Найти тему
НИКИ-ТИНА

КОГДА ЖИЗНЬ НА ВОЛОСКЕ ВИСИТ...

В 90-е годы я продолжала работать в компании Внешторга, которая занималась поставкой в Россию дефицитного в то время товара, среди которых были первые видеомагнитофоны, телевизоры престижных марок и прочие атрибуты западной жизни, которые невозможно было достать , а в комиссионных магазинах по баснословным ценам. Мы закупали этот товар на валюту в соответствии с нормативами и правилами внешней торговли.. В то время началось бурное создание кооперативов. Как-то ко мне зашла сотрудница, у ее мужа был кооператив , и она оговорила возможность расчета за ее товар, со счета кооператива. Никакого нарушения я в этом не увидела, какая разница , что она сама внесет деньги в кассу организации или ее муж перечислит эту сумму нам на расчетный счет.

А дальше был бред и ужас, который помню до сих пор. Оплаченный товар нужно было забрать со склада , в том числе и товар сотрудницы. Лариса, как назло, оказалась самой свободной на работе и я попросила ее взять служебную машину, выписала доверенность и отправила за товаром на базу, получив который она должна привезти на работу, чтобы здесь его разобрали сотрудники .

Она уехала утром , но ни к обеду, ни к концу рабочего дня она не появилась. Позвонив на базу, мы узнали , что она все получила и давно уехала. Закончился рабочий день, все стали расходится и тут ко мне в кабинет вошли двое мужчин в штатском. Предъявив милицейское удостоверение, они спросили, не жду ли я кого.

-- А кого вы имеете в виду ?

--С Вами очень хочет увидеться одна Ваша сотрудница. –

--Что случилось, авария или что то еще ?— я естественно встревожилась.

--Собирайтесь, сами все увидите.—

Ничего не подозревая, я вышла на улицу, они посадили меня в машину, причем на заднее сиденье в середину, по бокам сели мужчины. Я так была удивлена, что не сразу поняла, что меня везли, как опасную преступницу. Когда мы выехала за город, на Горьковское шоссе, я вконец испугалась и спросила :

--Куда мы едем ?—

--А вы что не знаете, там, где Вас ждут.—

--Это какой то бред, меня никто за городом не ждет, кто Вы такие и куда меня везете?.

Как потом выяснилось, меня везли в Балашиху, в отделение милиции. Пришел следователь и начался допрос. Этот идиот стал спрашивать про мужа Ларисы, которого я в глаза не видела. А также про деньги, которые он перечислил за товар и как мы обо всем договорились. Я естественно, рассказала, как все было. Он ничего не понял и стал говорить, что это бред, в который никто не верит. Причем статьи законов, которые я называла и объясняла, что ничего незаконного здесь нет, он не знал и о таком впервые слышал и потому меня посадят в тюрьму и надолго за валютные операции.

Надо сказать, что хождение валюты в стране тогда было запрещено и строго наказывалось. Статья 88 Уголовного кодекса РСФСР 1960 года предусматривала уголовное наказание за операции с иностранной валютой и валютными ценностями. Осуждение по ст. 88 предполагало в зависимости от состава преступления лишение свободы на срок от 3 до 15 лет, конфискацию имущества, ссылку на срок до 5 лет и смертную казнь. Но в 1990 году вышел и другой закон, который разрешал использовать процент от валютной выручки, переведенной в инвалютные рубли , сотрудникам государственных структур, перевыполнивших план товарооборота по валютных продажам. Естественно, валютные магазины «Березка» и «Альбатрос» ,куда мы поставляли товар, этот план всегда перевыполняли. Далее шла замороченная схема, по которой нам насчитывалась валюта в инвалютных рублях, так как тратить ее было негде, мы отоваривались на своих же базах, причем должны были еще заплатить рублевый эквивалент. Вот такую сложную схему придумали советские руководители. Но об этом мало, кто знал, об этом нельзя было прочитать в газетах или в интернете, его вообще не было. Информация о введении нового Закона Правительства спускалась из вышестоящих ведомств медленно и не всегда доходила до низов.

Как оказалось, милиция давно следили за этим кооперативом, уж что они не поделили, не знаю. Увидев жену Председателя кооператива на служебной машине, остановили, а когда посмотрели, что она везет, обомлели и сразу задержали. Столько импортного дефицита в одной машине, откуда? Допросили ее и водителя, узнали, откуда товар и приехали за мной. Думали раскрыли шайку спекулянтов-валютчиков. На меня даже не успели выписать ордер, о чем я не знала и могла просто не ехать с ними. Но они так нагло и быстро действовали, а я никогда не сталкивалась с этим, что меня взяли на дурака, как потом объяснил наш юрист.

Со мной же разговаривали в таком тоне :

-Вы не идете на контакт со следователем, это может плохо закончиться,

- А на какой контакт я должна пойти? И Что со мной может случиться.—

--Хорошо, что у Вас уже сын большой, без Вас может прожить. А если Вы не будете сознаваться мы Вас задержим на 48 часов пока Вы во всем не признаетесь,

--Я не знаю в чем должна признаться , а если надо задерживайте,-

--А Вы не боитесь в камере оставаться ночью, у нас тут всякие люди сидят неизвестно, что с Вами будет утром.-

--Вы мне угрожаете ?—

--Ну зачем же, я просто рассказываю, что может быть.

Один следователь, который был «подобрее» сменял другого более «жесткого».

Тот, который разговаривал сурово и жестко все время повторял:

-Нет , Вы не хотите идти на контакт со следователем, с Вами придется разбираться, лучше по хорошему договориться.-

И они разбирались. Рядом в комнате с утра держали Ларису и водителя, которым говорили то же самое и видимо хотели устроить очную ставку. Об этом я узнала позже у Ларисы. Да и говорили мы, одно и тоже, поэтому нас пришлось отпустить. Но как же упустить такой улов, который сам пришел в руки? И они старались делать все возможное . Они не знали о действии нового закона, разрешающего сотрудникам покупать валютный товар, да еще по закупочным ценам. Увидев элитную технику, которую воочию никогда не видели, у них просто снесло мозги , им захотелось заполучить ее любыми путями.

Я не знаю откуда у меня взялось столько смелости и сил. Пока я им разъясняла, что ничего незаконного не произошло, что Ларисин муж заплатил лишь за свой видак, а в машине была видеотехника других сотрудников, которые заплатили за нее в кассу организации и которую положено им отдать. Такие цены , потому, что куплены на валюту, пересчитанную на инвалютные рубли по 60 копеек за доллар ,хотя они до конца так и не поняли что к чему.

Убедившись, что из меня ничего пока больше не выбьешь, они вышли из комнаты переговорили , а потом пришедший начальник , махнув на меня рукой , сказал следователю :

--Отпускай ее, объясни, как найти остановку автобуса.

Было 12 часов ночи, у меня дома никто не знал, где я. Мобильных телефонов не было, простые были не в каждом доме. Кроме того, мы только что забрали отца из больницы после инсульта, ему нельзя было волноваться. Выйдя на улицу , ночью, я очутилась в незнакомом месте, где не было ни одного прохожего. Я не знала, какой транспорт, где и когда идет в Москву, успею ли на метро. Тут неожиданно ко мне подъехало такси, которое как будто специально меня поджидало. Я села сказала, что надо в Москву, и он сразу же поехал, только потом меня охватил страх, я же не сказала адрес. Мы выехали на окружную дорогу.

Надо сказать, что тогда окружная называлась «дорогой смерти», и там постоянно случались страшные аварии. Дорога была четырех полосная, по две полосы в каждую сторону, не разделенная никакими барьерами и к тому же не освещалась.

Яркие фары мчавшихся навстречу машин слепили глаза, я вообще не понимала, как водитель может ориентироваться на дороге. Я ехала и сомневалась, доеду до дома или нет.

К счастью водитель доставил меня точно до моего дома. Думаю, он был из милиции, только потом сообразила, откуда знал мой адрес, мы всю дорогу ехали молча.

Дома не спали, все находились в неизвестности, где я и что со мной. Весь вечер домой звонили с работы, не зная, что думать.

Но этим все не закончилось. Утром с директором и юристом мы обсудили происшедшее, надо сказать что директор нашей организации одновременно был заместителем министра . А милиции упускать товар не хотелось. Они незаконно наложили на него арест. Чтобы как-то повлиять на нашу организацию, они цеплялись то заодно, то за другое, находя причины не отдавать нашу технику. Но безуспешно. Во-первых, территориально мы находились не в зоне их действия , они не имели никакого права с нами работать, а при задержании тут же передать нас в наше ведомство. Нашу организацию, в соответствии с ее деятельностью курировало КГБ, которых так разозлили их действия, что они тут же зеркально отреагировали. Однако, надеясь хоть какими то путями заполучить видеотехнику, Начальник отделения милиции Балашихи унизительно долго, в течение нескольких часов , ждал приема у нашего руководства , чтобы выпросить хотя бы два видака для работы, но в просьбе ему было отказано. Нам вернули весь товар полностью и дело на этом закончилось.

Уже много лет прошло , но до сих пор я вспоминаю эту историю с горечью.

 otkritkis.com
otkritkis.com

Если понравилось, поставьте лайк и подпишитесь,

телеграмм- NikiTiki / https://vk.com/id789038626 - ВК -Никитина Валентина