Найти тему

Магический компас. Эссе

Assassin’s Creed: Odyssey, concept art
Assassin’s Creed: Odyssey, concept art

Об альтернативной географии древних греков

В дальней части порта, у самых скал, которые торчат острыми зубьями из воды, потихоньку гниёт старый корабль. Его нос заходит прямо на береговую гальку, а корму часто заливает водой. Древесина потемнела и заросла грибком и тиной. Местным мальчишкам нравится тут играть. Смотрители их гоняют, потому что в порту запрещено шататься кому попало, особенно детям. Но они всё равно стараются сюда пробраться - очень уж интересно играть в аргонавтов. А ещё интереснее поговорить с кораблём. Они рассказывали родителям, что корабль говорящий, что он живой, только им, конечно, никто не верил, да и ещё и наказали за враньё. Ну и ладно - пусть это будет их тайной.

«Вперёд, аргонавты! Вперёд, к вратам, Арго! Вперёд, к новым звёздам!» - орёт маленький темноволосый мальчишка, держась за ободранный форштевень. «Хорошо, капитан. Беру курс к Сталкивающимся Вратам. Только держитесь, не упадите», – приятным, но очень усталым мужским голосом отвечает Арго.

Этот заброшенный корабль – самое знаменитое транспортное средство во всей Элладе. Технология постройки легендарного корабля, описанная в мифах, вызывает много вопросов, а о том, где находится та точка на карте, куда ему предстояло отправиться, спорили и спорят до сих пор.

Построен он был пятьюдесятью аргонавтами под предводительством Ясона, и должен был стать их надёжным транспортом: доставить смельчаков в Колхиду, где им предстояло добыть так называемое Золотое руно. Строительство длилось несколько месяцев. В мифе описано, что многие герои Греции пожелали участвовать в этом авантюрном приключении. И что всего лишь за три (по другим версиям – четыре месяца) они построили пятидесяти вёсельный корабль. Строить его помогала богиня Афина, и именно благодаря её участию и тому, что она позволила использовать дерево, а может быть, только веточку из священной рощи (порода не упоминается), корабль получил некоторые необычные свойства, да ещё и умел говорить человеческим голосом. Что же до точной конструкции корабля, то об этом очень мало данных. Античные авторы писали только, что для его постройки была использована пелионская сосна. Или – додонский дуб, дерево, растущее на месте святилища Зевса, по шелесту листьев которого жрицы могли предсказывать будущее. А ещё в легендах сказано, что это было одномачтовое судно, мало пригодное для плавания в открытом море. И раз так – для чего же оно было предназначено на самом деле?

Второй вопрос этой истории: где же находилась древняя Колхида? Считается, что до неё надо было плыть сначала через Эгейское, а потом через Чёрное море, и что это могла быть территория современной Грузии. Но тогда зачем были нужны такие серьёзные приготовления, зачем нужно было собирать в поход всех героев Древней Греции? Плыть было относительно недалеко. Есть и ещё одна не состыковка: после возвращения аргонавтов выбросило, как повествуют мифы, к острову Крит. Но это было совершенно не по маршруту, ведь Крит гораздо южнее. С другой стороны, согласно древним мифам, аргонавты прямо из устья колхидской реки Фасис попали в Океан. Пересекли Аравийское море, достигли Ливии, потом несли корабль на плечах, и только после этого через Нил вошли во Внутреннее море, чтобы вернуться на родину. Но тут есть два вопроса: у Колхиды, если она находилась на территории Грузии, не было никакого выхода к Аравийскому морю; и – почему нельзя было отплыть из Колхиды тем же путём, что и приплыли?

Остаётся загадочное Золотое руно. До сих пор доподлинно неизвестно, что же это такое. Какая-то субстанция, философский камень? Что-то, что вечно ищут, но никогда не находят. Согласно мифу, Золотое руно – это шкура так называемого «летучего» барана, который был послан богиней Нефелой, и должен был перенести её детей в Колхиду. После прибытия барана принесли в жертву, а снятую шкуру подарили царю Колхиды. Или – баран сам стряхнул с себя чудесную шкуру. Так или иначе, этот артефакт остался в Колхиде, и именно за ним отправляются аргонавты.

Может ли быть так, что у древних греков была некая альтернативная география? И магический компас, который указывал бы направления в другие миры? В мифах достаточно много таких сюжетов: о далёких странах, о дивных островах, населённых волшебными существами, о пространствах, в которые попадают герои, и никак не могут найти дорогу обратно, хотя плавают по хорошо знакомому им морю. Что, если Арго – это корабль, предназначенный для прохода в иномирье? Волшебный корабль, говорящий человеческим голосом. Прямо как у Хайнлайна в его романе «Достаточно времени для любви», где у главного героя был космический челнок по имени Дора – своенравная леди, которая любила поговорить разными голосами.

Кадр из фильма "Золотой компас"
Кадр из фильма "Золотой компас"

Евгений Головин в своей статье «О магической географии» цитирует стихотворение Джакомо Любрано:

«Заблудившись в неведомых океанах, закрученный невиданным смерчем,

Арго взял за весла новые звезды»

Здесь, как пишет Головин, автор намекает на существование иной географии, отличной от исторической.

И действительно, Арго проходил ворота в иномирье как минимум два раза, по пути в Колхиду и обратно. Первые – так называемые Сталкивающиеся ворота, или Симплегады. Сначала Ясон выпустил голубя, чтобы проверить, как сдвигаются скалы. И когда они снова раздвинулись, аргонавты тоже смогли пройти. Могли ли эти врата быть на месте современного Босфора? Ведь считается, что пролив образовался примерно 7600 лет назад, и о точных причинах геологи спорят до сих пор.

А вторые, по-видимому, это врата в устье реки Фасис, которые выбросили их прямо в океан, и которые аргонавтам помогла открыть легендарная волшебница Медея.

В мифах, описывающих странствия другого героя Эллады, Одиссея, продолжительно не столько его плавание, сколько возвращение: блуждание по мирам, когда он никак не может найти дорогу домой. Единого мнения о том, где именно он плавал, в античную эпоху не существовало, как, впрочем, нет его и сейчас. Согласно мифу, перед этими событиями Одиссей поссорился с богом Посейдоном то ли из-за высокомерия Одиссея, который начал считать, что он сможет обойтись и без помощи богов, то ли из-за того, что он ослепил циклопа Полифема, который был сыном Посейдона. Так или иначе, бог морей и океанов бросал корабль Одиссея от мира к миру, не давая ему – а с ним и всей его команде, – добраться до родного острова Итака.

Одиссей в пещере циклопа Полифема
Одиссей в пещере циклопа Полифема

Где только он не побывал: у волшебницы Кирки, проплыл мимо острова сирен, через пролив между Сциллой и Харибдой, где погибла добрая часть его команды, на острове Калипсо – нимфы, которая обещала ему бессмертие. И исследователи до сих пор гадают о точном маршруте его скитаний: где на карте эти острова и проливы, по которым он странствовал? Но, может быть, они принадлежат совсем иной географии, наряду с островом Авалон, Гипербореей, Атлантидой. Как говорит Евгений Головин, «звезды – живые плавучие острова, неподвластные ни координации, ни каким-либо измерениям. Одно дело – бытие и совсем другое – стремление человека упорядочить бытие».[1]

Но тогда как же нам разгадать эти загадки? Например, существует ли такой компас, который поможет сориентироваться в путешествиях в другие миры? И карта, на которой отмечены ворота? Работают ли эти врата до сих пор? И что же это за «чудесное дерево», или «ветвь», которая сделала обычный деревянный корабль способным проходить в другие измерения?

[1] Евгений Головин «О магической географии»