Найти тему
The World of Interiors

Деревянный дом Томаса Клигермана на берегу озера в Южной Каролине

Архитектор Томас Клигерман, известный своими идеями деревенского стиля, популярного в Золотой век США, в этом доме на берегу озера в Южной Каролине воплотил в жизнь все основные принципы. Но на самом деле именно малоизвестный француз, изобретатель современного лыжного шале, вдохновил его на "декор стаккато", украсивший его возвышенный интерьер из белого дуба.
Архитектор Томас Клигерман, известный своими идеями деревенского стиля, популярного в Золотой век США, в этом доме на берегу озера в Южной Каролине воплотил в жизнь все основные принципы. Но на самом деле именно малоизвестный француз, изобретатель современного лыжного шале, вдохновил его на "декор стаккато", украсивший его возвышенный интерьер из белого дуба.

Где-то в сельской местности Южной Каролины, на сильно заросшей лесом земле рядом с искрящимся озером, был создан кусочек альпийской Франции. Длинный, низкий и скульптурный дом, недавно построенный, обшит героически масштабной обшивочной доской, которая была окрашена в глубокий черный цвет, что заставляет ее раствориться в ландшафте. Интерьер первого этажа, а именно прихожая, лестница, главный коридор, гостиная и столовая - это царство чистейшего меда, возвышающиеся стены и высокие потолки, сложенные из четвертованного белого дуба и украшенные фейерверком трехмерных орнаментов, напоминающих о работе Генри Жака Леме, изобретателя лыжного шале.

Главная лестница поднимается вдоль южной стороны прихожей и ведет в главную спальню и библиотеку. Вытянутые детали, вдохновленные одним из горнолыжных шале Анри Жака Ле Мема эпохи ар-деко, украшают подъем
Главная лестница поднимается вдоль южной стороны прихожей и ведет в главную спальню и библиотеку. Вытянутые детали, вдохновленные одним из горнолыжных шале Анри Жака Ле Мема эпохи ар-деко, украшают подъем

«Это и был мой трамплин», — признается архитектор из Манхэттена Томас Клигерман о деревянной лестнице, которую запечатлел журнал The World of Interiors и которая служит графическим фоном для спокойных схем декоратора интерьеров из Атланты Уильяма Мира. Отчасти мозаика, отчасти вышивка, узоры взбираются, пересекаются и перекрещиваются. Некоторые деревянные элементы кажутся стежками, выполненными гигантской швеей, настолько, что можно представить, что сужающийся отдельно стоящий дымоход обернут в огромный свитер ручной вязки. Пилястры в гостиной возвышаются на 6,7 метра и заполнены крупными перекрывающимися бриллиантами, грани которых тщательно огранены и уложены, что напоминает змеиную кожу, увиденную в микроскоп. Высокие перила, ограждающие лестницу, изгибаются округлыми параллельными линиями, которые поднимаются по диагонали, пока не исчезают из виду, – обтекаемая деталь, которая встречается в лыжном шале Ле Мем, спроектированном для графа и графини Жана Остророга.

«В своей работе я всегда задаюсь вопросом, как создать стену, которая не является просто плоской поверхностью, а имеет размер, масштаб, движение и интригу», — говорит Клигерман, который в прошлом году покинул отмеченную многочисленными наградами Ike Kligerman Barkley, в которой был партнёром.

«Кроме того, поскольку я не люблю, когда краска делает всю работу, мне нравится идея однотонной поверхности, которая в узком диапазоне цвета все же имеет большой визуальный интерес».

Геометрические детали, напоминающие гигантские стежки, уложены в каналы, опоясывающие блок камина.
Геометрические детали, напоминающие гигантские стежки, уложены в каналы, опоясывающие блок камина.

Так Клигерман заинтересовался Ле Меме, который был учеником Эммануэля Понтремоли, архитектора виллы Керилос, греческой сказке на французской Ривьере, и одно время сотрудником дизайнера мебели Жака-Эмиля Рюльмана. Французский архитектор, возможно, мало что значит для большинства людей за пределами провинции Верхняя Савойя, но в 1920-х и 1930-х годах он был тем человеком, который сделал Межев прекрасным, придумав новый тип жилья для курортного поселка, построенного по индивидуальному заказу. Его имя, написанное на английский манер, а не на французский, намекало на человека, выбивающегося из общего ряда - непохожего, щеголеватого, даже немного экзотического – в прямом контрасте с его фамилией, которая переводится как «такой же» или «похожий». Сотни лыжных шале, которые он спроектировал для шумных обитателей Межева (основательница курорта, баронесса Ноэми де Ротшильд, заказала самое первое шале в 1926 году, которое сейчас является частью роскошного отеля, принадлежащего ее потомкам), были не совсем обычными. Напротив, они были результатом того, что архитектор однажды назвал своим «стремлением, насколько это возможно, примирить с современным вкусом некоторые традиционные аспекты» архитектуры Верхней Савойи.

Доски из фрезерованного в четверть пиленого белого дуба устилают вымощенную каменной плиткой прихожую.
Доски из фрезерованного в четверть пиленого белого дуба устилают вымощенную каменной плиткой прихожую.

Посетить шале Ле Мем – многочисленные из них были опубликованы в журналах Art et Industrie, Plaisir de France и других изданиях в период между мировыми войнами - значит увидеть здание, которое чтит и в то же время переосмысливает местный стиль с современными характеристиками: раскидистые крыши, выступающие веранды, угловые и большие окна, смелые сочетания дерева и камня, застекленные входные двери с изысками Маньеризма. Открытые планы этажей и резко наклоненные наружные линии лепнины говорят о творениях Ле Корбюзье.

Ле Мем обладал и пророческими качествами. Спроектированная им в середине 1940-х годов в деревне Пасси в том же регионе начальная школа с резким углом наклона на два десятилетия предвосхитила постмодернистскую резиденцию Роберта Вентури в Пенсильвании для его матери. Однако интерьеры шале – это то место, где Ле Мем, уроженец Нантаи, умерший в 1997 году в возрасте 100 лет, добился триумфа. Многие из них являются интеллектуальными экспериментами, где деревенские черты сдержаны современной изысканностью. Простая полированная древесина покрывает стены, потолки и полы; жесткий и живой материал может быть совершенно выразительным, нанесенным в виде больших квадратов, где муаровое зерно является единственным орнаментом, или артикулированным в трех драматических измерениях: рифленое здесь, зигзагообразное там, восходящие шевроны, нисходящие алмазы.

Дымоход, скошенный таким образом, что его масса уменьшается по мере подъема, отделяет гостиную от столовой. Потолок выполнен в стиле викторианской деревянной обшивки, но в более крупном масштабе.
Дымоход, скошенный таким образом, что его масса уменьшается по мере подъема, отделяет гостиную от столовой. Потолок выполнен в стиле викторианской деревянной обшивки, но в более крупном масштабе.

«Я люблю здания, в которых есть элемент неожиданности, например, когда вы открываете геод и видите вспышку кристаллов, спрятанных внутри». — говорит Клигерман, известный, помимо прочего, своими интерпретациями стиля Шингл 19 века в годы работы в компании Ike Kligerman Barkley. Ле Мем спроектировал павильон под названием «Дворец французского леса» для Международной выставки 1937 года в Париже, который был абсолютно волшебным и построен полностью из дерева. Внешний вид был строгим и прямолинейным, но облицован деревянными элементами, которые были расположены в виде узоров, которые можно было разглядеть за целую версту.
Волнистые линии струились по фасаду павильона, как трепещущие ленты, а черепица, наложенная друг на друга, окаймляла высокие узкие окна, и создавалось впечатление, будто вода стекает по фасаду в каналы. Интерьер павильона был украшен аналогичным образом, создавая впечатление дома в стиле Шингл и, вывернутого наизнанку. Проект Клигермана в Южной Каролине следует этому примеру.
«Удивительная вещь в этом доме - то, как мягко выглядит деревянная отделка при естественном освещении, а ночью, при искусственном свете, она становится гораздо более четкой», — говорит Клигерман о придуманном им «декоре staccato». А узоры заставляют глаз двигаться. Если вы садитесь ужинать в этой комнате и не смотрите на человека напротив вас, вы обнаруживаете, что следите за диагоналями и ромбами, вверх-вниз и вокруг, от оконных рам до потолка и обратно. Они оживляют стены и притягивают взгляд".