Найти тему

Немного "Эликсира счастья" от Абу Хамида ал-Газали

Ещё одну философскую работу Шукюра Шихиева представляю вниманию подписчиков и гостей нашего канала. На этот раз исследуется философия известного исламского теолога и философа средневековья Абу Хамида ал-Газали

Немного «Эликсира счастья» от Абу Хамида ал-Газали.

Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси, выдающийся философ, теолог ислама, среди многочисленных трудов имеет уникальное произведение, по тематике напоминающее христианские трактаты о душе, по логическому строю суждений не имеющее себе равных. Хвала Аллаху, что такие книги, как کیمياى سعادت - «Кимийа-йи саадат» или «Эликсир (химия) счастья» стали доступны и в нашей стране рядовому читателю.

Эпиграф к книге. «Прими советы от того, кто растратил на это [занятие] годы жизни и превзошел в нем предшественников, классифицируя, устанавливая истину, споря и разъясняя. Затем Аллах внушил ему правильный путь, поведал ему об ущербности этого [занятия]. Тогда он бросил его и озаботился своей душой» («Ихйа улум ад-дин», т. 4)

В этих трех предложениях описана биография, деяния и судьба великого мыслителя исламского мира Абу Хамида ал-Газали. Три периода и три поворота в его недолгой жизни длиною в 53 года. Об этом чуть попозже. Теперь о самой книге «Эликсир счастья».

«Цель этой книги - простой народ, просивший осмысления по-персидски». «Если же у кого-то появится желание исследовать и уточнить, то, кроме этой книги, ему следует обратиться к книгам на арабском, таким как книги «Ихйа улум ад-дин» и «Джавахир ал-Кур ан». [1:3]

«Знай, человек был сотворен не для игр и пустого времяпровождения, ему предстоит великое дело и крупная ставка. Ибо, несмотря на то, что он не изначален, но – вечен. И хотя тело его смертно и низменно, истина его духа возвышенна и божественна. Когда суть его, хотя вначале замешенную и сцепленную с дикими, хищными, дьявольскими качествами, опустишь в горнило внутренней борьбы (муджахадат), она очистится от этой смеси и осквернения, став достойной покровительства Владыки господства». [1:2] «Когда у него войдет в привычку получать удовольствие от красоты Владыки божественности, … тогда наблюдение этой красоты станет его раем. А тот рай, уделом которого являются чувственность, очи, чрево и женские гениталии, покажется ему ущербным». «Такое спокойное место [в сознании] в выражении его избранными звучит как Владыка божественности, а в выражении простых людей – как рай». [1:8]

Теперь ясен смысл слова «кимия» в названии книги. (Химию на арабском в Европе принято называть алхимией) Кимия превращала медь в золото. Кимия, если точнее сказать, физиология человека должна добиваться трансмутации («ихлати ин кимия») сосуществующего «под кожей каждого человека» «квартета из собаки [безрассудства, бахвальства, собственной значимости, презрения и агрессивности к людям и т.д.], свиньи [нечистоты, бесстыдства, жадности, зависти, злорадства и т.д.], демона [«промысел которого в том, чтобы заставлять вскакивать с места пса и свинью»] и ангела [напуганного до смерти демоном и покрытого копотью и мглой от деяний пса и борова], чтобы Господь мог сказать человеку: «И Мы сняли с тебя твой покров, и взор твой сегодня остр» [Коран, 50:21]. Чтобы взор возрожденного в душе человека ангела мог воочию увидеть все свинство чувственности и собачий удел оскорбленной и униженной души своей.

Поэтому автор еще раз говорить: «Цель данной книги состоит в том, чтобы очистить и оголить себя от всего ненужного». [1:4]

Ал-Газали, известный под прозвищем Довод ислама (Худжжат ал-ислам), иначе говоря, как логическая основа или обоснование ислама, не мог оставить без онтологического обоснования основную мысль книги «Эликсир счастья» о том, что человеческую душу ждет неотвратимое усовершенствование. Точнее говоря, не всех, а только часть человечества ждет такая участь, если утверждение «Наложил печать Аллах на сердца их и на слух, а на взорах их – завеса» [Коран, 2:7] не имеет срока давности, а угроза «В сердцах их болезнь. Пусть Аллах увеличит их болезнь!» [Коран, 2:10] – реальная для тех, кто не излечим словом Всевышнего.

Логика Довода ислама в этом вопросе безупречна: «Приданное всякой вещи совершенство бывает ее предельной степенью, ради которой она была сотворена». [1:18] Иначе говоря, если железо в работе, то оно будет сверкать. Если лошадь используется по назначению, она стройнее и быстрее осла. Бывают отклонения. Если железо лежит в земле, то ржавчина съест его. Если лошадь «окажется не в состоянии воспользоваться» своим природным совершенством перед ослом, «то из нее сделают вьючное животное и она опустится до степени осла, что будет ее гибелью и изъяном». [1:18]

Человек не занимает промежуточное положение в экологической цепи живых существ, он не нужен природе для сохранение равновесия в экологии животного мира. Он находится на самом верху, он на фронте эволюция, которая уже сделал на него ставку.

Возникает вопрос. Каково «приданное» человеку «совершенство» и что является его «предельной степенью, ради которой» человек был сотворен? Каков он, совершенный человек?

Совершенный человек (мечта Ф. Ницше, который вкладывал в это понятие иной смысл, чем имам Газали) периодически в единичных экземплярах появляется среди людей. «Мы воздвигли среди вас посланника из вашей среды; он читает вам Наши ясные знамения, и очищает вас, и обучает вас писанию и мудрости, и обучает вас тому, чего вы не знали раньше» [Коран, 2:151].

В этом аяте ударение делается на фразы «из вашей среды» и «чего вы не знали раньше». То есть, у каждого есть шанс быть пророком (суть индийских религий), для этого надо знать и соблюдать то, «чего вы не знали раньше», следовательно, и не делали.

В качестве первого шага к совершенству «Обращайтесь за помощью к терпению и молитве» [Коран, 2:153] и творите добро. Если вы сами не станете это делать по доброй воле, тогда «Мы испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе и душах и плодах» [Коран, 2:155]. Иначе говоря, в горниле психофизиологических превращений сама природа подвергнет вас трансмутации. Аллах от своих планов не намерен отказаться. В конечном счете, вы будете разделены на два лагеря: обученные творить добро и наслаждаться добротой собственно души и не успевшие укротить в душе своей пса и свинью, созерцание которых приносит страдания ангелу вашей души.

Как сегодня ангел уживается в одной душе и в одном сознании с собакой и терпит свинство другой сожительницы?

Почему в одном теле с ангелом оказались пес, свинья и сатана? Вспомним, как поэтапно строятся сложные конструкции, например, жилой дом. Строительство дома начинается с возведения стен и крыши, что сопряжено накоплением на стройплощадке строительного мусора. Внутренняя отделка дома начинается с уборки строительного мусора. На английском языке есть емкая фраза «body building», означающее строительство тела. Мы ею пользуемся тут в более широком смысле. Строительство тела живого организма от клетки до млекопитающего в очень недобрых условиях борьбы за существование невозможно без помощи псиной и свиной натуры.

Наблюдая за поведением животных, можно обнаружить присутствие в них доброго и предусмотрительного ангела. После того, как построен крепкий корпус тела с памятью и интеллектом в виде бессловесного мышления, один из видов животных обретает речь. Благодаря языку человек имеет возможность обозревать явления природы и деяния своей души. В исследовании внешней природы человек много преуспел сделать. Он считает, что этот дар ему нужен для управления природой. В то же время он не мог не заметить, что управляемость природы не делает его счастливым. Высокий интеллект не освобождает его от мирских страданий. Человек начинает понимать, что битва и победа над силами природы нужны были ему для оттачивания изощренной логики и чувствительного ума, которые постепенно поворачиваются на 180 градусов и вглядываются во внутренний мир человека.

По аналогии с естественными науками человек придумал название для науки о душе. В Европе Аристотель и его преданный последователь Ф. Аквинский написали трактаты «О душе». Учение Платона об эйдосах является взлетом мысли в постижении облика, движущей силы и механизмов взаимодействия элементов внутреннего мира человека. Индийская философия и теология в «Ведах» построили глубокое и обширное описание сил, определяющих поведение души. В исламском мире душевными делами ведали суфийские школы. Творения ал-Газали занимают достойное место в ряду названных учений. В двадцатом веке психология стала объектом особого интереса. В частности, «психологические типы» людей интуитивно стали привлекать выдающихся психологов. Карл Юнг написал солидный труд на эту тему.

Бесстрастный анализ различных психологических типов, публичные разоблачения злодеяний души и беспощадный суд над рассудком, оправдывающим гнусные поступки души, должны стать первым шагом на пути очищения авгиевых конюшен человеческой души. Главным изъяном в определении предмета психологии является заведомо ложное предположение о монолитной одноцветности натуры человека. Об этом говорит и термин психологические типы и классификация душ по полочкам: интроверт и экстраверт, холерик и сангвиник. И в быту мы делим людей на хороших и плохих, добрых и злых, правдивых и лживых и т.д.

То, что составляет истинную природу человеческой души, считается исключением из правил. Истина в том, что один и тот же человек может оказаться честным в финансовых отношениях и лживым ловеласом по отношению к женщинам, добрым в семье и маньяком на улице, вежлив, когда голоден, но хамит после сытного обеда.

Этот винегрет противоречий в душе человека не скрыто от глаз его. Главная беспринципность рассудка заключается в том, что она отказывается замечать и признать этот отвратительно двойственный факт деяниях души. Душа грешит, чтобы угодить сатане своей, а сознание, пользуясь непрофессиональной работой рассудка закрывает его глаза на грехи души, чтобы не огорчать ангела своего. (Как никак, свой подельник) Такое возможно в теле со слабым рассудком и душой, которая обильно кормит шайтана, и морит голодом ангела.

Неужели ангел, если даже слаб, предпочитает молчать пред сильным шайтаном? Какой же он тогда ангел? Дело в том, что и душа, и чувства, и разум имеют общего надзирателя – всевластного Сознания. Оно – большой извращенец, беспринципный чиновник, хитроумный выдумщик. Точнее говоря, оно само всегда находится за кулисами сцены, где разворачивается игра двух актеров: чувственности и души и одного конферансье - разума. Формально, в обязанности Сознания входит наблюдение за игрой двух древних актеров и объявление выхода на сцену конферансье, которого породили и воспитали как лицедея эти два корифея нашего тела: органы чувств и душа.

Все недоразумения рождаются из-за неровных отношений между учителями и учеником. Рассудок предан своим учителям, он уверен в их непогрешимости, он всегда готов придумать что-нибудь для оправдания их деяний. У Сознания – обязанность координатора - согласие между отдельными службами, населяющими тело, и общее спокойствие во всем теле.

Имам Газали очень убедительно описывает отношения между различными службами тела, уподобляя его царству (государству), в котором разум - визир шаха, органы чувств – производители, страсти душевные – сборщики податей. Сознание – падишах (Ал-Газали называет его сердцем). Шаху нужен порядок и покой в стране. У сборщика налогов – одна страсть изымать с производителя больше куша и кутить. Визир – информатор и советник шаха.

Есть государства, в которых работа органов власти налажены. Властные структуры тела человека подобны российскому государству в эпоху Б. Ельцина. Суть такого строя заключается в следующем. Фискальные органы (страсти души) разнузданы, процветает казнокрадство и поборы с населения, они ищут и находят удовлетворение в наслаждениях. Государь слаб как правитель, потому доверился службам: его помощники рисуют ему радужные перспективы, приводя отдельные примеры положительных движений. Сознание осознает тяжесть жизни и ее проблемы и надеется на набирающую силу разум.

В качестве примера рассмотрим те деяния человека, о которых говорится в десяти заповедях. Убийство редко случается случайно, убийца убивает для восстановления справедливости. Законченный негодяй, готовый ползать под любую юбку, найдет тысячи благородных оправданий своему поступку. Разбойник подправляет изъяны неправильного распределения благ в обществе. Скупой уверен, что он никому ни копейки не должен, в том числе, и ни больному, ни обездоленному. Разве вы не встречали такого сукина сына, который очень обходительно и с любовью относится своему товарищу и потому считает себя вправе спать с его женой. Рассудок слегка подправил принцип: за благое деяние положено вознаграждение. Рассудок сузил круг своего зрения, он видит ту область памяти, на которой беспрепятственно закладывается фундамент нужного ему сооружения.

Во всех этих случаях имеет место вмешательство рассудка (проституирующего сознания по терминологии Розанова В. В.). Эта она – обладатель логики и доказательств, изобретатель обвинений и оправданий. Когда рассудок способен подниматься по лестнице абстрагирования выше отдельного вида деяния и зреть одновременно всю область памяти, например, по прелюбодеянию, то он, сохраняя прежнюю тактику (правило вывода), выбирает иные области памяти для просмотра и затушевания. Например, прелюбодей, как правило, бывает щедрым, распутная женщина - скрягой. Сознание прелюбодея, отчитываясь перед подсознанием (государем) по поводу соблюдения заповедей, всегда направить свой взор в область той заповеди, с которой он более-менее в ладах. И с квартальным отчетом у него не будет проблем.

Если рассудок профессионально занимается абстрактными науками (например, таковыми Ал-Газали в «Весах деяний» и Августин А. в «Исповеди» считают мышление математиков) и способен охватит умозрением большие области памяти, то ему не избежать встречи с тем уголком души, где не раз нагадил. А рассудок уже обучен изворачиваться, он ответит Сознанию, что ему Аллах и Его заповеди не указ, он мудр и правдив, никого не убивал, не грабил, не насиловал, как это делают окружающие его людишки, и впредь останется оплотом справедливости. Как пишут Ал-Газали и Августин А., тут уже пахнет богохульством. Такому рассудку оправданием служит его абстрактные построения (абстрактные знания способны закрепляться на генетическом уровне) о правоте своих умозаключений, которые подкрепляются практикой: сколько вокруг негодяев развелось.

Известна притча о том, как вора, забравшегося в чужой сад, застал хозяин сада и спросил о том, что тот ищет в его саду. Хотя сад был огорожен высоким и плотным забором, а вокруг сада - кустарники и овраги, вор ответил, что забрался в сад справить нужду. Притча разоблачает промысел рассудка – его неискренность. На этот раз ни вор, ни хозяин сада не поверили рассудку. А частенько мы верим обману собственного рассудка и нередко по привычке поддаемся забавам чужого ума.

Бывает похуже, чья-то душа лезет тебе в душу. Не верь тому, что она там ищет дружбу, она, просто, хочет справлять нужду. А сколько душ погибает в сетях неискреннего рассудка ближнего?

Завершая небольшой экскурс во владения великого имама ал-Газали, отметим, что самые ярые нападки на «Происхождение видов» Ч. Дарвина были предприняты не сообществом ученых биологов, а лордами и сэрам, на протяжении веков гордившимися своими родословиями. Вопрос о двуличии рассудка задевает не только лордов и сэров, а всех живущих на Земле людей. Чем быстрее они перестанут препираться и признают этот недуг, тем раньше они станут на путь истины и займутся самоочищением.

Лирература

1. Абу Хамид ал-Газали. Эликсир счастья: - Санкт-Петербуг, «ПВ№, 2002.

2. Коран, перевод Крачковского И. Ю: - Баку, «Язычи», 1990.