Найти тему
281,1K подписчиков

Шестиногий лось

333 прочитали

Жил-был Бог. И были у Бога дети. И пусть людей в мире пока ещё не было, но богоподобных существ и просто различных созданий на земле и в небе хватало.

И вот однажды младший сын Бога женился. И будем честны, с тестем ему не повезло тотально. Тесть, старик с прескверным характером, зятя своего не любил и обижал. Обзывал желудком, булькающим окуневым супом, слабым и немощным никем. Чтобы доказать, что он сильный и умелый, мужчина решил разыскать и принести тестю лося. Да не какого-нибудь, а шестиногого, самого быстрого в юном мире.

- Я, - говорит, - пойду искать лося. Он моим отцом coтворен таким быстрым! Поищу-ка я его пастбище.
Его тесть говорит:
- Что может сделать такой слабый человек, как ты?
- Я все-таки пойду, попробую.
Говорит он тестю:
- Пойдем-ка со мной. Надень кузов с пищей за спину.
- Ладно, ладно, я иду, - говорит его тесть, - ну вот, накормишь меня мясом. Что ты можешь сделать - желудок, булькающий налимьим супом, желудок, булькающий окуневым супом!

Подошли они к пастбищу, где лось живёт. Зять подкрался, но лось его заметил, испугался, так побежал, что лишь следы остались. Кончиком лука он потрогал следы, а те уже давно затвердели. Затвердели настолько, что при прикосновении звенели, будто ворон кричал. Мужчина рассердился, думает: "Ну и быстрым ты создан, лось! Только я подкрался, а ты убежал. Мой отец создал тебя быстрым. Будь очень крепким, - такие слова мне слышны. - «На берегу священной реки, что в середине мира, есть озеро без деревьев в округе, без трав на берегу. Спустись к тому озеру».
Шел, шел он по этой протоптанной лосем дороге, да и пришел к озеру. Это озеро всегда замерзшее. На том берегу озера сверкают рога лося. Когда он побежал к озеру, то задел следы лося кончиком лука.
Лось перепрыгнул через наклоненное дерево, на той стороне попал в снег и прошел через него, остался след, как от протянутой по глине сети. Перепрыгнул через наклоненное дерево и на другой стороне оказался. Вышел из снега, и от него остался черный след, как от закопченного котла.
- Давай беги, - говорит.

Мужчина пошел дальше. Сверху, с веток деревьев, свисают куски мха величиной с оленью шкуру. Это пройденное лосем место гонит его дальше.
- Добирайся прямо до чистого озера без деревьев, до чистого озера без трав, что на самом дальнем конце питающей реки, на дальнем конце многорыбной реки, к чистому озеру.

Шел, шел, дошел до того озера. По середине озера идёт лось.
- Эй ты, быстрый лось, все еще ходишь там? Иди быстрее, я еще не устал.
Лось на том берегу перепрыгнул через изогнутое дерево, оказался с другой стороны, оставив след, как от протянутой по глине сети. И побежал по снегу, и остался след, как от закопченного котла. Голос говорит:
- В дальнем конце многорыбной реки, питающей реки, есть чистое озеро без деревьев, чистое озеро без трав. Туда добирайся.
Когда лось ушел оттуда, охотник стал разыскивать один его след за пятью лесами с ловушками на белку, за пятью лесами с ловушками на соболя. Ищет и думает: "Если лось уйдет от меня, то как же будущий человек его убьет?".

Он тронулся на лыжах, подшитых шкурой с живота темного зверя, быстро двинулся следом. Как одну ногу поднимет, так перешагнет через пять лесов с ловушками на белку, другую ногу поднимет - перешагнет через пять лесов с ловушками на соболя. Шел-шел в дальний конец питающей реки, многорыбной реки. На краю чистого озера без деревьев, чистого озера без трав, на берегу озера - лесистый пригорок. Поднялся на вершину пригорка, в лесу холм. Поднялся туда, смотрит в сторону озера: лося не видать. Думает: «Вот ушел, куда девался?». Снова посмотрел вниз: лось пробирается под холмом. Мужчина кончиком лука его тронул.

- Ну ты, быстрый, я еще не устал.
В середине озера - остров, к нему охотник и погнал лося, тронул кончиком лука. Его заднюю часть срезал:
- Будь четырехногим. С шестью ногами ты даже меня измучил, а будущему человеку как же быть?
Снял шкуру, думает: "Что мне делать с этим мясом?" Разложил мясо по воде озера, только сердце и язык взял. Шкуру прикрепил к небу.
- При появлении людей будешь обозначать зарю.
След лося, по которому он шел, прибил кончиком лука к небу, чтобы будущие люди могли ориентироваться по нему в пути.
- Пусть устанет лось, когда его будет гонять человек, пусть не сможет отдохнуть. Если медлительный человек его не догонит сразу, то на второй день пусть догонит.

Жил-был Бог. И были у Бога дети. И пусть людей в мире пока ещё не было, но богоподобных существ и просто различных созданий на земле и в небе хватало.

И вот однажды младший сын Бога женился.

И думает: «Мой тесть идет за мной, очень обидел меня, не я принесу ему сердце и язык». И пошел обратно. Шел, шел, не нашел старика. Где конец питающей реки, там озеро, а старика все нет. В конце реки он пришел к озеру, наполненному женскими слезами, там тоже его нет. Только туда старик добрался, где он спугнул лося в первый раз.

- Ну, убил лося?
- Да, старик, я убил: он уничтожен и спрятан. Я принес сердце и язык. Ты, усталый старик, свари их где-нибудь подальше. Я пойду домой, а ты иди к куче мяса.

Старик очень обрадовался. А после его ухода охотник молвил:
- Ты когда-то обидел меня, хотя твоя дочь - моя жена и мы живем с ней дружно. Ты только свою дочь любишь, а меня обижаешь. Поэтому сегодня ночью ты съешь язык и сердце лося, а потом заблудись навсегда в лесу и погибни там. Все.

Так шестиногий лось стал четырёхногим, а люди получили отличную повесть о том, что нужно жить дружно и не обижать своих родственников. Иначе заблудишься в лесу навсегда и погибнешь.

Статья Марии Заке