Найти тему

«Акванавты» — советский фантастический фильм с интересными идеями и сюжетными поворотами


Фантастическую ленту
«Акванавты» (1979) снял режиссёр Игорь Вознесенский по повести очень хорошего фантаста Сергея Павлова.

Сразу стоит сказать о главном минусе данного фильма — актёрской игре. Здесь нет актёров первого ряда. А те актёры, которых удалось-таки пригласить, играют точно не на десять из десяти.

Что же касается плюсов, то один из них — это, безусловно, качественные (для своего времени) подводные съёмки.

Да и в целом при просмотре мне скучно не было. И те идеи и вещи, о которых говорится/упоминается в фильме, реально заслуживают пристального внимания и обсуждения.

Одна из таких вещей — матрицы памяти. По сути, это какие-то органические кристаллы.

-2

На них с помощью специального сканера записывается информация из человеческого мозга. И эти матрицы якобы нужны для разработки новой вычислительной техники. Они якобы дают возможность от кибернетики перейти к так называемой бионетике...

Мне захотелось узнать, используется ли такой термин сейчас. Может, действительно такое научное направление как бионетика существует? Начал искать в интернете. Но наткнулся на два совершенно разных, непохожих друг на друга определения. И оба они при этом явно отличались от того, что под бионетикой подразумевал фантаст Сергей Павлов... Такая вот незадача.

Важно сказать и о том, кто вообще такие акванавты. Здесь на первых минутах показывается, что акванавт может дышать без водой восемь минут. А чуть позднее демонстрируется, как акванавт проводит (без скафандра) под водой 20 минут...

Строго говоря, полное наименование данной профессии (хотя это больше чем профессия) — акванавт-гидрокомбист. Но почему гидрокомбист? В фильме этого не объясняется. А вот в первоисточнике — повести Сергея Павлова очень подробно описывается, почему они так долго могут находиться под водой. Всё дело — в гидрокомбовой оболочке. Эта оболочка делает плотность тела практически равной плотности воды. Кроме того, она позволяет акванавту совершенно свободно дышать под водой (причём дышать не носом и ртом, а как бы всем телом).

Получается, акванавты — это практически люди со сверхспособностями. Этакие супергерои. И, кстати, костюмы в фильме у них — особенные, с буквой «А» на плече. По яркости и шику до голливудского супергеройского латекса, конечно, не дотягивают. Но, пожалуй, и не нужно это.

-3

То, что это какие-то особенные люди, становится понятно и по их клятве/присяге. В частности, там есть такие слова:

«Быть всегда впереди, но никогда не стремится возвысить себя над человечеством».


Значительная часть фильма посвящена экспедиции двух акванавтов — Игоря Соболева и Свена Болла — на подводную станцию «Дейтерий-1010». На этой станции добывают тяжёлую воду (воду, в формуле которой вместо двух молекул водорода две молекулы дейтерия).

И вот однажды на «Дейтерии-1010» случилось ЧП. Один из тех, кто находился на станции — Вилем Пашич — пропал без вести (вероятнее всего, погиб), а второй — Жак Дюмон — был поднят на поверхность в неадекватном, полубезумном состоянии.

И вот Игорь Соболев и Свен Болл отправляются на «Дейтерий-1010», чтобы понять, что же там реально произошло.

Вскоре они замечают, что вокруг станции постоянно плавает странная королевская манта (это такой очень большой скат, живущий на значительной глубине).

-4

Более того, чуть позднее эта манта буквально спасает Игоря Соболева — во время одной из его вылазок в водные глубины.

В какой-то момент становится ясно, что именно манта оставляет надписи на обшивке подводной станции — «SOS» и «LOTTA». Вдобавок ко всему манта начинает общаться с Соболевым и Боллом — с помощью «морзянки». И она рассказывает им нечто совершенно невероятное.

Оказывается, однажды в этих местах упал самолёт-беспилотник с научным оборудованием. Он оказался на самом дне. Внутрь него заплыла эта самая королевская манта (тогда она была ещё маленькой, детёнышем). И здесь она попала под действие сканера, отпечатывающего уже упоминавшиеся матрицы памяти.

Человеческая память, человеческая психика оказалась запертой в мозге глубоководной рыбы (манта и вообще скаты — это именно рыбы, а не моллюски, если кто не знал). Если говорить конкретнее, манта приобрела память и психику молодой женщины по имени Лотта (поэтому она и писала это слово на обшивке). Лотта когда-то работала в институте, занимающемся производством этих самых матриц памяти. А ещё Лотта была невестой Игоря Соболева. И вообще их взаимоотношениям здесь было уделено не так уж мало экранного времени...

И так уж вышло, что незадолго до событий на станции «Дейтерий-1010», Лотта погибла. Просто ехала на мотоцикле и попала в аварию...

-5

То есть у Игоря Соболева, помимо профессионального, появляется ещё и серьёзный личный мотив.

Странная манта с психикой земной женщины, конечно, очень и очень страдает. Плавать в тёмных океанских глубинах с грузом воспоминаний о неведомой жизни на суше — это действительно жуткая жуть. В своём общении с Соболевым она просто умоляет вернуть ей безличность. И учёные идут ей навстречу. В итоге она становится обычной мантой. А Игорь Соболев и Свен Болл благополучно поднимаются на поверхность... Такая вот история.

Кстати, при просмотре «Акванавтов» мне почему-то постоянно хотелось сравнить этот фильм
с фильмом Ренни Харлина «Глубокое синее море» (1999). Про акулу, которая поумнела в результате экспериментов по наращиванию мозгов. Вот только та акула чё-то не желала вернуть себе безличность. Она желала убить всех человеков и вырваться на волю... Разница в подходах налицо.

-6


И ещё кое-что. Знаете, мне тоже иногда хочется стать безличным. Иногда просто устаёшь от себя, от всех своих мыслей. К тому же чем больше думаешь, чем больше понимаешь, тем порой печальней становится. Эх, горе от ума...