Продолжение. Предыдущая часть ЗДЕСЬ
Гений по случаю
Первый успех Серова как художника связан с Абрамцево. Именно там он создал свой шедевр -- "Девочку с персиками".
Они были большими друзьями -- двенадцатилетняя девочка Веруша Мамонтова, дочка Саввы Ивановича, и хмурый молодой художник. Больше месяца писал он портрет, мучился, что заставляет девочку отрываться от игр, скучать, позируя ему, но иначе не мог -- не умел быстро работать, даже в состоянии творческого "опьянения". Портрет был окончен почти за два месяца.
...Ее лицо на портрете совсем живое, кажется, что вот-вот ей надоест сидеть смирно и она, как ни раз бывало, заговорит: "А знаешь, Антон, что я придумала..." -- и будет рассказывать о какой-нибудь новой затее. Верушка, конечно, ни на минуту не подозревает, с каким трепетом много лет спустя будут входить сотни, тысячи людей в эту самую комнату, будут смотреть на эти стены, на эти старые стулья у окна, на столик, на тарелку и на ее портрет на стене. И на скатерть, удивительную скатерть Верушиной работы, на которой расписывались мелом все посетители Абрамцева, а Веруша потом вышивала росписи, так что получилась неповторимая коллекция автографов".
Эта картина написана в весьма необычных для русского искусства того времени светлых тонах: розовая блузка, розовые персики, золотые листья, золотая стена, объединяющая все это лицо и волосы, в цвете которых сливаются оба тона и удивительно тонко переходят один в другой. Но самое удивительное и парадоксальное то, что Серов, ни разу не видевший ни одной картины ни одного импрессиониста, каким-то гениальным чутьем уловил и совершенно самостоятельно повторил открытие французских художников.
За портрет этот Серов ни взял с Саввы Ивановича ни копейки: "Это так сказать оплата за мое жилье, за нахлебничанье". А планы женитьбы все отодвигались и отодвигались...
"Неудачная" Джоконда по-русски
И вот друг его Дервиз женился на своей любимой Наде Симонович, и они приобрели небольшое именьице Домотканово, которое надолго стало прибежищем не только их новой семьи, но и всех остальных Симоновичей и, конечно, же Серова и Ольги, которые все так и не могли пожениться.
В то лето 23-летний Серов создает свой следующий шедевр -- "Девушку, освещенную солнцем". Но это портрет не невесты, это был портрет его любимой сестры Маши Симонович.
Он снова писал очень медленно, еще медленнее, чем портрет Верушки, благо модель была согласна на все: Маша безгранично верила в гениальность своего брата. Но Серов думал по-другому. После трех месяцев работы он вдруг начал говорить, что получается "совсем не то" и тогда Маша, как женщина тонкая, почувствовала, что только она может спасти портрет. Она взяла и ...уехала в Петербург. Позировать было некому, Серов ужасно расстроился и забросил портрет, как "неоконченный и неудачный". Он конечно и не подозревал, что создал картину, которая станет со временем такой же легендой для русского искусства, какой для мирового искусства стала Джоконда или Саския.
Именно Серов обозначил ту грань, с которой началось новое русское искуcство. Выставленные им картины были, по существу, первыми в России импрессионистскими произведениями, где столько внимания было уделено цвету, воздуху, свету, красоте.
Рассказывали, что когда работы Серова впервые попали на выставку Московского Общества любителей художеств, то за "Девочку с персиками" ему присудили премию -- двести рублей. Сумма смешная, но и ей Серов был безмерно рад, ибо жить было совершенно не на что.
А "Девушку, освещенную солнцем" приобрел Павел Михайлович Третьяков со словами: "Большая дорога перед этим художником". Но великий меценат оказался скуповат -- за портрет заплатил всего триста рублей. И это после того, как за одну "халтурку" для купца Серов заработал тысячу рублей. Но приходилось радоваться хотя бы этому -- все-таки его картину приобрел сам Третьяков!
Тогда лишь два человека поняли истинное значение того, что сделал Серов: Третьяков и художник Владимир Маковский. Но он воспринял появление Серова с ненавистью, увидев в расцвете нового искусства залог гибели старого (коим ярким предствителем сам и являлся). Он заявил Третьякову: "С каких это пор вы решили прививать своей галерее cифилиc?"
Продолжение здесь⤵️
Подпишись на наш канал и читай про других художников:
Инна Авина (с) "Лилит"