Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Как Загидулла-бай воспитывал сыновей, а любимой дочери подарил"Сююмбике"

Загидулла Шафигуллин был отцом большого семейства. Стиль ведения коммерческих дел как нельзя лучше иллюстрирует его патриархальные воззрения, где царил идеал большой семьи, состоящей не только из супруги и детей, но и из многочисленной родни в лице зятьев и их родственников, племянников, внуков и т. д. В семье Шафигуллина никогда не возникали имущественные споры или иного рода раздоры. На протяжении всей истории фирмы Шафигуллиных основатель и его последователи стремились к объединению разросшегося рода под крылом одного торгового общества. Кроме младшего брата Шайхуллы, в начале XX века его верными помощниками в торговых делах стали подросшие сыновья. Всего у Загидуллы-бая было шестеро детей, три сына и три дочери. Они росли в Акзигитово. Няней детей Шафигуллина стала асрау кыз по имени Бибигазиза. Она была родом из соседней татарской деревни Васюково (Бәчек авылы), в доме Шафигуллиных начала работать с 13-летнего возраста. В 1899 году, когда уже дети хозяина подросли, няню выдали за

Загидулла Шафигуллин был отцом большого семейства. Стиль ведения коммерческих дел как нельзя лучше иллюстрирует его патриархальные воззрения, где царил идеал большой семьи, состоящей не только из супруги и детей, но и из многочисленной родни в лице зятьев и их родственников, племянников, внуков и т. д. В семье Шафигуллина никогда не возникали имущественные споры или иного рода раздоры.

На протяжении всей истории фирмы Шафигуллиных основатель и его последователи стремились к объединению разросшегося рода под крылом одного торгового общества. Кроме младшего брата Шайхуллы, в начале XX века его верными помощниками в торговых делах стали подросшие сыновья.

Фото из книги "Татарские селения Горной стороны" (Казань, 2018)
Фото из книги "Татарские селения Горной стороны" (Казань, 2018)

Всего у Загидуллы-бая было шестеро детей, три сына и три дочери. Они росли в Акзигитово.

Няней детей Шафигуллина стала асрау кыз по имени Бибигазиза. Она была родом из соседней татарской деревни Васюково (Бәчек авылы), в доме Шафигуллиных начала работать с 13-летнего возраста. В 1899 году, когда уже дети хозяина подросли, няню выдали замуж за жителя Акзигитово Гафията Мутыгулловича Альмиева (Әлмиев). Он жил по соседству с домом предпринимателя.

Старший сын Хайрулла учился в Акзигитовском мужском медресе.

Учившийся вместе с ним писатель Зариф Башири охарактеризовал сына богача Шафигуллина как избалованного ребенка, не отличавшегося ни умственными способностями, ни спокойным нравом. "Шакирд Хайрулла был сладкоежкой и всегда носил с собой конфеты и другие сладости", - писал он. Судя по всему, бедному шакирду Башири не давала покоя хорошая, нарядная одежда Хайруллы, его сытый вид. Писатель отмечал, что у Загидуллы-бая не хватало времени на воспитание старшего сына, укорял его в чрезмерном увлечении, в ущерб собственной семье, идеями национального прогресса.

Тем не менее «не отличавшийся ни поведением, ни способностями» Хайрулла Шафигуллин уже спустя несколько лет стал верным помощником дяди Шайхуллы в его коммерческих делах в Иркутске. Пока Ш. Шафигуллин занимался общественно-политическими делами, Хайрулла полностью контролировал семейный бизнес. Позднее к нему присоединились младшие братья — Зиннур и Гарифжан. Они заведовали торговыми делами отца в Красноярске. Но периодически бывали в Иркутске, где жили в доме на улице Кузнецкой (Горной).

Дочери Загидуллы Шафигуллина тоже росли в Акзигитово. По одной из версий, двухэтажный дом в родной деревне предприниматель построил именно для дочерей. Впоследствии, Загидулла-бай двух своих дочерей выдал за предпринимателей, выходцев из Акзегитово.

Асьма Шафигуллина, младшая дочь купца  (фото из архива А. Ахунова)
Асьма Шафигуллина, младшая дочь купца (фото из архива А. Ахунова)

Старшая дочь Шафигуллина была замужем за Вали Самитовым, сыном торговца из Вятки. Шагиахмет Самитов вел крупную торговлю бакалейными товарами в Вятке и Слободском. Известно, что некоторое время семья Самитовых проживала в Иркутске. Внучки Загидуллы Шафигуллина — Зайня и Мариам Самитовы — получили образование в женской мусульманской школе Иркутска, потом они помогали учительницам Акзигитовской женской школы.

Вторая дочь Загидуллы-бая была выдана замуж за Хафиса Ишмеметова, проживавшего в Архангельске. Семья Ишмеметовых происходила из Акзигитово. Отец Хафиса — Закир Ишмеметов вел крупную бакалейную торговлю в Архангельске, Вологде и Великом Устюге. Он тоже живо откликался на нужды родной деревни и поддерживал Акзигитовское медресе и женскую школу.

Сам Загидулла Шафигуллин часто бывал в Архангельской губернии, у своих родных. Например, информаторы казанской жандармерии сообщали в 1911 году, что З. Шафигуллин «благодаря своим семейным связям поддерживает сношения со своими единомышленниками, мусульманами, живущими в городах Северной России и Восточной Сибири».

Младшая дочь купца Асьма Шафигуллина тоже жила в Акзигитово. Она получила домашнее образование и отличалась начитанностью, обладала педагогическими способностями. Поэтому до замужества Асьма-туташ преподавала в Акзигитовской женской новометодной школе.

Специального разрешения у нее не было, Асьма Шафигуллина числилась помощницей официальной учительницы Зайтуны Харрасовой. Судя по сохранившейся фотографии, Асьма Загидулловна была статной красавицей, задумчивой и спокойной.

Выбор супруга тоже характеризует неординарность ее натуры. В отличие от старших сестер она стала супругой небогатого человека, по сути, обыкновенного мугаллима. Но ее избранник Якуб Халили являлся бывшим преподавателем знаменитого Иж-Бубинского медресе и компаньоном издательства «Юл», был под стать будущей супруге по своему духовному складу. Они были похожи в искреннем стремлении к национальному прогрессу и просвещению. Их свадьба состоялась в конце мая 1913 года, в Акзигитово съехалось большое количество гостей с самых разных концов империи.

Фото: archive.gov.tatarstan.ru
Фото: archive.gov.tatarstan.ru

После женитьбы общим делом супругов стало издание женского журнала «Сююмбике», это было их детищем, куда вкладывались все средства и духовные силы. Материально супруги не бедствовали, у Асьмы Загидулловны было солидное приданое. Вскоре в семье появилась дочь Назыйха.

Для Якуба Халили этот брак стал вторым. К моменту женитьбы на Асьме Шафигуллиной, он был вдовцом и успел многое пережить. В первой семье сначала умер новорожденный сын, потом, не выдержав горя, скончалась и молодая жена. Кстати, ее тоже звали Асьма.

В круг общения Якуба Халили входили многие известные литераторы того времени, среди них был и Габдулла Тукай. Неслучайно, он мечтал издавать литературный журнал.

Якуб Халили, зять Загидуллы Шафигуллина
Якуб Халили, зять Загидуллы Шафигуллина

Своеобразным компромиссом стал женский журнал «Сююмбике», где отводилось место не только специфическим рубрикам, но и литературно-публицистическим материалам.

По словам внучатой племянницы Я. Халили, его второй брак был очень удачным и счастливым. «Асьма апа была не просто хорошей женой, но и единомышленником и помощником в делах. А еще Асьма апа удивительно по-доброму, по-родственному общалась со всеми Халили. Даже мне она подарила большое китайское блюдо из своего приданого», — отмечала она (ее слова приводятся по публикации А. Ахунова в журнале «Гасырлар авазы — Эхо веков»).

Таким образом, несмотря на субъективные замечания некоторых современников, дети Загидуллы Шафигуллина были воспитаны в лучших традициях просвещенных татарских семей.

В жандармских аналитических справках сыновей Шафигуллина называли, как и его самого, «поборниками «мусульманской нации»». Дети Загидуллы-бая освоили главные заповеди отца — это постоянное служение собственной семье, родине, нации и религии.