Россия занимает лидирующую позицию в области мирного атома и извлекаемой из этой технологии энергии. Этот общепризнанный факт не является новостью. Однако энергия вырабатываемая АЭС далеко не единственный и даже не основной источник энергии на внутреннем рынке. Гидро и особенно тепловая энергия (на неё приходится более половины) обеспечивают энергоснабжением население страны. Все в месте три этих направления, кажется, способны удовлетворить все потребности. Зачем же тогда в нашей стране работают над теми направлениями, которые не кажутся актуальными?
Несколько месяцев назад я опубликовал видео с одним из "ветропарков" на Ставрополье. Многие в комментариях сокрушались: зачем вообще это нужно? Разве опыт европейских стран не стал исчерпывающим примером ошибочности "зелёного пути"?
Конечно нет. И дело тут вовсе не в том, что "будущее за зелёной энергией", как это любят говорить наши замечательные "эко-френдли друзья". Впрочем, вопрос ещё и в том, что мы понимаем под фразой "зелёная энергия"?
На самом деле, вполне очевидно, что основные тенденции развития человечества связаны с ростом потребления энергии как таковой. Все эти новомодные и технологические штучки чрезвычайно прожорливы. Рост численности населения и общая глобализация неизбежно ведут к тому, что энергии потребуется существенно больше.
Второй фактор связан с её стоимостью. До определённого момента общество может развиваться по принципу: чем больше зарабатываешь - тем дороже ресурсы. Но в какой-то момент эта формула даст сбой. Собственно, что-то подобное мы сейчас и наблюдаем в странах ЕС. Пока лишь на самой начальной стадии.
Как следствие, производство энергии будет связано с оптимизацией стоимости её выработки. Это может иметь разные формы. Одна из которых - выбор более оптимальных вариантов в зависимости от условий. (к этому ещё вернёмся).
Кроме того, каждый способ должен развиваться технологически. Для достижения большего КПД при меньших затратах. Для того чтобы завтра не оказаться на обочине дороги жизни, наши энергетические компании, такие как Росатом или РусГидро, в режиме 24/7 работают над модернизацией и разработкой новых технологий. Кое-какие новости из этой сферы время от времени попадают в мои обзоры.
Наконец третий, безусловно, связан с экологичностью. Поскольку положение дел на планете действительно далеко от идеала и нагрузка увеличивается с каждым днём. Чтобы планета не пошла в разнос завтра - необходимо предпринимать некоторые шаги сегодня. Шаги эти не связаны только лишь с энергией. Но и с ней тоже.
Только экологичность эта не означает всеобщий переход на солнечные панели, ветряки или водородное топливо. Каждый источник по мере развития технического прогресса становится более экологичным. В большей или меньшей степени. Проще говоря: угольная котельная как есть, так и останется самым грязным источником энергии. Но более совершенные технологии позволяют существенно снижать воздействие на окружающую среду на всей цепочке. От добычи до сжигания топлива.
Это фундаментальные основы на которых базируется наша экономика. Без перекосов. В общем и целом, конечно, наше внутреннее потребление будет обеспечиваться за счёт одно из трёх основных источников. В зависимости от географии места и объёмов потребления. Надеюсь, нет нужды подробно объяснять, что строить и обслуживать АЭС там, где плотность населения составляет пару человек на десяток квадратных километров - не много смысла.
Так зачем же тогда нам все эти ветряки и солнечные панели?
Конечно, не только "в цивилизованных" странах происходит такое энергетическое развитие. И, если царящее внутри современных вырабатывающих энергию сооружений скрыто от глаз большинства из нас. То, например, развитие электротранспорта вполне очевидно.
И пусть многие из вас всё ещё скептически воспринимают сообщения о том, что та или иная автомобильная компания намерена сделать ставку на электрический транспорт. А администрации городов всё чаще отдают предпочтение электробусу вместо привычных автобусов с дизельным двигателем. Процесс этот идёт своим чередом независимо от того инфошума, который его сопровождает.
Совершенно очевидно, что будущее больших городов за электромобилями. И дело тут отнюдь не в их экологичности. Хотя снижение выбросов, конечно, положительно скажется на климате и городской атмосфере. Всё же первопричина перехода на электромобили совершенно в другом. Они проще в производстве, чем ДВС. И дешевле в обслуживании, да и владении в целом.
А учитывая, как стремительно обновляется автопарк - постоянная разработка двигателей и КПП делает этот процесс менее рентабельным. Ещё вчера условный срок службы новых автомобилей можно было обозначить периодом в 4-6 лет. После чего происходит полное обновление модели, а старая теряла свою актуальность.
Пример фантастического технологического развития китайского автопрома даёт понять, что уже завтра-послезавтра обновления машин будет происходить подобно айфону. А кредитные программы помогут владельцу "оставаться в тренде", меняя "ласточку" раз в 1-3 года.
Чем активнее это будет происходить - тем больше энергии будет требоваться.
Такая тенденция наблюдается не только у нас или в странах Запада. Так, появление электротакси в ЮАР не стало исключением и вызвало большой интерес среди населения. Но Южно-Африканская республика, один из членов БРИКС, самая развитая страна Африки. Сегодня там соответствующая инфраструктура лишь создаётся для того, чтобы завтра обеспечить нормальное функционирование.
При этом для других, гораздо менее развитых стран Африки, гораздо острее стоит вопрос не современной инфраструктуры для обслуживания электромобилей, а доступ к энергии как таковой. На бытовом уровне. Вот здесь наши разработки и могут оказаться весьма кстати.
Как я уже сказал, применение того или иного источника зависит от географических и климатических условий. А так же количества абонентов. Отсутствие достаточных источников воды исключает возможность использовать АЭС или объектов Гидроэнергетики. Тем более, что в случае с ГЭС - это всегда "тонкий лёд" связанный с хрупкой экосистемой реки, которая будет нарушена.
Остаётся тепловая энергия. Но и здесь не всё просто. Труднодоступные и удалённые места в отсутствии должной инфраструктуры сводят на нет любые усилия по созданию источника энергии требующего для работы ископаемое топливо. Вопрос, как его доставить.
Конечно, можно развивать электросети, но и здесь есть свои риски и сложности. Гораздо проще использовать источники не требующие топлива, сложной и дорогостоящей инфраструктуры, обслуживания или каких-то особых условий. Способные удовлетворить потребности относительно небольшого числа населения.
Прогресс и развитие так или иначе затрагивает всех. И большая часть населения планеты стремится получить доступ к "благам цивилизации". Россия не только использует имеющийся научный потенциал, но и свою материально-техническую базу. То преимущество, которым мы обладаем по отношению к подавляющему (если не вообще всеми) большинству развитых, развивающихся или слаборазвитых стран. Развивая все эти технологии, включая и производство электроавтомобилей. Не только для внутреннего рынка, но и для освоения тех, которым предстоит развиваться в будущем по объективным причинам.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Жмите "палец вверх", если нашли что-то интересное в этом репортаже. Делитесь мыслями в комменатриях.
Подписывайтесь, если ещё нет!
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812