Найти в Дзене
Нижний 800

90 лет Канавинскому мосту. Как выглядит старейшая переправа в Нижнем Новгороде

Оглавление

2 апреля поздравления принимает Канавинский мост — первая постоянная переправа через реку Оку в Нижнем Новгороде. 90 лет назад на нём открыли движение для пешеходов и транспорта. Мост соединяет верхнюю и нижнюю части города, по нему, например, можно добраться с Нижне-Волжской набережной на Стрелку или к Ярмарке. Канавинский — участник важных городских событий: через него, например, проходят маршруты забегов «Беги, герой!» и «Марафон 800», а также ралли «Горький Классик».

Открытие этой постоянной переправы стало большим событием для нижегородцев. Смотрим фотографии и вспоминаем историю Канавинского моста.

Временный мост, ведущий на Ярмарку

Предшественником Канавинского ещё в XIX веке был Плашкоутный мост: переправа представляла собой баржи-плашкоуты (понтоны), соединённые и покрытые деревянным настилом. Работами по сооружению конструкции руководил инженер Августин Бетанкур, тот самый автор ярмарочного ансамбля. Это был самый большой наплавной мост в Российской империи: длина — около 500 метров, ширина проезжей части — 17 метров и ещё плюс тротуары — 2 метра.

Мост пользовался особой популярностью летом, во время работы шумной Нижегородской ярмарки (лодочники не могли справиться с большим потоком людей), а на зиму мост разбирали. И проход, и проезд по Плашкоутному мосту были платными.

Кстати, когда в 1896 году в городе запустили первые трамваи, они ходили по такому временному сооружению.

Конец безобразиям

Решение о том, что постоянный мост через Оку нужен, приняли в декабре 1925 года.

В 1930 году появилось «Нижегородское отделение Мостотреста». Разработку проекта моста через Оку вели советские архитекторы Щусев, Помазонов и Француз и инженер Крылов.

Канавинский мост и вид на стадион и собор Александра Невского
Канавинский мост и вид на стадион и собор Александра Невского

И вот 2 апреля 1933 года по новой переправе пустили движение. Вот что по этому случаю писали в газете «Горьковская коммуна»: «Сегодня открывается частичное движение по мосту. Весна первого года второй пятилетки — первая весна без обычных для г. Горького в прошлом безобразий с переправой, без ужаса очередей, без риска перепрыгивания по льдинам».

Несколько названий моста

Сначала мост назвали Пахомовским, по фамилии председателя губисполкома в Нижнем Новгороде (г. Горьком) — Николая Пахомова. Через 5 лет его обвинят в шпионаже и расстреляют, а мост на время станет Окским.

Фото: Дима Четыре
Фото: Дима Четыре

В 1965 году, после того как построили Молитовский, название Окский заменили на Канавинский — именно так переправа и сегодня отмечена на карте города.

Канавинский сегодня

Постоянная переправа через Оку имеет арочную конструкцию. Корабли свободно проходят под ним.

По Канавинскому мосту до 2010 года тоже ходили трамваи. Во время реконструкции рельсы убрали, оставив в общей сложности шесть полос для машин.

С Канавинского моста можно увидеть многие достопримечательности Нижнего Новгорода. На левом берегу Оки — Ярмарка, Стрелка и величественный собор Александра Невского. А на другом берегу — Нижне-Волжскую набережную и Федоровского, а также вид на Кремль.

К 800-летию Нижнего на мосту появилась архитектурная подсветка. Команда Института развития городской среды Нижегородской области и администрация города разработали несколько режимов.

Канавинский мост вечером. Фото: Дима Четыре
Канавинский мост вечером. Фото: Дима Четыре

🔸 Будничный — в нейтральных жёлтых и светло-сиреневых оттенках, что напоминает о закате. Подсветка плавно переливается, создавая мягкий градиент.🔹 Есть праздничный режим и несколько тематических, например, для Нового года, Дня Победы или Дня России.

💬 А вы знали историю Канавинского моста? Как часто проезжаете по нему?

✔️ Подписывайтесь на наш дзен-канал, чтобы не пропустить новые материалы!