Найти тему
"Между нами, дикарями"

«Из жизни белок»: Уставшее поколение-2

Оглавление
Бобрый вечер, дорогие читатели!
Сегодня (это я писал давно, когда только начинал работать над статьей) я чувствую себя очень добрым и даже бобрым, посему продолжу начатую статью об Уставшем поколении, а также рассмотрю некоторые смежные вопросы, ибо все это о нашем будущем и будущем даже всего мира. Ну и о прошлом и настоящем – тоже будет.

Учитывая комплекс затронутых тем, уже даже начинаю подозревать, что в две странички я могу не вместиться и, вероятно, даже в три. Так что вторая часть «Уставших» вполне может оказаться не последней и посему я решил пойти на радикальный эксперимент и убрать все пространные рассуждения.

Каким будет результат – сам пока не знаю.

Вначале приведу несколько разных комментариев, которые связаны с этой темой. Возможно, я еще буду цитировать их повторно

«Надеюсь, кончится вся эта катавасия, что У-на станет благополучной, но сильно урезанной в территориях, тихой европейской страной с усталыми юношами, а мы опять попрём в космос, в Арктику/Африку, в океаны, к чёрту на кулички. Иначе зачем жить, если мечтаешь только о чуть большем куске жизненных благ?»

...

«А это, наверное, очень комфортно – знать только себе приятное. Жизнь становится безоблачно-бессмысленной, реальность – удобной, ничего нигде не жмёт, лишние мысли мозг не перегружают, соответственно уменьшается давление на позвоночник и всякие нижние суставы - практически ЗОЖ, ну такой - ментальный. ))»

...

«…сейчас максимум на почти недостижимом уровне Стива Джобса или Илона Маска, а минимум на уровне какого-нибудь маньяка-наркомана нашумевшего на весь мир, т.е. тихий бытовой алкоголизм или игромания уже не воспринимается как дно, а близко к среднему состоянию, к "норме".
Нет смысла стремиться ни туда, ни сюда. Мир тревожен. Нет вдохновляющих идей и анти идей. Вот и болтаются как гуано в проруби, без веры, что что-то от них зависит. Явление хикикомори самое явное проявление "уставших"
Причем в подростковом возрасте есть иллюзия что можно стать кем-то этаким, то годам к 20–25 иллюзии исчезают даже у романтиков высоких достижений, как мой младшенький.»

...

«Бодряки, переезжая в мир, где все в достатке и даже в избытке, также становятся Уставшими. Так что на них рассчитывать не стоит. Если люди внутренне не изменятся, не будут сами себя бодрить, мир так и будет катиться в "усталость".»

...

«Кто же тогда воспитает сильных? Могучее врожденное стремление надо иметь, чтобы в нашем хаосе найти и книги, что скажут правду и человека, за которым правда жизни, любви, достоинства, мужество и БЕСКОРЫСТИЕ. В масштабах поколения я не вижу, кто может позвать за собой и кому можно верить.»

Подобных комментариев, разумеется, было намного больше и совсем уж немыслимое их количество нам предлагает жизнь.

Однако слушая подобное, и сам часто именно о таком и размышляя, наблюдая за историей и ее закономерностями, я со временем пришел к не слишком типичным выводам.

Изложить в полном объеме мне это не удастся, однако что-то изложить возможно. Дело в том, что усталость нынешнего Уставшего поколения – особого рода.

Забегая наперёд, скажу, что не стоит смотреть на них свысока, как нередко делал я (да и до сих пор порываюсь), поскольку лицо этого поколения – лик нашего будущего, или, как минимум, той тропы, по которой пойдет человечество в ближайшие века.

Временами человечество соскакивало с привычных прочных и хорошо отработанных алгоритмов и делало ставку на то, что порой смотрелось, как посмешище.

Примеров в истории хватало, например, переход от язычества к христианству, которое поначалу смотрелось не слишком презентабельно, что не помешало ему захватить приличные пространства и во многом определить сам тип цивилизации будущего.

Думаю, всем знаком термин «детство человечества», которым описывается тот самый довольно наивный период языческого мира, когда и деревья были больше, и солнце, казалось бы, ярче, да и сам мир, хотя и воспринимался не такой громадой, казался почти безграничным, одушевленным и полным загадок.

За детством последовала, как это обычно водится, намного более мрачная и скучная зрелость, с характерными для нее оголтелой активностью, не менее активным размножением и страстью к общественности и унификации.

Мир был обездушен, и вслед за душой последовало и его разнообразие. Человечество стало похожим на коллектив оголтелых сотрудников, которые не видят вокруг ничего, кроме своего проекта.

При этом не так уж часто задумываются о том, что если есть детство и зрелось человечества, то должна быть и его старость. Отсюда вообще напрашивается вывод, что должна быть и его смерть, но так далеко мы заглядывать не будем, свято чтя европейскую традицию бежать от смерти без оглядки.

Кстати во многом с патологической боязнью смерти в европейском мышлении связано то, что вместе с «костлявой» игнорируется и этап угасания или исчерпания ресурсов в жизни любого явления.

Впрочем, особо удивляться этому не приходится, поскольку европейское мышление – детище «зрелости человечества», когда все внимание поглощено безудержной деятельностью, а в краткие мгновения отвлечения можно смотреть свысока на детство, как не недозрелость, а на старость – как на нечто бесконечно далекое и априори бесполезное.

Но однажды случается нечто и перед человеком открываются врата в финальный период его жизни, именуемые «Кризис среднего возраста». Это еще не старость как таковая, но ее преддверие.

Об этом явлении сказано так много, что повторяться не стоит. Отмечу только, что, если подойти к этому кризису грамотно – он станет необычайно продуктивен. Увы, делается это нечасто, хотя в культурах Востока (впрочем, не только) идее перехода от социальной жизни к жизни личности порой уделялось столько внимания, что этот Кризис, без сомнения знакомый не только современным и не только западным людям, проходил естественно, почти безболезненно и даже в чем-то красочно.

Примечание: здесь и далее, говоря о западных людях или западной цивилизации, я буду иметь в виду весь христианский и постхристианский мир, несмотря на то, что внутри оного есть и свои различия. Т. е. в данном случае Россия находится в одной группе с горячо любимыми Англией или Штатами.

Средний возраст человечества

Достичь этого кризиса в 18 лет довольно сложно по одной простой причине: нужен продолжительный опыт общественной жизни. Последняя вовсе не обязательно должна быть связана с обществом в самом классическом смысле слова. Обществом вполне может быть и семья. Также его заменителем могут быть, скажем, СМИ, уводящие внимание человека на ту или иную общественную формацию или коллекцию оных.

Но, главное в том, что не мытьем так катаньем, внимание человека должно быть уведено от себя на социум на достаточно продолжительный срок. И в течение всего этого времени туда же, куда направлено внимание, будут уходить все силы и время. Т. е. динамика - «от себя в общество».

И так до тех пор, пока человек не обнаружит, что и сил у него не так много как раньше, да и времени осталось с гулькин нос. Накопленный же опыт чаще всего говорит о том, что надежды раннего периода среднего возраста потерпели в лучшем случае не слишком трескучее фиаско.

Теперь немного конкретики.

Некогда мир был куда разнообразнее и его это особо и не смущало. Но потом ему вдруг страсть как захотелось всё привести к общему знаменателю и сколотить единую общность. А если кто-то не хочет «сколачиваться» – ничего, мы его приколотим – неча от коллектива откалываться! Ишь, умный выискалси!

Но приходит пора, и, часто еще до наступления КСВ, человек начинает задумываться о своем пути. Правда, делает он это обычно по старым лекалам массового потребления, но для начала и это может сойти, хотя в большинстве случаев он эти первые битвы проигрывает.

Так и человечество, веками стремившееся к объединению то на религиозной, то на другой идеологической основе вдруг как-то стало терять инерцию, а порой отдельные группки и вовсе стали говорить о каком-то «своем пути» или о том, что неназванный источник, скажем, русского счастья может иметь для, скажем, немца несовместимые с жизнью последствия.

Это наводит на размышления. И не только это.

Примерно тогда же, когда человечество помешалось на единообразии, единовластии, единоверии и прочих разновидностях единственной для всех правды, оно начало стремительно размножаться.

Однако репродуктивный период в жизни человека не вечен, и в жизни человечества, судя по тому, что я вижу – тоже. Как бы там ни было, но ограничения, накладываемые нашей планетой, придется иметь в виду в добровольном, инстинктивном или принудительном порядке.

Пока что преобладает, кажется, инстинктивный. Во всяком случае, в западной части человечества, которая, на мой взгляд, является ключевой для той части его истории, которую я именую «зрелость», размножение резко пошло на спад. Скорее всего, этот процесс спустя некоторое время захватит и прочие регионы.

Насколько мне известно, к настоящему времени написано очень много научных работ, посвященных тому, что численность людей на планете обязательно должна в ближайшем будущем пойти на спад. Признаться, ни одной из них не читал, но, в свете того, что не один я о таком думаю, можно предположить, что репродуктивный возраст человечества тоже дожимает последние капли.

Старение

Здесь все предельно прозрачно. Нынешнее человечества действительно постарело. Молодых людей мало, детей – очень мало, доминируют люди, которых ранее считали стариками.

Только недавно, перечитывая одно произведение Франсиско де Кеведо, написанное предположительно в самом начале XVII века, наткнулся на строку, описывающую двух старух, одной из которых было лет под пятьдесят а другой – немногим меньше.

Спустя несколько страниц упоминалась еще одна старуха лет пятидесяти пяти, сморщенная как сухофрукт.

Разумеется, не все люди пребывали в этом возрасте в столь плачевном состоянии, но назвать пятидесятилетнего человека стариком или старухой было тогда в порядке вещей, ибо именно так на них тогда и смотрели. Да и если посмотреть на продолжительность жизни тогдашних известных людей, можно будет обнаружить, что редко кто из них жил ощутимо дольше 60-ти лет.

Средний возраст тогдашней человеческой популяции составлял что-то между 20 и 30 годами, тогда как сейчас – 50 с чем-то лет. Человечество состарилось.

И детей на улицах очень мало.

Да и те часто похожи на старичков.

Что, кстати, наводит на мысль, что думать так, как человечество думало раньше, оно просто не сможет по чисто физиологическим причинам.

Да и мышление молодого человека, который знает, что ему отпущено не более 20 лет жизни и, если повезет, еще столько же доживания, сильно отличается от мышления такого же юнца, который знает, что можно и в 70 лет быть достаточно крепким, а 90-летний возраст, хотя и солиден, но сказочным отнюдь не является.

Груз побед

Еще один показатель, характерный для среднего возраста. Достижений к этому времени, в случае достаточно эффективного проживания этого периода, очень много.

У человечества их к настоящему времени скопилось столько, что вряд ли найдется кто-то, кто рискнул бы составить хотя бы приблизительный их перечень.

Итогом этого часто становится «груз побед», на фоне которого новые проекты смотрятся либо как незначительные, либо как требующие совершенно немыслимого напряжения.

В жизни общества это очень заметно. Всего сто лет назад, чтобы стать героем, достаточно было совершить на каком-нибудь драндулете с крыльями перелет из одной страны в другую, а теперь даже полет в космос не произведет такого впечатления.

Как спортсмен могу сказать, что эта сфера становится все более чуждой для молодежи, которая охотно воспринимает идею «спорта для себя», но профессиональный спорт рассматривает без особого вдохновения. Их можно понять: сегодня, чтобы стать частью спортивной элиты, нужно положить всю жизнь, а часто и здоровье даже без намека на гарантии. И даже если ты станешь частью элиты, не факт что твоя известность выйдет за узкие рамки.

К примеру, Элиуд Кипчоге – не менее велик, нежели Усейн Болт, но его известность несравнимо меньше. Некогда чуть ли ни весь мир знал Сергея Бубку, рекорды которого стояли более двадцати лет. Сейчас же сложно встретить человека, который вообще знает, что один хранцуз сумел его перекрыть.

Образно выражаясь, сейчас уже недостаточно забраться на Эверест: сейчас нужно сделать это ещё бегом и без маски – тогда, может быть, тебя и заметят.

Если на «моргенштерна» не отвлекутся.

Разобщенность

КСВ обычно совпадает с сокращением круга общения или с чувством отчужденности от привычной компании/тусовки/коллектива.

Сейчас мы наблюдает примерно то же самое в общественном плане: человечество уходит от реального общения либо в общение виртуальное, либо в виртуальные миры, где можно быть любимым персонажем, контактирующим с другими персонажами, либо в ту или иную степень затворничества.

И это тоже симптоматично.

Потеря интереса к внешним успехам

Отчасти это связано с тем самым «грузом побед человечества», но отчасти и с рядом вопросов, которые все чаще встают перед людьми, и нередко, пусть и неумело, озвучиваются молодежью.

Те ли это победы? Те ли это успехи? Стоят ли они вообще затрачиваемых сил? Где обещанное счастье?

Рефлексия

В 20 лет копаться в себе не принято. Это даже в чем-то неприлично. Да и в тридцать лет откалываться от коллектива, считая, что твой внутренний мир заслуживает того, чтобы, ради наведения в нем порядка, пожертвовать частью внешнего тоже не слишком поощряемо. Разве что на словах.

Но, если все идет как надо, однажды разросшаяся глыба внутреннего запроса перекроет внешние ограничения и человек отважится посмотреть не вовне, но внутрь.

Нынешний интерес к психологии, разного рода «тренингам личностного роста» и подобному во многом тоже указывает на то, что человечество погружается в КСВ.

Медицина

Здоровье, которым так щедро разбрасывался человек до наступления КСВ, часто становится предметом пристального внимания.

Кто-то ищет фармакологическую панацею, кто-то берется за ЗОЖ, кто-то ищет альтернативу тому и другому или смешивает собственный коктейль.

И в течение последнего столетия мы наблюдаем не только стремительное развитие психологии, но и не меньшее – медицины. Все популярнее становятся и всевозможные неспортивные, несоревновательные виды физического совершенствования.

Правда, историческая инерция еще не переломлена и эти народные инициативы то и дело норовят похоронить, направив оные в соревновательное русло. Однако, несмотря на это, направление взято и однажды именно физ-ра будет в центре внимания, отодвинув спорт, если не на обочину, то несколько в сторонку.

В этом плане у какого-нибудь тайцзи или йоги будущего намного больше, чем у, скажем, футбола, который давно в первую очередь - массовый культ, затем с большим отрывом - спорт и только затем - система физического совершенствования.

Безыдейность

КСВ обычно сопровождается утратой доверия к доминирующим в обществе идеям. Сумерки безверия порой настолько темны, что некоторые ищут света в петле или ее аналогах.

В современном обществе вера в былые идеи наблюдается в основном среди тех, кто сам некогда был их носителем.

Молодое (по-настоящему молодое) поколение не просто не испытывает доверия к этим идеям, но и вообще сомневается в том, что какая-либо общественная идеология заслуживает истовой в нее веры.

Сомнению подверглась не какая-то конкретная идеология, а сама идеологическая составляющая.

Тоска зеленая

Без этого никуда. Веселый кризис среднего возраста просто неприличен. Это потом, перевалив через его основные пороги, можно будет устраивать танцы на костях былого. В процессе же решения основных проблем будет не до радости.

Это точно можно заметить, наблюдая за людьми будущего – нынешней молодежью. Их мир неоднороден, но в целом он не слишком оптимистичен и задором не блещет.

Можно сказать, что современная молодежь разработала уйму подвидов культурного и бытового пессимизма, почти никак не продвинувшись в оптимистическом направлении.

И это закономерно, ибо для того, чтобы финальный отрезок жизни не превратился в доживание, нужно пройти через мрачный этап. Нужно похоронить прошлое, иначе придется таскать на себе его труп, делая вид, что все в порядке, даже если от вони мухи падают.

В противном случае будет даже не доживание, а дожёвывание дохлых идеалов.

Вероятно, нюансы я мог бы рассматривать еще долго, но не стану затягивать.

...

Резюмируя эту часть, скажу только то, что по моему убеждению цивилизация и те народы, которые активно в нее включены (т. е. абсолютное большинство народов) переживают общечеловеческий кризис среднего цивилизационного возраста.

...

На этом я, пожалуй, остановлюсь. В следующей части расскажу немного о России, ее обличьях, русском мире и о национальных масках. Это необходимо, чтобы понять в каком контексте существует уставшее поколение и в каком жили и живем мы.
До встречи!

Помощь каналу: ЮМани 4100118082106555