У большинства людей есть психологические травмы, которые тем нанесли родители. Чуть ли ни до старости они вспоминают всякие унижения и издевательства, прорабатывают их с психологами и психоаналитиками.
У меня нет ничего подобного. Моя мама - лучший человек из всех, кого я знаю. Она организовала мне замечательное детство: водила в парк есть сладкую вату и кататься на аттракционах, читала вслух книжки, некоторые события из которых, как выяснилась придумывала сама, если сюжет казался скучноватым, и пекла пирожки.
Оглядываясь назад я могу сказать что не испытываю ничего кроме благодарности и светлой ностальгии. Кроме одного короткого периода, когда моей прекрасной мамочки не было рядом.
Это случилось сразу после развода родителей. Сначала два самых любимых человека кричали друг на друга. Изо рта мамы вырывались такие незнакомые слова как «предательство», отец говорил, что она сама во всем виновата, после рождения ребенка стала уже не той конфеткой, с которой он познакомился, запустила себя и совсем не уделяла ему внимание. Все время возится с мелким.
Я не сразу понял, кто такой "мелкий". Меня обычно называли зайчиком или солнышком. Но родители на меня посмотрели как-то странно. Вспоминая этот момент через много лет, могу сказать, что папа смотрел с ревностью и плохо скрываемой злостью, а мама почему-то с обидой.
Тогда папа ушел. Точнее это мы съехали от него из роскошной сталинке в скромную хрущевку. Мама все время плакала, почти ничего не ела и видимо, была не в состоянии позаботиться о ребенке, поэтому меня временно забрала тетка, мамина сестра. Она была точь в точь похожа на маму, но с совсем иным характером. Тетка ненавидела моего отца, постоянно кричала, все время говорила, как я похож на этого труса и предателя.
Еще она забывала меня покормить, а иногда била - повод мог быть любым, от оставленных на столе крошек, до незаправленной кровати. Я начал всерьез опасаться, что в один день тетка меня убьет.
Однажды она заперла меня в кладовке в темноте, без еды и воды. Я плакал, звал на помощь, но никто не приходил – квартира, видимо, была пустой. Детские воспоминания очень расплывчаты, я не помню, сколько там просидел может несколько часов, может день. Но тогда казалось, что целую вечность. Я был уверен, что тетка решила таким образом от меня избавиться, что за мной никто не придет.
Но пришла мама. Она ворвалась, открыла кладовку. По щекам мамочки бежали слезы. Она умоляла простить за то, что оставила меня в этом жутком месте, обещала больше никогда-никогда так не делать.
Вскоре мы снова переехали в квартиру получше. Мама получила повышение и параллельно проходила курсы психологической реабилитации – оходит к психотерапевту она до сих пор.
С возрастом связь между родителем и его ребенком начинает ослабевать. Мои одноклассники уже не делились с родителями своими секретами. Но не я. Мама помогала мне тактичными советами и мягкой улыбкой добиться симпатии понравившейся девочки, выйти из конфликта с придирчивым преподавателем, пережить первые неудачи и двойки. Потом она наскребла на репетиторов и я смог поступить в вуз, где мечтал учиться.
Уже когда я стал взрослым и жил в другом городе, мама попросила меня об одной услуги: пойти вместе к ее психотерапевту. Я не любил этого шарлатана, казалось, он тянет из мамы деньги этими псевдоразговорами по душам. Но так как мама редко о чем-то просила и много для меня делала, все-таки решил приехать.
На консультации мама просила прощение. За то, что когда мне было пять лет наказывала и поднимала на меня руку потому что винила в разрыве с отцом. За то, что заперла в той темной ужасной кладовке. После того, как выяснилось, что у моего отца другая, ее разум будто бы повредился...
Психотерапевт смотрел на нас из-под своих очочков, что-то записывал, пытался анализировать и уже хотел начать речь. Но я взял маму за ее подрагивающую руку. Вытер с лица слезинку.
- Это была не ты. То была другая, сумасшедшая женщина. И ее давно уже нет. Мама, которую я знаю сейчас никогда бы такого не сделала.