В 1990-е гг японский психиатр Тамаки Саито познакомил мир с таким явлением, как хикикомори (хикки).
Согласно заключению японских докторов и японского министерства здравоохранения, речь идет о форме отчуждения от реальности, когда человек осознанно уходит в себя, изолируется от социума, отстраняется от какой бы то ни было деятельности.
Можно ли отнести хикикомори к тревожному (избегающему) расстройству, которое стало с недавних пор известно нашей стране? Я думаю, что здесь могут мнения разделиться.
Тревожное избегающее расстройство имеет медицинский код F60. 6 в МКБ 10 и в DSM5. Расстройство имеет главную особенность - стремление человека к социальной замкнутости,сопровождается чувством неполноценности, гиперчувствительностью, избеганием любой активной социальной деятельности, в том числе профессиональной.
В моей практике увеличилось количество детей с подобной симптоматикой. Кто они - хикки или ?
И поскольку я не психиатр, чтобы оперировать медицинскими заключениями, расскажу лишь о своих собственных профессиональных наблюдениях.
Разумеется, речь идет о группе людей, все подробности исключаются.
Итак.
Начинается все с того, что ребенок не хочет идти в школу.
Почему?
- Буллинг
- Диктаторский подход учителей
- Неуверенность
- Инфантилизм
- Увлеченность виртуальной реальностью
Заметьте, феномен хикки, который по версии японских коллег, не относится к тревожному избегающему расстройству, многими японскими психологами и педагогами и вовсе отнесен к субкультуре.
С вовлеченностью людей в виртуальную реальность, уходом на самоизоляцию, послаблениями в социально-активной нише взаимодействия человек все больше отгораживается от общества.
В немалой степени этому способствует аниме-культура с характерной продукцией:
"Бтууум!"
"Девы Розена"
"Оккультная девятка"
"Прощай, унылый учитель" и др.
В ряде фильмов этого жанра активно обсуждаются темы суицидального поведения.
Опять-таки вернемся к истокам: в Японии один из самых высоких показателей суицидов. Это является сложной социальной проблемой.
Возможно, проблема кроется в менталитете страны и архетипе Самураев, уничтожавших себя для искупления вины и во избежание поражения и позора. Ритуальные самоубийства (сэппуку, харакири) оставили след в генетической памяти.
Сегодня Япония охвачена и самоубийствами, и феноменом хикки. Хикки, конечно, не означает суицидальное поведение, но может стать предрасположенностью.
Патогенез хикикомори еще недостаточно изучен. Споры идут по сей день, отнести его к избегающему расстройству или субкультуре, а может и рассмотреть как совершенно уникальное психологическое состояние.
По факту же в практике я наблюдаю следующий порядок действий в треугольнике отношений ребенок-родители-школа:
Ребенок заявляет, что не хочет ходить в школу (при этом растет вовлеченность ребенка в виртуальный мир, по словам родителей, "буквально не могу оторвать от гаджета").
Но родители, как правило, мягкие, принимающие, обращаются в школу.
Как правило, ребенок не вовлечен в активную деятельность в школе, но может быть объектом насмешек со стороны одноклассников. Дабы не рисковать, школа предлагает индивидуальный образовательный маршрут.
То есть вместо активной социализации и поддержки ребенка запирают дома! Хики готов!
К сожалению, в этом вопросе образовательная система дает сбой. Если речь идет о психиатре, то жалобы на избегающее поведение, на страхи и нежелание коммуницировать являются для специалистов руководством к действию (в плане назначения индивидуальной формы обучения).
Поэтому ребенок получает заветную справку и заключение медико-педагогической комиссии и не представляет масштаб проблемы в перспективе.
Сейчас уже очень много детей с подобным взглядом на жизнь. Они чувствуют себя белыми воронами, вполне неплохо справляются со своим эскапизмом, покуда родители заботятся, кормят, одевают. Из дома они выходить не любят либо по очень важным делам.
Поэтому проблема в нашем обществе обрастает новыми красками. Педагогика не готова, вероятно, заниматься устранением негативных последствий ранней социализации ребенка, как и не может предоставить квалифицированную помощь.
Сейчас я рассуждаю не о Москве, хотя и среди московских школ тоже немало таких ребят. Речь идет о российской провинции, где не хватает кадров, психологов, где весьма тяжело составить коррекционно-педагогическую программу хотя бы даже из-за отсутствия тьютеров, психологов, готовых помочь ребенку перебороть страхи и войти во взрослую жизнь без разрушительных последствий.
Дорогие читатели и коллеги! Записаться ко мне на онлайн-консультации, курсы, расстановки и супервизии можно по телефону 89272823878. Ознакомьтесь с моими услугами по этой ссылке!
С уважением, психолог Надежда Вячеславовна Архангельская
Автор: Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Онлайн-консультант супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru