Найти тему
Журнал не о платьях

"Это оплата за моё жильё, за нахлебничанье". Валентин Серов создаёт шедевр, не подозревая, что стал первым русским импрессионистом

Оглавление
Источник фото: 24smi.org
Источник фото: 24smi.org

Продолжение. Предыдущая часть ЗДЕСЬ

Гений по случаю

Первый успех Серова как художника связан с Абрамцево. Именно там он создал свой шедевр -- "Девочку с персиками".

Они были большими друзьями -- двенадцатилетняя девочка Веруша Мамонтова, дочка Саввы Ивановича, и хмурый молодой художник. Больше месяца писал он портрет, мучился, что заставляет девочку отрываться от игр, скучать, позируя ему, но иначе не мог -- не умел быстро работать, даже в состоянии творческого "опьянения". Портрет был окончен почти за два месяца.

 "Девочка с персиками". Источник фото: shop.tretyakovgallery.ru
"Девочка с персиками". Источник фото: shop.tretyakovgallery.ru

...Ее лицо на портрете совсем живое, кажется, что вот-вот ей надоест сидеть смирно и она, как ни раз бывало, заговорит: "А знаешь, Антон, что я придумала..." -- и будет рассказывать о какой-нибудь новой затее. Верушка, конечно, ни на минуту не подозревает, с каким трепетом много лет спустя будут входить сотни, тысячи людей в эту самую комнату, будут смотреть на эти стены, на эти старые стулья у окна, на столик, на тарелку и на ее портрет на стене. И на скатерть, удивительную скатерть Верушиной работы, на которой расписывались мелом все посетители Абрамцева, а Веруша потом вышивала росписи, так что получилась неповторимая коллекция автографов".

Эта картина написана в весьма необычных для русского искусства того времени светлых тонах: розовая блузка, розовые персики, золотые листья, золотая стена, объединяющая все это лицо и волосы, в цвете которых сливаются оба тона и удивительно тонко переходят один в другой. Но самое удивительное и парадоксальное то, что Серов, ни разу не видевший ни одной картины ни одного импрессиониста, каким-то гениальным чутьем уловил и совершенно самостоятельно повторил открытие французских художников.

За портрет этот Серов ни взял с Саввы Ивановича ни копейки: "Это так сказать оплата за мое жилье, за нахлебничанье". А планы женитьбы все отодвигались и отодвигались...

"Неудачная" Джоконда по-русски

И вот друг его Дервиз женился на своей любимой Наде Симонович, и они приобрели небольшое именьице Домотканово, которое надолго стало прибежищем не только их новой семьи, но и всех остальных Симоновичей и, конечно, же Серова и Ольги, которые все так и не могли пожениться.

В то лето 23-летний Серов создает свой следующий шедевр -- "Девушку, освещенную солнцем". Но это портрет не невесты, это был портрет его любимой сестры Маши Симонович.

"Девушка, освещенную солнцем". Источник фото: la-belaga.livejournal.com
"Девушка, освещенную солнцем". Источник фото: la-belaga.livejournal.com

Он снова писал очень медленно, еще медленнее, чем портрет Верушки, благо модель была согласна на все: Маша безгранично верила в гениальность своего брата. Но Серов думал по-другому. После трех месяцев работы он вдруг начал говорить, что получается "совсем не то" и тогда Маша, как женщина тонкая, почувствовала, что только она может спасти портрет. Она взяла и ...уехала в Петербург. Позировать было некому, Серов ужасно расстроился и забросил портрет, как "неоконченный и неудачный". Он конечно и не подозревал, что создал картину, которая станет со временем такой же легендой для русского искусства, какой для мирового искусства стала Джоконда или Саския.

Именно Серов обозначил ту грань, с которой началось новое русское искуcство. Выставленные им картины были, по существу, первыми в России импрессионистскими произведениями, где столько внимания было уделено цвету, воздуху, свету, красоте.

Рассказывали, что когда работы Серова впервые попали на выставку Московского Общества любителей художеств, то за "Девочку с персиками" ему присудили премию -- двести рублей. Сумма смешная, но и ей Серов был безмерно рад, ибо жить было совершенно не на что.

А "Девушку, освещенную солнцем" приобрел Павел Михайлович Третьяков со словами: "Большая дорога перед этим художником". Но великий меценат оказался скуповат -- за портрет заплатил всего триста рублей. И это после того, как за одну "халтурку" для купца Серов заработал тысячу рублей. Но приходилось радоваться хотя бы этому -- все-таки его картину приобрел сам Третьяков!

Тогда лишь два человека поняли истинное значение того, что сделал Серов: Третьяков и художник Владимир Маковский. Но он воспринял появление Серова с ненавистью, увидев в расцвете нового искусства залог гибели старого (коим ярким предствителем сам и являлся). Он заявил Третьякову: "С каких это пор вы решили прививать своей галерее cифилиc?"

Продолжение здесь⤵️

Подпишись на наш канал и читай про других художников:

Инна Авина (с) "Лилит"