Найти тему

Не купец Алтынников

Оглавление

В Хилке жил-был человек, который 38 лет строил и обустраивал дома и детсады на станциях Забайкальской дороги.

Однако ни «строил», ни «обустраивал» не сравнить со словом из словаря железнодорожных плотников, – «ремонтовАл». Всё в нём – и аккуратность мастерового человека, и любование результатом своего труда, и неизбывная любовь к созиданию, от деда – к отцу, от отца – к сыну...

– РемонтовАли станции Толбага, Баляга, Хохотуй, Хушенга, Гыршелун, Харагун, Тайдут, Загарино, Улётка... – вспоминает Анатолий Григорьевич Алтынников. С 1960 по 1998 годы проработал в дистанции гражданских сооружений, сначала – плотником, с 1974-го – бригадиром. – В начале 70-х начался комплексный ремонт станций. Что это значит? Заезжаем, скажем, в Гыршелун. В бригаде – плотники, печники, штукатуры, маляры... Фундамент залили, дом подвели, обшили. Начинаем обустраивать. Из кругляка рубим тепляк, тёплый коровник четыре на четыре и всё, что нужно, чтобы человек (начальник станции, дежурный, составитель или другой железнодорожник) заселился и радовался.

Работали на совесть, с азартом и с превеликим трудом.

– Вот они, – улыбаясь, показывает Анатолий Григорьевич натруженные руки, – бетономешалка и электроинструмент!

Топорами, рубанками, двуручными пилами («Дружбы» появились лишь в 80-х годах) тесали, рубили, обустраивали служебное жильё. И не только жильё – школы, детские сады и пионерские лагеря – всё это тоже находилось под крылом дороги и требовало пригляда, своевременного ремонта.

Суров бригадир. А как было по-другому?
Суров бригадир. А как было по-другому?

Дома его не видели – летом с линии приезжал только в выходной, – добавляет супруга. И оба они, и лад их семейной «бригады» сразу близки и понятны: если Анатолий Григорьевич фразы кладёт неторопко и основательно, внушительными венцами, то Раиса Николаевна, как умелый подмастерье, где надо, добавит чуток, где можно, смягчит суровый выговор мужа, да ещё мне вареньем чай успевает сластить – хранительница гостеприимного домашнего очага.

Ремонтировали детский садик в Хилке, на Советской (туда дети и внуки наши ходили!), – продолжает рассказ бригадир. – Большой ремонт делали в Загарино, в Куке. Проводников на лето наберут, а все – «детные». Куда ребятишек? Вот на базе детских учреждений открывали летние лагеря. Родители из поездок вернутся, навестят детей и опять по вагонам. Эти сады-лагеря мы готовили к приёму детей.

Для малышей плотники особо старались, беседки, качели, скамейки делали с теплотой, выдумкой. Прораб Виталий Владимирович Дубинин знал: отправь бригаду Алтынникова – всё хорошо будет.

Объектом, требующим повышенной ответственности, был детский лагерь имени Павлика Морозова. Заезжали туда обычно в феврале, и начинался аврал. Чтобы успеть в срок и не подвести в качестве, нужна была жёсткая дисциплина.

Вот и «вытёсывал» команду бригадир Алтынников, как папа Карло из полена своего Буратино. Тем, у кого лень сучком, бесталанность зазубриной, такая школа, конечно, не по вкусу была. Зато из умных и работящих отличные мастера выходили. Гордится наставник:

Ученики мои – Михаил Храмов, Пётр Яковлев (до армии был у меня, отслужил – вернулся в бригаду), Николай Овдин (25 лет с ним вместе трудились), Костя Ермолаев. Многие работают до сих пор, а кого и не стало уже...

Нетерпимый к лентяям, выпивохам, белоручкам, он и перед начальством не опускал головы: не хватает материалов, инструмента – елей лить не станет.

«Тогда особо-то не боялись правду в глаза сказать: поколение фронтовиков в строю было. Да и начальство умело свою неправоту признавать, а то и извиниться перед работягами».

Дома, станции, магазины ОРСа, дворец культуры, дачи – всё делал, – тихо, с гордостью, добавляет хозяюшка. – И сам ведь не посидит нисколько, хоть и мог бы как бригадир.

А о порядке в его бригаде легенды ходили. Однажды начальник нашего ОРСа, Макаров Константин Сергеевич, планёрку проводил. Опоздавшие дверьми скрипят, выступать мешают. Рассердился: «Взяли бы с Алтынникова пример: наблюдал я за ним, когда хлебозавод ремонтировали: сработают час – сели, ровно через 15 минут (будто будильник в них встроен!) встали молчком, как один, и опять трудиться. Бригадир слова не скажет – как часы!

Ещё хочу сказать, – опережает скромного своего героя Раиса Николаевна. – Корабль-то в «Павлике» тоже они делали! Деревянный, красивый, с рубкой, мачтами. А внутри натянут брезент: воду в котле подогреют и ребятишки плещутся.

– Корабль-бассейн придумывали вместе с художником Юрием Ефремовым, – делит строитель славу по справедливости. – Олежка, сын, маленький ещё, с нами там всё облазил!

А в далёких 40-х – 50-х годах возводил дома для железнодорожников ещё один Алтынников – Григорий Герасимович. В семье росли четверо детей. Один из них – Толя (наш герой) не отходил от отца – надышаться не мог запахом стружки! И после, работая с 1955-го в паровозном депо учеником токаря, кочегаром паровоза, парень тянулся от холодного металла к «живой» древесине. В 1960-м году перешёл в НГЧ, остальное вы знаете.

И представьте себе!

В домах, построенных Григорием Алтынниковым, до сих пор живут люди! Тот корабль-бассейн (осовремененный, правда) Анатолия Алтынникова по сей день «на плаву». А Олежку, помогавшего на той стройке, уже давно величают Олегом Анатольевичем – он мастер участка производства Хилокской дистанции пути (лучший на нашей дороге по итогам года!). Знаменитый в районе лыжник, он объехал весь Советский Союз и сейчас, как свободная минута выдастся, надевает коньки и – на лёд с клюшкой.

Был железнодорожником старший сын Алтынниковых Игорь (рано ушёл из жизни) – десять лет отработал шофёром в ОРСе, шесть – в подменном пункте крановщиком. Его сын, Евгений, вырос и стал машинистом. А дочке, Анюте, дорога подарила не только профессию (Анна – экономист), но и счастливую встречу.

Ехала студентка железнодорожного института домой, в Хилок, и в поезде увидел её молодой врач, работающий в Канаде. «Сердце замерло: она же родная, моя!» – скажет он потом бабушке Рае, прося благословения. Теперь уж правнучка подрастает.

И пусть заживят семейные радости сердце нашего бригадира...

В 98-м году Анатолий Григорьевич ушёл на пенсию. Силы-то были, но из-за кризиса начались сокращения: пенсионер – отдыхай!

Семеро нас было. Расстроились, конечно. Хоть бы сторожами оставили в пионерлагерях. Писали в отделение дороги: ответ тот же – кризис.

Скоро выяснилось, что кризис выкинул ещё один фортель – два года по его милости у бригады был сокращённый рабочий день. В бухгалтерию не ходи – ясно, что рубануло это по величине пенсионного пособия, и 43 года трудового стажа оказались не в счёт.

Мне как почётному железнодорожнику положили девять окладов, а оклад-то «голый»: отменили ж тогда премиальные, доплату за особые условия труда, сверхурочные… В программу отраслевой пенсии мы тоже не попали. Да ещё дефолт грянул, – машет рукой ветеран труда и смотрит в сторону, отчего я молча листаю трудовую, где 102 (!) записи о поощрениях и наградах.

Тётя Рая пошла на заслуженный отдых в том же 98-м и с той же незаслуженно мизерной пенсией. Нелегко им пришлось, а главное – горько. Не потому ли здоровье подводить стало, и сердце Анатолия Григорьевича на «батарейке» стучит...

-2

Но не таковский он, бригадир Алтынников, чтобы себе слабинку давать! Свято бережёт значок «Почётному железнодорожнику», часы «Победа» от министра путей сообщения (сколько лет уж идут!). В праздники приглашают ветерана в ДК железнодорожников. Открытку с юбилеем – вон какую! – от дороги прислали.

Да и дел ещё много. Вот-вот Ксюшка (Ксения Олеговна) со школы забежит. Иринке-отличнице через год профессию выбирать. Продолжит династию? Лена, дочка, всю жизнь тяжело больна – поддержка отца ей очень даже необходима.

Ну, будь здорова, – прощается у дверей с котелком в руках Анатолий Григорьевич. – Пойду потихоньку на дачу – верного друга кормить. – И улыбаясь: «Видишь, как нас годы-то отремонтовАли!»

И нет его давно.

Но память жива... И дома стоят. И станции. И даже лагерь им. Павлика Морозова.

⏳2014

#людисудьбы #сибиряки #забайкальцы #хилок #железнаядорога #строители