Екатерина Тихомирова, главная героиня фильма «Москва слезам не верит», молодая провинциалка, работающая на заводе слесарем-наладчиком, в конце первой серии засыпает в слезах, поставив будильник на 5 часов утра. А вторая серия начинается со звонка будильника и пробуждения героини через 20 лет. Она уже успешная деловая женщина, директор крупного химкомбината.
Этот временной прыжок очень зацепил режиссера фильма Владимира Меньшова. Фильм снимался в 1979 году, но действия первой серии проходят в 1958 году, а второй – в конце 70-х. И перед режиссером стояла непростая задача показать в одном фильме два разных времени - сначала молодых, а потом повзрослевших героинь - и две разные эпохи Москвы.
«Ну и мура!»
Изначально в роли главной героини Владимир Меньшов видел Маргариту Терехову. Но ее на тот момент позвали в фильм «Три мушкетера» на роль Миледи (фото ниже). Да и сюжет «мыльной оперы» о молодой провинциалке, приехавшей покорять Москву, актрисе не приглянулся.
Второй претенденткой была Ирина Купченко, но и ей сценарий не понравился. Актрису на роль главной героини долго не могли найти.
Снимать свою жену Веру Алентову режиссер не хотел, но в отчаянии пригласил ее на пробы. «Ну и мура!» - отреагировала Вера, прочитав сценарий, и попробовала отговорить мужа от съемок фильма. Но в результате получилось наоборот: Меньшов уговорил Алентову сниматься.
Возникли у режиссера проблемы и с актрисами на роли подруг Кати. Людмила по сценарию была очень красивой женщиной, и Меньшов в этой роли видел Анастасию Вертинскую, а в качестве запасных вариантов – Валентину Титову, Жанну Болотову и Людмилу Савельеву. Все они ответили отказом. Начинающая актриса Ирина Муравьева согласилась, но, как рассказывала потом, даже плакала от обиды, ведь ее героиня была «грубой и неотёсанной».
На роль Тоси Владимир Меньшов пригласил Галину Польских. Она сочла роль пошлой, обиделась на предложение и, естественно, отказалась. В результате второй подругой Екатерины стала малоизвестная актриса Раиса Рязанова.
Ирине Муравьевой на момент съемок было 30 лет, Раисе Рязановой – 35, Вере Алентовой – 37. Перед актрисами стояла задача сыграть 20-летних провинциалок, а потом их же через 20 лет. И с этой задачей они, а также гримеры и костюмеры, справились блестяще: разница в возрасте актрис и их героинь абсолютно не ощущается.
Как спрятали от камеры Маяковский тоннель
Показать столицу разных десятилетий оказалось также непростой задачей. В первой серии Москву середины прошлого века снимали в знаковых исторических локациях, без видовых перспективных ракурсов.
Так, в начале фильма Катя Тихомирова возвращается с экзамена в общежитие, на заднем плане – стена и окна здания. Чуть позже она с Людой Свиридовой гуляют по Тверской (в то время улица Горького) на фоне витрин магазинов.
Возле памятника Маяковскому на одноименной площади (сегодня – Триумфальная) Андрей Вознесенский читает свои стихи. Это один из редких моментов уличных съемок в первой серии, где камера не упирается в стену.
Главную сложность для съемок вызвал туннель на пересечении Тверской улицы и Садового кольца. Построен он был позже описываемых событий, в 1960 году. И чтобы он не попал в кадр, сцену снимали ночью, а также закрыли тоннель от камеры плотной толпой поклонников Вознесенского.
В середине первой серии Катя с Людой временно переезжают в престижную квартиру на площади Восстания (сегодня – Кудринская). Высотку в то время называли Домом авиаторов, поскольку там жил весь цвет советского авиастроения. Но Дом авиаторов снимался только в уличных сценах, а интерьеры профессорской квартиры снимались в высотке на Котельнической.
Жить на Котельнической набережной по-прежнему престижно, однако за 70 лет квартиры там уже морально устарели, а нового жилья в этом районе практически не строят. На другом берегу Москвы-реки, на Космодамианской набережной компания «Галс-Девелопмент» возводит новый клубный дом «Космо 4/22». Это будет камерный проект всего на 81 апартамент, включая 11 пентхаусов с потолками 7,6 метра и открытыми террасами. Больше узнать о комплексе «Космо 4/22» можно на сайте застройщика.
Символы новой старой Москвы
Во второй серии Москва конца 70-х годов, растущая и расширяющаяся, показана за счет эффектных панорамных планов новых районов, а также знаковых проектов того времени.
Утром преуспевающая Екатерина выбегает из подъезда кирпичной многоэтажки и спешит к своей машине («Жигули» 3-й модели). На заднем плане виден аналогичный дом. Эпизод снимали на Мосфильмовской, дом 11, где в 1972 году были построены три корпуса с квартирами улучшенной планировки. Здесь жила военная элита того времени: герой Советского Союза маршал Василий Петров, летчик Семен Харламов.
На проспекте Калинина (сегодня – Новый Арбат) Екатерина встречается с женатым любовником Володей, которого играет Олег Табаков. Проспект был проложен и активно застраивался в 1960-х годах с использованием самых передовых технологий того времени.
А за спинами героев мы видим Дом Советов (сегодня Дом правительства РФ), прозванный в народе Белым домом. На момент съемок фильма работы по строительству этого здания еще велись, закончатся они только в 1981 году.
После расставания с Володей Екатерина, чтобы купить себе цветы, останавливает машину у бассейна «Москва». Построенный в 1960 году открытый плавательный бассейн, самый большой в СССР, был очень ярким и узнаваемым в народе символом столицы того времени.
Судьбоносная встреча главной героини со слесарем Гошей, которого играет Алексей Баталов, происходит в пригородной электричке, которая приезжает на Курский вокзал. А затем Гоша предлагает подвезти героиню до её дома на такси.
Сцену снимают на фоне стеклянного фасада вокзала. Это еще один новый символ Москвы того времени. В начале 1970-х годов была проведена масштабная реконструкция здания, в ходе которого Курский вокзал получил оригинальную крышу с девятиметровым козырьком и остекленный фасад, разлинованный сеткой алюминиевых профилей.
Вместо эпилога
В 1981 году картина «Москва слезам не верит» получила премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. Но режиссера Владимира Меньшова не выпустили из страны. Вместо него на церемонии присутствовал атташе по вопросам культуры посольства СССР в США Анатолий Дюжев, которому и вручили статуэтку.
Восемь лет «Оскар» хранился в запасниках Госкино. В руках Меньшова статуэтка оказалась лишь в 1989 году. Во время награждения премии «Ника» режиссеру решили вручить и его Оскара.
Предполагалось, что Меньшов подержит статуэтку в руках, а за кулисами вернет ее обратно в Госкино. Но тот не отдал «Оскар», а забрал его домой.
Также читайте на нашем канале:
Остоженка или Арбат: куда Михаил Булгаков поселил Мастера и Маргариту
Выбираем мебель, которой ни у кого нет: современный дизайн из Африки