Чтобы избежать обращения взыскания на свое имущество, должники ищут различные способы его «отчуждения». Об этом в беседе с корреспондентом агентства «Минск-Новости» рассказал заместитель прокурора г. Минска Казимир Кежун.
— Эти граждане знают: их действиями был причинен ущерб имущественным интересам государства либо они получили преступный доход, подлежащий перечислению в казну, — поясняет К. Кежун. — Будучи осведомленными о необходимости исполнения обязательств, они предпринимают попытки сохранить свое имущество, совершая мнимые либо не соответствующие требованиям законодательства сделки, чаще всего с близкими родственниками.
Факты совершения подобных сделок не остаются без внимания прокуроров, которые, реализуя свои полномочия, предъявляют в суды иски в интересах государства об их оспаривании. Так, например, заместителем прокурора одного из районов Минска предъявлен иск об установлении факта ничтожности сделки с недвижимым имуществом, совершенной осужденным, с которого приговором суда в пользу государства взыскан ущерб от преступления в сумме более 540 000 рублей.
— Поводом для обращения в суд послужил тот факт, что гражданин с целью сохранения имущества продал своей матери принадлежавшую ему на праве собственности долю в квартире. При этом, как установлено в ходе досудебной проверки, деньги по сделке не передавались, доля фактически осталась в собственности должника, — продолжает Казимир Адамович. — Поскольку сделка купли-продажи была совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей юридические последствия, суд удовлетворил заявленные исковые требования.
А прокурор другого района столицы обратился в суд с иском в интересах государства к супругам об установлении факта ничтожности брачного договора, указав, что приговором суда мужчина признан виновным в оказании пособничества в уклонении от уплаты налогов. В рамках уголовного дела был наложен арест на имущество осужденного, в том числе на автомобиль и бытовую технику. С гражданина солидарно с другими фигурантами взыскано более 700 000 рублей в счет возмещения причиненного преступлением ущерба государству.
— Вскоре после обращения к исполнению судебного решения между обвиняемым и его супругой был заключен брачный договор, по условиям которого приобретенное в период брака имущество — столичная квартира, автомобиль, бытовая техника — перешло в собственность женщины. В последующем брак между супругами был расторгнут, — говорит Казимир Кежун. — Ссылаясь на то, что брачный договор является мнимой сделкой и заключен с целью предотвращения обращения взыскания на имущество путем изменения режима общей совместной собственности супругов при наличии у мужчины неисполненных имущественных обязательств перед государством, прокурор просил установить факт ничтожности этого договора. Его требование суд удовлетворил.
Справочно
Совершение подобных недействительных сделок влечет гражданско-правовую ответственность и имущественные взыскания, а также судебные расходы в значительном размере.