Найти тему
VATAN

1

Введение

Да будет Слово

Часть первая

Современная жизнь как часть продолжения древнего мифа

Стою на пешеходном мосту в старой части Дербента у крепостной стены, где-то недалеко от мэрии прямо над трассой с потоком машин несущихся по своим насущным делам. Здесь легковушки со всех регионов необъятной России, вперемешку, местные с "понаехавшими" туристами, осваивающими новое для себя место- один из древнейших южных городов страны, обосновавшийся на стыке причудливого, манящего Востока и всем приевшегося, утрированно прилизанного Запада.

Кто я, как здесь оказался, зачем мне это место и вообще, что мне со всем этим делать?

К сложившейся для меня данности, как ни странно весьма подходит банальная пословица:- где родился там и пригодился. Вот и я хочу чем-нибудь пригодиться своей Родине. Сделать одновременно простое и непростое дело- рассказать историю лезгинского народа с самого его зарождения, с начала начал, окунуться в те далёкие и хорошо забытые времена, разбудить память предков засевшую где-то в подкорке и прорывающуюся иногда в поговорках, преданиях и словосочетаниях повседневного языка.

Казалось бы чего проще, копай и исследуй себе на здоровье, всё в открытом доступе. Но сразу натыкаешься на огромные пробелы в истории, мифологии, культуре и быте пращуров дошедших до нас лишь в виде фрагментов, обрывков и мешанины исторических фактов. Учёные же как всегда на своей волне выдвижения гипотез и теорий, ничего конкретного и надёжного. И что же в итоге со всем этим делать, как восстановить более-менее завершенную картину становления лезгин,- самодостаточной составляющей Кавказской Алпании, народа, выделяющегося глубокой самобытностью и неповторимым внутренним миром?

Конечно мне остаётся один выход- просто опубликовать те сказания, что я услышал от старых ашугов в горных, почти заброшенных селениях, хранителей старины в забытых уголках Курахского района, куда я наведывался по тем или иным поводам, беседуя с аксакалами долгими вечерами и собирателями, любителями фольклора, которые не могут равнодушно пройти мимо разбросанными тут и там сокровищами духа проявленными в легендах и мифических повествованиях тех допотопных времён, бережно сохранённых в семейном кругу или общине рода. И надо сказать, у меня скопилась довольно приличная коллекция устного творчества края, которую, естественно, я попытался последовательно распределить по эпохам и этапам развития сознания древних лезгин.

Потому и начну с самого начала чтобы не загружать длинным предисловием читателей- сотворения мира Четырехцветным Всевышним Первотворцом.

-2