он приемлем, а в ряде случаев просто необходим. Без него не получится задуманных эффектов и обобщений.
Но у абсурда есть одно качество, которое очень сильно затрудняет его использование в обиходной разговорной речи. Он крайне чувствителен к контексту. В ситуациях привычного контекста он выглядит нелепо. Прочно забытый провинциальный актёр скулит о том, что, вот, он всю свою жизнь выносил на сцену подносы, а государство ему за это ни звания, ни ордена, ни медали не дало. И в свои понятные старческие обиды вдруг вставляет: «Но, может, думаю, что дело просто во мне – мой предел держать ночной горшок Царю – наступил тогда <…>».
Не советую даже пытаться понять, что в этом случае хотел сказать прочно забытый провинциальный актёр, потому что, говоря так, он превращается в персонажа, описанного Ольгой Арефьевой:
Купите мне на рынке
Картонное пальто,
Фарфоровую шляпку,
Ботиночки с шитьём,
Цыплёнка на цепочке,
Котёночка в мешке,
Но всё будет не это
И все будут не те.
Вам будет интересно:
Для чего козе баян? или Дистанцирование
Зачем черепахе крылья? или Новый канон
Конь в пальто, или Ложное обобщение
Любимым часы не дарят! ,тАк сказАть, рассказал почему
Чего не знает сам Незнайка? Не знает или тщательно скрывает? Выясним ,тАк сказАть,
Сталкивались ли вы с такими случаями? Как их оцениваете? Поделитесь примерами? О чём ещё хотите узнать?