Фантастическую ленту «Акванавты» (1979) снял режиссёр Игорь Вознесенский по повести очень хорошего фантаста Сергея Павлова.
Сразу стоит сказать о главном минусе данного фильма — актёрской игре. Здесь нет актёров первого ряда. А те актёры, которых удалось-таки пригласить, играют точно не на десять из десяти.
Что же касается плюсов, то один из них — это, безусловно, качественные (для своего времени) подводные съёмки.
Да и в целом при просмотре мне скучно не было. И те идеи и вещи, о которых говорится/упоминается в фильме, реально заслуживают пристального внимания и обсуждения.
Одна из таких вещей — матрицы памяти. По сути, это какие-то органические кристаллы.
На них с помощью специального сканера записывается информация из человеческого мозга. И эти матрицы якобы нужны для разработки новой вычислительной техники. Они якобы дают возможность от кибернетики перейти к так называемой бионетике...
Мне захотелось узнать, используется ли такой термин сейчас. Может, действительно такое научное направление как бионетика существует? Начал искать в интернете. Но наткнулся на два совершенно разных, непохожих друг на друга определения. И оба они при этом явно отличались от того, что под бионетикой подразумевал фантаст Сергей Павлов... Такая вот незадача.
Важно сказать и о том, кто вообще такие акванавты. Здесь на первых минутах показывается, что акванавт может дышать без водой восемь минут. А чуть позднее демонстрируется, как акванавт проводит (без скафандра) под водой 20 минут...
Строго говоря, полное наименование данной профессии (хотя это больше чем профессия) — акванавт-гидрокомбист. Но почему гидрокомбист? В фильме этого не объясняется. А вот в первоисточнике — повести Сергея Павлова очень подробно описывается, почему они так долго могут находиться под водой. Всё дело — в гидрокомбовой оболочке. Эта оболочка делает плотность тела практически равной плотности воды. Кроме того, она позволяет акванавту совершенно свободно дышать под водой (причём дышать не носом и ртом, а как бы всем телом).
Получается, акванавты — это практически люди со сверхспособностями. Этакие супергерои. И, кстати, костюмы в фильме у них — особенные, с буквой «А» на плече. По яркости и шику до голливудского супергеройского латекса, конечно, не дотягивают. Но, пожалуй, и не нужно это.
То, что это какие-то особенные люди, становится понятно и по их клятве/присяге. В частности, там есть такие слова:
«Быть всегда впереди, но никогда не стремится возвысить себя над человечеством».
Значительная часть фильма посвящена экспедиции двух акванавтов — Игоря Соболева и Свена Болла — на подводную станцию «Дейтерий-1010». На этой станции добывают тяжёлую воду (воду, в формуле которой вместо двух молекул водорода две молекулы дейтерия).
И вот однажды на «Дейтерии-1010» случилось ЧП. Один из тех, кто находился на станции — Вилем Пашич — пропал без вести (вероятнее всего, погиб), а второй — Жак Дюмон — был поднят на поверхность в неадекватном, полубезумном состоянии.
И вот Игорь Соболев и Свен Болл отправляются на «Дейтерий-1010», чтобы понять, что же там реально произошло.
Вскоре они замечают, что вокруг станции постоянно плавает странная королевская манта (это такой очень большой скат, живущий на значительной глубине).
Более того, чуть позднее эта манта буквально спасает Игоря Соболева — во время одной из его вылазок в водные глубины.
В какой-то момент становится ясно, что именно манта оставляет надписи на обшивке подводной станции — «SOS» и «LOTTA». Вдобавок ко всему манта начинает общаться с Соболевым и Боллом — с помощью «морзянки». И она рассказывает им нечто совершенно невероятное.
Оказывается, однажды в этих местах упал самолёт-беспилотник с научным оборудованием. Он оказался на самом дне. Внутрь него заплыла эта самая королевская манта (тогда она была ещё маленькой, детёнышем). И здесь она попала под действие сканера, отпечатывающего уже упоминавшиеся матрицы памяти.
Человеческая память, человеческая психика оказалась запертой в мозге глубоководной рыбы (манта и вообще скаты — это именно рыбы, а не моллюски, если кто не знал). Если говорить конкретнее, манта приобрела память и психику молодой женщины по имени Лотта (поэтому она и писала это слово на обшивке). Лотта когда-то работала в институте, занимающемся производством этих самых матриц памяти. А ещё Лотта была невестой Игоря Соболева. И вообще их взаимоотношениям здесь было уделено не так уж мало экранного времени...
И так уж вышло, что незадолго до событий на станции «Дейтерий-1010», Лотта погибла. Просто ехала на мотоцикле и попала в аварию...
То есть у Игоря Соболева, помимо профессионального, появляется ещё и серьёзный личный мотив.
Странная манта с психикой земной женщины, конечно, очень и очень страдает. Плавать в тёмных океанских глубинах с грузом воспоминаний о неведомой жизни на суше — это действительно жуткая жуть. В своём общении с Соболевым она просто умоляет вернуть ей безличность. И учёные идут ей навстречу. В итоге она становится обычной мантой. А Игорь Соболев и Свен Болл благополучно поднимаются на поверхность... Такая вот история.
Кстати, при просмотре «Акванавтов» мне почему-то постоянно хотелось сравнить этот фильм с фильмом Ренни Харлина «Глубокое синее море» (1999). Про акулу, которая поумнела в результате экспериментов по наращиванию мозгов. Вот только та акула чё-то не желала вернуть себе безличность. Она желала убить всех человеков и вырваться на волю... Разница в подходах налицо.
И ещё кое-что. Знаете, мне тоже иногда хочется стать безличным. Иногда просто устаёшь от себя, от всех своих мыслей. К тому же чем больше думаешь, чем больше понимаешь, тем порой печальней становится. Эх, горе от ума...