История появления на свет этих документов очень интригующая и заслуживает внимания как любая интрига, связанная с именем великого поэта А.С. Пушкина.
Но я позволю себе её опустить и рассказать о своих впечатлениях полученных от прочтения тайных записок поэта, написанных незадолго до произошедшей с ним трагедии.
Первое впечатление от прочтения тяжёлое и оставляет густой отпечаток неизменного рока, который навис над жизнью поэта.
Судьбой Пушкин называет сбывающуюся цепь событий, которую предсказала ему некая немка. Страшные последствия сбывающихся предсказаний, пугают его и вгоняют в депрессию, из которой он постоянно выбирается, развлекаясь с женщинами. Он вспоминает как во время бракосочетания падает кольцо, как погасла свеча и думает, что виной всему его решение взять в жены N. А потом он вдруг меняет мнение и говорит, что этот брак его большая удача.
Женитьбу он считал спасением, но она стала причиной, что ему пришлось вызвать Дантеса на дуэль и ужас правды которую узнают о нём потомки не то чтобы, пугает его, а смущает как неприятная неизбежность.
Поиск прекрасной юной девы Пушкин начал давно и думал, что женитьба даст ему покой и волю которые и есть счастье, но как он сам написал, в своих записках, "жизнь дает либо покой, либо волю. Покой наступает при безропотном смирении, но тогда в нем нет места для воли, а воля толкает меня на нескончаемые приключения и в них какой покой!?"
Эта живость характера Пушкина, его нескончаемая энергия постоянно толкала его на эксперименты, на риск и складывается впечатление, что он знал о том, что будет с ним, о том, что женитьба никак его не спасёт от неминуемой судьбы. Он молил о том, чтоб время, проведенное с его женой, продлилось как можно дольше, однако его опыт как мужа был ничтожен, а опыт любовника огромен.
Страсть к Nпрошла, а она N, осталась его женой и его это слегка удручало. Раздражало Пушкина и то что его жена не воспринимала его творчество и в любви к своей жене он считал, что его творческая половина была отвергнута и его страстная N со временем превратилась из объекта вожделения в объект дружбы.
Пушкин ищет выход из сложившейся душевной неувязке и дискомфорта, с одной стороны он должен быть верен, с другой стороны его тянет к другим женщинам, и он делает выбор. В свете у него есть для этого все и он пускается по натоптанной тропе к давним подружкам. Все это он делал якобы для того чтобы вернуть страсть к своей жене и в погоне за разнообразием без которого он жизнь себе не представлял.
Пушкин бежал от того что ему казалось злобным и надоедливым. Жена наскучила, побегу к девицам легкого поведения, наскучила теща с роднёй, побежим в царское село, наскучило безмерное лицемерие жизни убежим в смерть, но перед смертью морошки принесите, любимую ягоду вкусить любимый вкус.
Вся жизнь для Пушкина была борьба, он находил ее во всех аспектах жизненного пути. Видя возможного врага он как подготовленный, воин бросался в бой увидев лишь тень нависшей угрозы. Чаще всего суть такой борьбы сводилась к тому что он воевал со своими чувствами, желаниями, с самим собой. В итоге все переживания по поводу измены жене и ревность к Дантесу привели Пушкина к тому, что он настолько часто стал думать о Дантесе, что засомневался не сошел ли он с ума. Дантес стал ему как красная тряпка для быка и с ним он связывал все свои беды и даже слабость к женскому полу. Он начал считать, что, убив Дантеса он избавится от всех своих грехов, порочных желаний и долгов которых на то время насчитывалось 100000 рублей. В то же время он осознавал, что попал в клетку брака и ответственности за детей, их вид возня и страдания от прорезавшихся зубов приносили Пушкину страдания, а сосредоточится на написании стихов стало сложно, почти невозможно.
Ущерб, который чувствовал поэт казался ему невыносим, и он думал, что возможно если он убьёт Дантеса, то избавится от причины страданий. Или же Дантес убьёт его и отправит его в мир иной и тогда тоже его страдания прекратятся.
Мысль о том, что ему необходимо блюсти свою честь, честь жены, честь детей и своячениц тяготила его и хоть он добровольно сделал свой выбор, до конца осознать груз ответственности за семью он не мог.
Поэт гуляка, свободолюбивый гений, путешественник, герой светских похождений внезапно заточен в рамки семейной ответственности и брачной обузы о чести родственников, это стало тяжким бременем для Пушкина и постоянно беспокоило, не давая ни на секунду упустить из виду врагов. В этой связи он признаётся в своих записках «Я теперь убедился, что ни чего хорошего из моей семейной жизни не выйдет».
Разговор с государем даёт ему еще один намек на то что судьба его предрешена и после этого Пушкин пускает все на самотёк и продолжает жить так, как если бы не был женат, находя утешения в каждой женщине, которую сумеет соблазнить.
Размышляя о жизни, он допускает то что его смерть непременно должна быть насильственной, так он сможет искупить грехи своего предка прадеда, который зарезал собственную жену.
Отсутствие денег и необходимость добывать их расстраивала Пушкина не меньше переживаний о том, что он перестал быть верным своей жене. Долги его перед государем и растравщиками росли непомерно, а талант добывания денег у Пушкина отсутствовал, о чем он и сам признаётся в своих записках.
Большая часть жизни поэта связана с посещением его Музы и Венеры, во время посещения он не сомневается в цели своей жизни, но когда они покидают его охватывают душевные муки и страшный вопрос «как дальше жить!?»
Все больше сплетается жизненных узлов, из которых не вырваться и ничего не остаётся, как только рубить их.
Многочисленные желающие вкусить прелести его жены, жены Пушкина вынуждают самого Пушкина выполнять нудную обязанность, охранять жену от посягательств, ограждать ее от соблазнов, заботиться о её чести и о своём имени. И Пушкин спрашивает себя, не слишком ли это дорогая цена за владение красотой которая перестала тебя волновать. Его не волнует будущее детей и его жены. Его волнует то, что он перестал трепетно относится к красоте своей жены в то время как другие, очень хотят ее вкусить. Не слишком ли дорогая цена, спрашивает себя поэт и возможно эта мысль останавливает его перед тренировками в стрельбе, перед покупкой пистолетов. Он все чаще вспоминает предсказание немки и как бы смиряясь с мыслью о смерти убеждает себя, что не смерти нужно бояться, а возможность потерять любовь к самому себе.
Последней каплей стала интимная связь царя с женой Пушкина. Состоялся разговор Пушкина с царём, в котором Пушкин в сердцах сказал, что согласен биться с Дантесом и что если царь хочет, то может убить Пушкина таким способом, руками Дантеса. Посмотрев пряма в глаза царю, Пушкин понял, что царь дуэли препятствовать не будет.
Конечно по законам чести, если бы Пушкин убил Дантеса, то ему бы пришлось бросить вызов и царю, а этого ни один царь не посмел бы допустить. Поэтому смерть Пушкина была предрешена. Хотя бытует версия что Дантес не хотел убивать Пушкина, а только сделать его инвалидом, отстрелить мужское достоинство, но об этом можно только догадываться.
В своих размышлениях о дуэли с Дантесом Пушкин признается, что никогда, никого не убивал, что всегда предоставлял право выстрелить первым своему противнику. Убить человека на дуэли он приравнивал к хладнокровному убийству и чтоб совершить такой поступок ему придется себя заставить сделать смертельный выстрел.
Но как известно сделать смертельный выстрел еще нужно уметь, не достаточно самого себя убедить в том, что ты выстрелишь. Нужно еще и попасть, не просто попасть в силуэт, а попасть в голову, в туловище в сердце, нужно убить, справиться с эмоциями, быть уверенным в твердости руки. А чтоб иметь твердую руку необходима тренировка. Не было у Пушкина ни тренировок, ни твердости руки, ни хладнокровного желания убить Дантеса. Хотя скорее всего желание было, но способностей осуществить данное намерение не доставало.
Размышления Пушкина о смерти похожи на то, как он пытается успокоить самого себя, как бы готовя себя к неминуемой гибели. Он сравнивает себя с философами древности и убеждает себя в том, что сама жизнь намекает нам на то, что смерть не страшна, а на против приятна и сон дан человеку как прообраз смерти к которому мы еженощно стремимся и который дарует нам избавление от жизни и покой.
Пушкин осознаёт, что для того чтоб победить Дантеса нужен сильный характер, а таким характером, характером убийцы, он не обладал.
Практически он идет на самоубийство, он готов к тому что Дантес убьёт его. В силу собственного характера отказаться от дуэли Пушкин тоже не может, он не может остановиться и доводит все до крайности. На жизненном пути Пушкина так случается часто и такие крайности приводят его к саморазрушению, но он ни чего с собой не может поделать. Последнее, о чем он думает перед дуэлью, о том какой запах его женщины Зизы, с которой он переспал перед дуэлью.
Известно, что никто не осматривал одежду дуэлянтов и Дантес легко мог быть одет в защитные латы. Потому как описание того, что якобы пуля вылетевшая из пистолета Пушкина, отрикашетила от пуговицы и всего лишь продавила Дантесу два ребра, не укладывается в голове. Пуля, выпущенная из пистолета с расстояния 20 метров, должна была прошить Дантеса насквозь, вместе с рукой и грудиной, но этого не произошло. Есть версия о том, что были сторонники того чтоб Дантес промахнулся и ствол пистолета Дантеса был поврежден (согнут), поэтому пуля, которую Дантес планировал выпустить в голову угодила в живот. Есть версия что Дантес не хотел убивать Пушкина, а хотел отстрелить ему гениталии и таки образом унизить его перед всем светом, но промахнулся. Есть версия, что все участники дуэли, были заранее обработаны тайной канцелярией и это было спланированное убийство, правды никто уже не узнает.
Одно утешает, записки Пушкина дошли до наших дней, он их не сжёг и его терзания, и жизненные похождения стали достоянием тех, кто хочет открыть часть его жизни, часть его гения и узнать его тайные мысли в отношении женщин, любви, семьи, жизни и смерти.
Шагнуть в пропасть и быстро умереть как хотелось Пушкину на Кавказе, у него не получилось. После дуэли он еще 46 часов 15 минут провел в муках на диване отдавая последние распоряжения и прощаясь с дорогими его сердцу людьми.